Новый вызов педагогике
Сегодня таким вызовом становятся тенденции развития современного образования
В рейтингах международных исследований наши дети есть как в
самом низу, так и в самом верху. Но речь не о том, где мы хорошие, а о
возможностях движения в лучшую сторону.
Исследователи исследуют, практики практикуют, но все сходятся на том,
что если у ребенка есть привычка думать самостоятельно, он пробивается
через затруднения и неожиданности в заданиях, а если нет, максимум, на
что способен, – вспомнить правильный ответ.
Ученые-психологи говорят: если до 6 класса ребенок не обрел себя в
учебном процессе, дальше ему приходится терпеть или сопротивляться,
либо то и другое вместе. Настолько важно правильно вести обучение
именно в первой половине школы.
Но как – правильно?
Чьими заслугами?
Бывает, перебирая записи с разных совещаний и конференций,
вдруг находишь в высказываниях специалистов, чиновников, ученых
какие-то смыслы, в первоначальной целостности упущенные. Вот, например,
подборка на тему «особенности национального образования» (в
переложении).
...У нас в стране очень высокий уровень участия населения в
образовании по сравнению с другими странами. Родители вникают и
помогают. Что скрывать, есть соблазн на этом проехаться. Построить
учительскую работу на руководствах для родителей по выполнению домашней
работы. Тут о воспитании учебной самостоятельности мечтать не
приходится, а время уходит. Второе следствие – не все родители могут
досконально контролировать учебную жизнь детей, и ребенок, который
«сам», становится заложником; начинается расслоение.
…У нас в стране еще сильно влияние «советской педагогики», в
частности программ и учебников, составленных с чрезвычайным тщанием на
основе сотен компетентных экспертиз и при участии блестящих психологов
мирового уровня. Настолько выверенных, что «защиту от дурака» давали
мощную. Бери и учи. Если еще и о детях можешь думать, научишь очень
хорошо. Педагоги старой выучки и сейчас на программы очень полагаются,
хотя послушать специалистов – «это всего лишь рекомендация, не надо на
них молиться». И даже авторы программ говорят: «Да что программа, самая
распрекрасная без хорошего учителя не работает». Тех программ уже нет и
не будет. А мы все смотрим в бумаги и проверяем учеников на
соответствие их требованиям, мол, ничего личного. Забывая о стойком
убеждении советских педагогов: всех детей можно и нужно учить.
…У нас в стране все еще сохраняются преимущества
математического образования. Есть исследование о том, что наблюдается
корреляция между качественной подготовкой по математике и
производительностью труда человека (Великобритания), есть исследование
об улучшении результатов по русскому при хорошем учителе математики
(Россия), также известна заинтересованность зарубежных ученых нашим
школьным математическим образованием – все это и в нас пробуждает
внимание. Математик учит думать. Развивает теоретическое мышление.
Удерживает ориентацию на сущностное, а не внешнее. Но сколько можно
ехать на честной математике?
Своим ходом
Идея личной ответственности каждого учителя за свою работу,
заложенная в новых ФГОСах, и воспринимается то как утопическая – не
потянет, куда ему, а то как реалистическая – за результат-то он уже
отвечает. А вот за процесс? Хотя как без внутренней свободы развивать в
ребенке ту перспективную способность к оригинальному видению проблем и
самостоятельным решениям, которая одна дает ему возможность учиться
дальше? И вот подборка высказываний на тему «что труднее всего
объяснить педагогам», тоже в переложении.
…Когда учителя по старинке ищут готовых рецептов или
сценариев, когда дальше своей дисциплины не ходят, они как бы смотрят
из традиционного угла «дать–спросить». Как бы еще получше объяснить и
как бы покруче проконтролировать? И сегодня очень часто под
самостоятельностью ученика понимают прилежание в исполнении заданного
учителем. Но если из этого угла не выходить, обходиться столь малым
набором навыков и не тратиться на «присмотреться – понять-догадаться –
соотнести – выбрать», то дети не дают учителю работать.
…Когда в вузах до сих пор умудряются учить будущих педагогов,
не включая их в информационное пространство, монологично и рутинно, это
катастрофа. Педагогика и психология по книгам. Важнейшее качество
учителя, контактность, никак не тренируется. В школе та же рутина, а
если «активные формы», то насильственно, а не добровольно. Системе
переподготовки тоже не приходится доверять, остается самообразование и
взаимообучение.
…Когда же начнем учиться понимать себя и понимать других
сквозь себя, учиться относиться к ребенку не как к
другому-постороннему, а как к себе-неуловимому? И это сегодня важнее,
чем факты по предмету, который учитель преподает.
…Наконец, осознаем: новую педагогическую повестку диктует не
чья-то причуда, а общая ситуация в мире: каноны расползаются, границы
знания не совпадают с пространством предмета, предмет то и дело норовит
«выскочить» на территорию, где учитель не специалист. Жесткое уходит,
авторитарное не работает. Люди стали мягче и чувствительнее. Визуальное
пересиливает текстовое, личное в ученике и учителе – ролевое. И этому
надо как-то соответствовать.
…Будем удерживать позицию, понимать, что вот это –
предсказуемость, отсутствие не только «последних вопросов», но и
невнимание к вопросам вообще ради одного только сохранения привычного
вида образования, и тут не происходит никакого движения никуда. А вот
это – слух на ситуации «других», включение в них, притом с малой
уверенностью в полной своей правоте, с отсутствием этого «во что бы то
ни стало», но с постоянной озабоченностью увеличением собственной
культурно-социальной базы.
И два разных педагогических страха: как бы чего не вышло и как
бы не остыть.