Аттестация для аттестующих
А не ввести ли для разработчиков аттестационных процедур тесты на профпригодность?
Время аттестации учителей. Время, когда в редакцию приходят
письма с предложениями «поделиться мыслями, обсудить эту волнующую
проблему» и даже «разобраться».
Правда, в условиях общей неразберихи, которая только усугубилась
введением «аттестации по-новому», а сейчас подогревается подготовкой
правил для «аттестации по-новейшему», разбираться очень трудно. Дожить
бы до принятия нового Закона «Об образовании».
Да и люди, судя по письмам, «не ждут милостей от природы», определяются
сами. По-разному, конечно.
…«В этом году я аттестуюсь
(имею первую категорию). Чтобы аттестоваться успешно, необходимо
длительный период, как минимум год, заниматься только подготовкой к
аттестации. В том числе – вызвать к себе интерес людей, без поддержки
которых пройти аттестацию очень трудно. Но вот вопросы: а когда
работать с детьми? Когда тщательно готовиться к урокам, проводить
интересные внеклассные мероприятия? Я выбрала – работать. А аттестация
– как будет».
«Хочу подтвердить высшую
категорию, и электронное портфолио решила представить тоже по высшему
разряду, в форме личного сайта. Дело это оказалось не таким простым для
меня и не дешевым, но все получилось, и руководство меня отметило.
Предложили поделиться опытом, но тут я задумалась: что говорить
коллегам? Что на мой сайт никто не приходит, как и на их «портфолио на
дисках»? Что это сайт для аттестации? И вообще – смотрите, сколько надо
произвести туфты ради высшей категории. Но ведь таковы правила! На
семинаре я все рассказала, как положено, и ни один человек не спросил –
зачем?».
Обратим внимание на явление: аттестующийся учитель должен
удивлять и поражать, кем-то представляться-казаться, только не «простым
учителем», который занят детьми.
Такое впечатление, что аттестацию проводят какие-то пришельцы, для
которых педагогическая работа не самоценна, а нужна для доказательств
совершенно посторонних идей.
И хотя это в корне неправильно, противостоять невозможно: либо ты успел
заскочить в быстро несущийся поезд «новой школы», либо отстал.
Между тем дети модернизации образования уже подросли. Нам пришло письмо
от школьницы:
«Я поступаю в МГУ, у меня
два репетитора по немецкому, один по информатике, по русскому и
математике само собой, то есть за баллы ЕГЭ я спокойна. Но там еще
какой-то творческий конкурс (я на журфак решила), это что? Подскажите,
где к нему готовят, кто и сколько, если что – приеду в Москву».
Вот они – стандартные люди нового качества: «кто, где и
сколько» – остальное от лукавого. Да и когда, с кем им было успеть
осмыслить-усвоить общечеловеческую норму? Бежать к цели и не
заморачиваться – вот что они поняли в школе.
…По таким вот критериям школа уже стольких учителей потеряла – не тех,
кого должна терять.