ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Школа: кузница баллов или среда развития личности?
Наиболее масштабные реформы сейчас происходят в системе оценки
качества образования. ЕГЭ в школе, единые требования к аттестации
учителей, обсуждается проект введения единого экзамена в вузах на
уровне перехода из бакалавриата в магистратуру и так далее. Все эти
меры повышают управляемость образованием, дают возможность по
определенным критериям судить о качестве подготовки школьников,
студентов, учителей, об эффективности работы учебных заведений. Что ж,
такая система оценки (контроль) хороша, поскольку обществу нужны люди с
определенными параметрами, специалисты, подготовленные к решению
определенных задач. Но обществу нужны и личности.
По моим наблюдениям, сегодня многие школьники и студенты видят
смысл образования в расширении кругозора и круга общения, расценивают
учебу как форму досуга и обучаются, не имея никакой утилитарной цели,
просто потому, что интересно. Запрос на образование в современных
условиях все больше исходит от личности.
Не всегда родители, отдающие ребенка в кадетские школы в первый класс,
готовят его к военной карьере. Нередко они мотивируют свой выбор тем,
что хотят видеть сыновей мужественными. Не все приходящие на факультет
психологии будут претендовать на место психолога, возможно, люди просто
хотят научиться пониманию. И так далее.
Новые потребности должны рождать новые подходы к организации
образования. Схема, когда заказчиком является работодатель, он
заинтересован в системе оценивания специалиста по определенным
критериям, он определяет, что должен знать и уметь студент вуза или
слушатель курса повышения квалификации, отживает. Заказчиком выступает
сам человек, и ему важно другое: как он продвигается, чему учится,
каким становится.
На практике все это означает большую гибкость при оценивании
образовательных учреждений, поощрение образовательных инициатив
специалистов, работающих в области образования, и сведение к минимуму
количества бюрократических и иных барьеров, препятствующих реализации
новых идей. В таких условиях роль творческой преобразующей деятельности
каждого педагога автоматически возрастает.
Но повсеместно происходит нечто странное: родители отдают детей в
школы, где лучше готовят к ЕГЭ, а не туда, где комфортнее микроклимат
и где взаимоотношения между учителями и учениками более глубокие. Цена
школы сегодня – результативность выпускников, в то время как первая
задача школы – удовлетворение потребности детей в развитии и
самопознании. И первым делом школа должна помочь ребенку найти свой
интерес в образовании.
Страсти по контролю пора усмирить и сделать акцент на содержании
образования и формах деятельности. Сначала приблизить образование к
потребностям каждого, а потом, далеко не сразу, прибегать к замерам и
отчетам.
Чтобы дети не были выхолощенными. Когда ко мне приходят на занятия
первокурсники, я провожу скрытый тест, прошу назвать ассоциации со
словом «английский». И они говорят: «Урок». Не английский язык, а
английский урок! То есть даже моя сугубо практичная дисциплина не
ассоциируется с жизнью.