ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Семейные образовательные стратегии: инвестиции и ожидания
Во что вкладываются родители?
Условия обучения и воспитания детей за прошедшие 20 лет
изменились, родительские стратегии относительно социализации детей
стали более разнообразными.
Какими именно? Анализом и экспертизой ресурсов семей в образовании
и социализации детей и подростков занялись ученые. На днях Виктор
Вахштайн, руководитель Центра социологических исследований РАНХиГС,
познакомил сообщество с некоторыми результатами исследования на эту
тему.
Разные группы семей – разные
стратегии
В исследовании, в частности речь шла о том, что разные группы
родителей неодинаково ведут себя по отношению к образованию детей: по
разным критериям выбирают образовательное учреждение, связывают с ним
разные ожидания, по-разному готовы вкладываться в образование ребенка.
Стратегия делегирования. Ее выбирают родители, которые доверяют
образование детей специалистам, и это примерно половина всех родителей.
По их мнению, главное, чтобы образовательное учреждение было удобно
расположено, туда без труда можно было поступить, спокойно учиться – их
требования к качеству ОУ стандартные. В этой стратегии горизонт
ожиданий настолько узок, что это даже не стратегия минимализации
издержек, а просто, по словам исследователей, реактивное поведение.
Стратегия «целевые инвесторы». Этих родителей в первую очередь
интересуют исключительно показатели качества образовательного
учреждения и уровень подготовки для перехода на следующую ступень
образования. Поведение «целевиков» активно: они ищут отзывы, спрашивают
совета у сообщества в интернете, они готовы возить детей на транспорте
и оплачивать разные образовательные услуги, лишь бы ребенок оказался в
руках настоящего специалиста и в надежном месте. Критерий доверия для
них очень важен.
Стратегия «пакетные инвесторы». Спрос на интегрированные пакеты «все
включено» – и образование, и воспитание – растет, и в этом
просматривается желание родителей закупить оптом всю социализацию
ребенка, начиная от платного детсада при хорошей школе, которая
существует при престижном вузе, – и до аспирантуры. Мотивацию
инвестирования при таком подходе нетрудно просмотреть: мой ребенок –
доказательство моего личного успеха.
Волны родительского участия
Неверно думать, что эта классификация стратегий напрямую
связана с доходом семей или типом населенного пункта. Отнюдь.
Оказывается, во-первых, с возрастом ребенка. Среди родителей
дошкольников больше «целевиков», а первоклассников делегируют, потом
детям подбирают «пакеты», а вот девятиклассников либо снова делегируют
(половина махнули рукой), либо прибегают к частным образовательным
услугам («целевики»): 65% девятиклассников занимаются с репетиторами.
Во-вторых, никаких жестких стратификационных мерок в выборе той или
иной стратегии ученые не обнаружили. Так, среди «целевиков» встречаются
как люди с очень высоким достатком (30%), так и с очень низким (45%
опрошенных). Это в большей части жители районных городов, а не
мегаполисов. И далее: среди «целевиков» доминирует представление, что
воспитывать должна семья, и они «заряжены» только на образовательные
услуги.
Еще интереснее с «пакетными инвесторами». Фактически они тоже
делегировали образование и воспитание специалистам (с минимумом
персонального участия), с той лишь разницей, что «пакетные» вложились
деньгами в то, что выбрали. У них просто разные планы на будущее
ребенка. К «пакетным» отнесли и родителей сельских детей: отправить
ребенка в хорошую школу или интернат в райцентре с перспективой
поступления в вуз.
Ради чего они
стараются?
По данным исследований Всемирного банка, отношение к ребенку
как объекту, который обеспечит старость родителей, наблюдается в
странах, где нет хорошей пенсионной системы. Там же, где издержки по
старости обеспечивает государство, в детей особо не вкладываются.
Трудно согласиться, что для российских родителей именно перспектива
«стакана воды» определяет заботу о будущем ребенка. Скорее, страх за
него: такая страна, что надеяться на то, что «ребенок сам пойдет по
жизни и все себе найдет», не приходится. И это установленный факт:
недоверие родителей к школе, которая «не справляется», «не дает ребенку
шансов». Но ведь именно это и есть главная функция образовательного
учреждения: повышать жизненные шансы детей. Почему не так – отдельный
разговор.
Важно, что это приходится делать родителям, и тут у всех свои ставки и
ресурсы. Как следствие: все раньше детей начинают принуждать к учению,
все ниже сдвигается точка выбора будущей деятельности, все меньше у
ребенка свободного времени для размышления о себе и о жизни. И как ни
плохо родительское безразличие, но и безмерная активность – палка о
двух концах.