Одаренные дети: очередной концептуальный подход...
Недавно на коллегии Министерства образования и науки был
представлен проект «Концепции интеграции эффективных механизмов поиска
и поддержки талантливых детей и?молодежи в общенациональную систему»,
написанной по?поручению Президента РФ Дмитрия Медведева рабочей группой
под руководством помощника главы государства Аркадия?Дворковича. В ее
состав вошли специалисты из Высшей школы экономики, Московского
института открытого образования, ректоры вузов, учителя. Пока это еще
только проект, а не закон и у нас есть время подумать…
Напомним читателю, что это уже вторая попытка
усовершенствования системы работы с одаренными детьми. Первая была
предпринята в 2009 году рабочей группой при Министерстве образования и
науки, написавшей Колмогоровский проект, названный так в честь великого
ученого, определившего основные направления в системе обучения и
воспитания талантливых школьников. В числе авторов этого проекта видные
ученые, академики РАН Ю.Осипьян, В.Полонский, В.Рубаков, А.Абрамов,
В.Скулачев, А.Хохлов, а также знаменитые педагоги: народный учитель
СССР Л.Мильграм и народный учитель РФ, директор лицея «Вторая школа»
В.Овчинников.
Однако Колмогоровский проект в силу не очень понятных обстоятельств был
положен под сукно. Правда, год назад его опубликовала «Новая газета»,
№?25, 11.03.2011?г., http://www.novayagazeta.ru/data/2011/025/32.html.
А вот у проекта концепции более счастливая судьба: он опубликован на
официальном сайте Минобрнауки: http://mon.gov.ru/files/materials/9189/12.01.24-spravka.pdf,
его обсуждали в Общественной палате, предложения по нему поступают из
регионов.
Сравнить их интересно хотя бы для того, чтобы лишний раз
удостовериться в том, что же у нас в образовании считается «хорошо», а
чему ставитcя заслон.
Колмогоровский проект ориентирован на поддержку учеников
преимущественно старших классов, способных к математике, информатике,
естественным наукам. Концепция – на выявление и развитие одаренности
детей и молодежи от школы до вузовского и послевузовского периодов,
проявляющих способности в сфере образования, науки, искусства и спорта.
Верхний возрастной порог – 21 год для спорта и 35 лет – для науки и
образования.
Колмогоровский проект ставит во главу угла кадровую проблему и проблему
расширения базы для работы с одаренной молодежью, а концепция
ориентирована прежде всего на выявление и поддержку талантов – без
решения кардинальной проблемы дефицита кадров и дефицита школ
повышенного уровня образования.
Колмогоровский проект четко определил необходимое количество
специализированных учебных заведений: 150 школ по 500 учащихся в
каждой, равномерно распределенных по всей территории страны. В
концепции ставка делается на общеобразовательные учреждения и на сферу
дополнительного образования детей.
В Колмогоровском проекте по части подготовки педагогических кадров
основная ставка делается на специальные школы, лицеи и гимназии,
которые уже накопили большой опыт работы с одаренными детьми и на базе
которых рекомендуется организовать стажировочные площадки для обмена
опытом. Концепция предлагает опираться в этом вопросе на вузы.
По части форм работы с одаренными детьми в условиях массовой школы
авторы Колмогоровского проекта предлагают кружки и факультативы, авторы
концепции?– профилизацию учебных программ в старших классах обычных
школ.
Сроки реализации Колмогоровского проекта – два года, концепция
рассчитана на долгосрочный период.
Зато в концепции, в отличие от Колмогоровского проекта, предельно четко
прописано материальное стимулирование тех, кто работает с одаренными:
создать Специальный фонд, пополняемый из средств федерального,
региональных бюджетов и частных инвестиций, деньги фонда расходовать не
только на поощрение наставников, работающих с одаренными детьми, но и
на гранты и стипендии для талантливых школьников, студентов, аспирантов
и даже на поддержку талантливых профессионалов, когда они состарятся…
Нетрудно заметить: тема у проектов одна, а цели, которых
собираются достигать разработчики одной и другой группы,
вырисовываются, похоже, разные.
«Концепция – это большой общенациональный проект», – считают
разработчики
Мы поговорили с
Иваном Ященко, директором Московского центра непрерывного
математического образования, проректором Московского института
открытого образования, организатором многих олимпиад для школьников.
– Какова, по-вашему, главная задача работы с одаренными детьми?
– Наша главная задача – развитие одаренности в каждом ребенке,
предоставление возможностей для самореализации. Для одних детей это
может быть специальная школа, для других – обучение в обычном учебном
заведении и развитие своих способностей через систему кружков и
дистанционные курсы. Все зависит от психологических особенностей
ребенка. Дело в том, что переход в специальную школу для одних –
возможность сосредоточиться на любимом деле, общаться с педагогами,
которые тебя понимают, а для других означает слишком раннюю
профилизацию, попадание в жесткую конкурентную среду, отрыв от семьи,
если это школа-интернат. Поэтому я не сторонник того, что всех
одаренных детей надо собрать в спецшколах, особенно в интернатах. Нужно
создавать разнообразные условия для развития ребенка. А основой для
этого является накопленный в нашей стране опыт – тот самый, за которым
к нам приезжают со всего мира: опыт Колмогоровского интерната, опыт
заочных школ (например, ВЗМШ ), опыт ведущих математических спецшкол
(например, 2, 57, 179-я школы в Москве, в Санкт-Петербурге – ФМЛ №
239), Московского центра непрерывного математического образования. И
одной из практик сохранения и развития такого опыта может быть и
Колмогоровский проект – но лишь как один из элементов системной работы.
– Но для того, чтобы выявить
одаренного ребенка и развить его способности, требуются не менее
талантливые педагоги. Есть ли они в обычных массовых школах?
– Надо и развивать массовые школы, и поддерживать опыт ведущих
школ и центров, вузов, на базе которых должны быть организованы
стажировочные площадки по работе с одаренными детьми. Работа с
одаренными детьми во многом держится на энтузиастах. Например,
Кировская область, далеко не самый богатый регион, занимает ведущие
места во многих олимпиадах, конкурируя с университетскими центрами и
столичными городами. Своим успехом ребята обязаны Игорю Рубанову,
яркому, талантливому человеку, и собранной им команде энтузиастов.
Естественно, такие примеры есть и в других регионах.
– Авторов
концепции упрекают в том, что их главная цель не поддержка одаренных
детей, а создание Специального фонда для финансирования мероприятий
проекта. Насколько обоснованны эти обвинения?
– Разговоры о том, что кто-то хочет поделить деньги,
неизбежны, но без денег эту проблему не решить. Дело в том, что
финансирование работы с одаренными детьми через систему образования
наталкивается на целый ряд ограничений, в том числе в части
межбюджетных отношений и нормативно-подушевого принципа распределения
средств. Нередки случаи, когда нет денег на проезд школьников для
участия в заключительном этапе олимпиады, из-за чего в прошлом году
Всероссийская олимпиада школьников по ряду предметов чуть не оказалась
под угрозой срыва. Было бы достаточно маленьких грантов в размере 7–25
тыс. рублей, чтобы обеспечить участие одного конкретного школьника в
конкретном мероприятии или проведение научного праздника в школе. Такие
гранты не заинтересуют коррупционеров, да и процедура выдачи грантов
должна быть простой, с освещением в интернете.
Заслуживает внимания опыт негосударственного фонда «Династия», который
по ряду направлений работает эффективнее государства при минимальных
затратах, и опыт РФФИ, который позволяет, например, молодым ярким
ученым получать гранты независимо от административной научной системы.
Работа с одаренными детьми – это общенациональный проект, поэтому
создание Специального фонда, который бы целевым образом финансировал
эту работу, мне представляется очень важным. Ведь каждый рубль,
вложенный в одаренного ребенка, вернется государству сторицей.
– В концепции отмечается
необходимость работы с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья, но как это сделать на практике, не уточняется. Может, это
очередная декларация?
– В области работы с одаренными детьми я большой сторонник
инклюзивного образования: нужно обеспечить возможность участия ребят с
ограниченными возможностями здоровья в мероприятиях, олимпиадах,
кружках, летних школах наравне с остальными сверстниками – за счет
создания специальных условий, привлечения ассистентов-помощников,
обеспечения техникой. У нас есть примеры, когда дети с тяжелыми формами
ДЦП выигрывали всероссийскую олимпиаду по математике.
– Сегодня
олимпиады вызывают немало нареканий со стороны профессионального и
родительского сообщества. Как вам видятся дальнейшие перспективы их
развития?
– Классические олимпиады, которые проводятся много лет
(например, Питерская и Московская математические, Турнир городов и
другие) – сохраняют традиции и успешно развиваются. Главная опасность?–
это бюрократизация олимпиад, связанная с льготным поступлением в вузы,
и появление интеллектуальных соревнований исключительно для достижения
этой цели. Усиление требований к отбору олимпиад, например, сокращение
количества тех, которые дают льготы на поступление, может помочь. Кроме
того, в отличие от ЕГЭ олимпиады должны более гибко и мобильно
реагировать на запросы времени и выходить за рамки учебных предметов,
отражая актуальные направления профессиональной и предпрофессиональной
подготовки.
– В чем коренное отличие
концепции от традиционной системы работы с одаренными детьми,
сложившейся еще в советские годы?
– Сейчас, как и тогда, актуальны два основных направления
работы: поддержка энтузиастов, работающих с одаренными детьми, и
повышение качества массовой работы, но уже в новых
социально-экономических условиях, с использованием возможностей
информационной среды. А для успешной реализации концепции основные
усилия должны быть направлены на создание нормативной базы, финансовых
условий и координированной системной работы взамен разрозненных
мероприятий.
«Концепция замахнулась на все сразу, но она не проработана»,
– считают оппоненты
Мы побеседовали
с Александром Ковальджи, заместителем директора по науке лицея «Вторая
школа», одним из разработчиков Колмогоровского проекта.
– Как вы оцениваете проект
концепции?
– Критически. Во-первых, нужны альтернативные проекты и их
обсуждение, тогда будет выбор, дискуссия и польза делу. А когда
предлагают один из одного, то это почва для злоупотреблений.
Во-вторых, проект концепции предлагает иногда и вредные меры. Ошибка
думать, что талантливые школьники смогут успешно развиваться в обычных
школах, что работу с одаренными детьми можно развернуть, не повысив
социальный статус учителя.
Одаренный ребенок нуждается в повышенной нагрузке для самореализации,
ему нужны профессиональный диалог с учителем и среда для развития. Эту
миссию выполняют лицеи и гимназии с интенсивной программой и особой
атмосферой познавательной активности.
В-третьих, очень опасна сама идея: вешать на ребенка ярлык «одаренный»,
что неминуемо приведет к социальному напряжению, борьбе за ярлычки,
обидам и пересудам. К детям с ярлычком «одаренный» предъявляются
повышенные ожидания, а если эти дети не становятся победителями больших
соревнований, их записывают в неудачники. Это сломанные судьбы.
Есть много переходных форм, и ребенок сегодня проявляет большой интерес
и способности к истории, завтра – к рисованию и музыке, а послезавтра –
к математике и физике. Поэтому нельзя слишком рано закреплять за
человеком путь, по которому он пойдет.
– Можно ли сказать, что
одаренные дети, повзрослев, делают блестящую карьеру?
– Есть ребята, которые не принимали участия в олимпиадах и
становились хорошими учеными, но, как правило, именно участники
олимпиад выбирают научную карьеру. Способности у людей бывают разными,
поэтому необходимо расширить тематику олимпиад, вывести их за рамки
учебных предметов. Нам нужны конкурсы изобретателей, дизайнеров,
организаторов и т.д. К сожалению, сегодня многие конкурсы превращаются
в спектакли с заранее определенным финалом.
Каждому школьнику надо предоставить возможности для развития. Главное?–
чтобы люди понимали «правила игры» и видели перспективу. Если
выпускники видят, что по специальности они устроиться не смогут или в
случае трудоустройства зарплата не обеспечит достойный уровень жизни,
то это сразу обесценивает все этапы их образования.
– Допустим, мы выявили по
всей стране талантливых детей, но кто будет с ними работать?
– Уж точно грантами здесь не обойтись. Для начала нужно дать
как можно больше свободы талантливым учителям, которые умеют работать с
мотивированными и талантливыми детьми. К сожалению, из-за низкого
социального статуса профессии учителя талантливая молодежь в школы не
идет.
Тем не менее уже наработан большой опыт работы со способными,
мотивированными и одаренными детьми, есть кадры и школы, с которых
можно брать пример. Сначала надо создать сеть школ в области
математики, информатики и естественных наук, поскольку здесь наиболее
сформированные традиции. Надо развивать не вертикальные, а
горизонтальные связи в образовании, давать больше возможностей
учителям, которые достигают высоких результатов. Сейчас педагоги
разобщены. Нужны ассоциации школ и учителей-предметников – с целью
обмена опытом, организации конференций, дискуссий.
Для решения кадрового вопроса надо не только увеличить зарплату
учителя, но также и снизить его нагрузку, тогда учитель сможет уделить
внимание каждому ребенку. Для этого либо норматив должен быть не 18, а
9 часов в неделю, либо учеников в классе – не 25, а 15. Сейчас учитель
просто не успевает «дойти до каждого», или успевает, но в ущерб
здоровью и своей семье. У учителя должно оставаться время и для
профессионального роста.
Что еще важно для работы с одаренными: подтягивать средний уровень всех
школьников. Необходима хорошая работа с мотивированными детьми в каждой
школе, чтобы такие дети могли заниматься по углубленным программам.
Надо поощрять и школы с изначально слабым контингентом учащихся. Если
учителю удается дотянуть слабых детей хотя бы до нормального среднего
уровня, то это великая его заслуга. А у нас поощряют только за высокие
достижения.
Вот если учительский корпус воспрянет и кадровый вопрос решится, тогда
и детям будет хорошо учиться. А без заботы об учителе будет так:
бюрократические структуры займутся освоением средств, а до педагогов,
работающих с одаренными детьми, дойдут «слезы». Во избежание этого я
предлагаю все планируемые по концепции средства для грантов передать
Фонду Дмитрия Зимина «Династия», авторитет которого заслужен.
Подготовила материал Ольга ДАШКОВСКАЯ