КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Внутренние одиссеи в поисках новых пространств
Каждый из нас – «Человек.doc»: открытый проект с непредсказуемым финалом
На сцене в круге света – человек. Молодой, даже юный – так по
крайней мере кажется издалека, из темного зала. Вдруг он произносит: «Я
– Олег Кулик». И начинает рассказывать жизнь.
Совершенно не свою – не ту, какую мог бы прожить человек его возраста и
внешности.
Проходит несколько минут – и ловишь себя на том, что веришь. Человек
преображается на глазах. Становится старше, искушеннее, темнее,
грустнее, язвительнее… У него даже появляется характерная куликовская
жестикуляция. Кажется, будто он вправду говорит о себе – и впервые
задумывается, запинается, медлит, ищет мысль, сам ей удивляется,
подбирает слова… Но нет: перед нами – актер, и это – спектакль. С
жестким сценарием.
Правда, на сей раз – нетипичный. Обычно в проекте «Человек.doc» все еще
неожиданнее. На сцену выходит сам герой. Весь спектакль – его монолог:
о чем-то коренном, смыслообразующем в его жизни. Таков замысел
организаторов проекта: театра «Практика» во главе с художественным
руководителем Эдуардом Бояковым (идея, собственно, его) и театра-клуба
«Мастерская». Уже больше года спектакли проекта идут на этих площадках.
Всего героев и спектаклей пока десять. Кроме Олега Кулика, это его
коллеги–художники Гермес Зайготт и Александр Петлюра, китаевед,
переводчик, мастер чайных церемоний Бронислав Виногродский, драматург
Александр Гельман, философ Олег Генисаретский, режиссер и сценарист
Ольга Дарфи, поэт Андрей Родионов, рэпер Смоки Мо, композитор и
мыслитель Владимир Мартынов. Что ни название (кажется, герои
придумывают их сами) – то ключ к проекту: «Исцеление переводом»
(Виногродский), «Круги на полях» (Смоки Мо), «Смутный объект разведки»
(Дарфи), «Внутренняя одиссея» (Генисаретский)… С каждым, прежде чем тот
выйдет на сцену, работают драматург и режиссер, делая вместе с героем
пьесу из его настоящей и единственной жизни.
Но зачем? Что вообще может объединять всех этих предельно
разных людей в рамках общего замысла? «Культурные герои современности»,
– объясняет всезнающий интернет. Но кого и почему считают таковыми
авторы проекта?
Это первый вопрос, который хочется задать одному из них, драматургу Алексею Зензинову.
–
Главных критериев, – говорит Алексей, – у нас было два. Во-первых,
герой должен быть человеком, профессионально состоявшимся, чей вклад в
науку, литературу, искусство во всех его проявлениях значителен и
признан современниками. Новатор, творец. Во-вторых, он должен быть
готов предельно откровенно говорить о своих ошибках, неудачах,
мировоззренческих кризисах. Он должен пережить – или переживать сейчас
– состояние выбора, способного изменить его жизнь.
Людей, отвечающих обоим требованиям, не так много. Изначально персон в
списке было почти двадцать. Часть пришлось забыть после первых же
предварительных переговоров: они не были готовы впускать посторонних в
интимное пространство.
Если же говорить о современном культурном герое, это, на мой взгляд,
фигура, которая сочетает в себе трудносоединяемые качества: медийность
и самодостаточность, молитвенное самоуглубление и эксцентрику,
экстравертность и интравертность, консерватизм и готовность к
радикальным переменам. Пропорции могут быть разными, но наличие
ингредиентов необходимо. Наши герои именно таковы.
У каждого – неповторимый экзистенциально значимый опыт, жизненная
публичность и зоны, прежде закрытые от всех, даже от самых близких.
Понимание пройденного пути и важности его предыдущих развилок. И что
весьма важно, артистизм – реализованный или потенциальный.
– Но играть себя
настоящего? Для чего?
– Стремление к подлинности, невыдуманности – запрос времени. Не зря
сегодня популярна литература нон-фикшн: дневники, мемуары,
документальные свидетельства, написанные на их основе биографии...
Реальность, которую нам представляют СМИ, жанровое кино, репертуарный
театр, большинство современных прозаиков, слишком истрепалась и
нуждается в постоянном приукрашивании. Этой реальности перестаешь
доверять – и начинаешь искать ее новые формы.
Соприкасаясь с опытом другого, сопереживая драматургию его жизни, мы
видим непридуманные конфликты. Слышим живой современный язык. Чувствуем
сопричастность изменчивому и неумышленному бытию. Возникает прямая
связь зала и сцены, какой трудно добиться, в очередной раз представляя
классическую историю с заведомо известным финалом – «Гамлета»,
«Вишневый сад». Личное публичное говорение на сцене – прививка против
хронического академизма, иссушающего искусство.
И тут вербатим – драматургический метод, основанный на использовании
при создании пьесы интервью с разными людьми, – становится верным
проводником в сторону настоящей жизни.
Да,
«Человек.doc» – новая стадия развития документального театра. До
недавних пор с помощью техники вербатим (от латинского «дословно»:
записывается прямая – и анонимная – речь, потом на основе таких записей
делается пьеса) на сцене воплощались социальные типы. «Люди вообще».
Как правило, «с трудной судьбой»: бомжи, маргиналы, наркоманы,
субкультурные подростки… «Человек.doc» радикально изменил задачу:
сделал предметом внимания человека «штучного», к типам не сводимого, и
его единичные смыслы.
– Изначально, – подтверждает Алексей,– это была попытка
обновить инструментарий вербатима за счет смены героев, уйти от
социалки – к онтологии. По ходу работы стало ясно, что это задача более
масштабная и сложная: изменить направление, в котором до сих пор
двигался документальный театр. Перестать ориентироваться на расширение
исследуемых групп, на горизонталь – выстроить вертикаль высших смыслов,
ради которых стоит прилагать усилия и автору, и герою.
– Но как сделать
из живой единственной жизни – искусство?
– Это процесс долгий и мучительный. Первый этап – отчуждение
героя от его слов, зафиксированных на бумаге. Затем принятие, затем
уточнение. Нужно все время ловить собеседника на противоречиях, на
смене акцентов, внешне этого не проявляя, а потом предъявлять ему
сказанное – и наблюдать за реакцией. Добиваться слома: иначе вместо
драмы получишь линейное описание сродни протоколу. И наконец, из
десятка промежуточных вариантов выбрать один и передать его режиссеру.
А там – новые родовые муки.
Технически самое трудное – выстроить драматургию на основе расшифровок
многих часов интервью. Приходится отсекать массу интересных текстов,
по-своему бесценных, но не работающих на главную идею будущей пьесы.
Хотя в отличие от коллег на Западе, которые приступают к вербатимным
проектам, как правило, уже вооруженные какой-то концепцией, установкой,
мы формулируем идею после глубокого погружения в материал.
Смотришь и думаешь: а ведь
есть вещи и потруднее. Ведь герои, по сути, делают невозможное. Не
только отваживаются на публичную рефлексию, но еще и от спектакля к
спектаклю ее повторяют. Это не значит, что каждый из них всякий раз
воспроизводит текст дословно. Иные его и не выучили и предпочитают
импровизировать, как Владимир Мартынов; Бронислав Виногродский
подсматривает в iPad, Смоки Мо просто читает с листа. Но все равно
остается – и воспроизводится – сама открытость чужим взглядам. Надо
защищаться.
Каждый изобрел свою стратегию защиты – и она стала
органической частью спектакля. Кулик и Гельман перепоручили свои слова
актерам. Родионов говорит о себе в третьем лице: «Жил-был Андрюша».
Другие окружают себя привычными предметами: Виногродский – чайниками и
термосами с чаем, свечами; Петлюра – чемоданами со старыми вещами (и
рассказывает о себе, собственно, через них). Мартынов играет на рояле и
читает стихи (все-таки не прямое самораскрытие), Смоки Мо читает рэп. А
вот Ольга Дарфи… о, это опять особый случай.
– Насколько случайно,
Алексей, то, что герои проекта – в абсолютном большинстве мужчины?
– Мне кажется, это отражение современной цивилизации. В ее
основе –«ян», мужское начало. Хотим мы или нет, парадигму развития
задают мужчины. Кроме того, мне трудно вспомнить, в мифологии какого
народа культурный герой – женщина.
Ну да: культурные герои – завоеватели незавоеванного. Разведчики
границ, добытчики нового, сырого, подлежащего освоению смыслового и
предсмыслового материала. Женщины чаще обживают срединные, как бы уже
завоеванные области бытия (это ли, впрочем, не повседневное их
завоевание?).
Я же подозреваю и вот что: мужчина более монологичен. Он сам – герой
своей жизни, и уж не единственный ли? Женщина, может быть, тоже
единственная героиня, но ей, чтобы увидеть себя, надо отражаться в
зеркалах. Ей нужны адресаты, партнеры по диалогу.
И вы только посмотрите, что устроила из типовой матрицы спектакля,
заведомо монологичного, единственная женщина–участница проекта: она
превратила его в диалог. Ее «Смутный объект разведки, или Чистая вата»
– единственный спектакль проекта, в котором заняты два актера.
Как ни защищайся, публичное самораскрытие – всегда риск. Но ради чего?
Для участников это – работа самопонимания. Сродни психотерапевтической
(кстати, для некоторых она таковой и оказывалась. Один из потенциальных
героев, рассказывал Алексей, не счел нужным продолжать работу после
того, как, выговаривая свою жизнь, нащупал решение давно волновавшей
его проблемы). И все-таки, даже если решение – для себя – найдено, надо
продолжать – это послание другим. Здесь человек становится посланием
весь, целиком. Со всей своей жестикуляцией, мимикой, манерой говорить…
А для нас, зрителей?
Пишут: участником такого проекта мог бы стать «каждый». И нет и да. С
одной стороны, понятно: чтобы выступать со своей жизненной темой на
сцене, надо быть носителем значимых смыслов. С другой стороны, на той
сцене, где приходится играть каждому, – на сцене собственного
самосознания – каждый может найти темы, собирающие вокруг себя его
жизнь. И прояснить свои отношения с ними.
В этом смысле каждый из нас – «Человек.doc»: открытый проект с
непредсказуемым финалом.
– А что проект
дал вам как автору?
– Я получил редчайший опыт. Прикоснулся, говоря словами одного
из наших героев, композитора и философа Владимира Мартынова, к
пространству «автоархеологии» нескольких замечательных людей. Вместе с
ними попробовал реконструировать личное прошлое и наметить вектор в
будущее. Главный итог проекта: художественное на сцене – не обязательно
игровое, если понимать под игрой реалистическую драпировку вымышленных
людей и обстоятельств. Документ – если его не фетишизировать – может
стать плотью и кровью нового искусства.
– Продолжение
будет?
– По крайней мере задумано – с новыми героями: теми, кто
внедряет и первыми обживает цифровые технологии.
Революционеры-программисты, лидеры IT-бизнеса, герои блогосферы.
Создатели второй, привнесенной реальности, которая не просто
сосуществует со старой, но становится основной для десятков, сотен
тысяч наших современников. Необычные люди, иногда – очень богатые, со
своими перипетиями и открытыми финалами. Я бы назвал эту новую
разновидность человека «Homo digitalis». Лакомый кусок для любого
драматурга.
А пока проект, спектакли которого на самом деле выстроены в одну
смысловую линию, завершает Владимир Мартынов с его знаменитой идеей
назревшей необходимости преодолеть человека, выйти за пределы его как
вида. Хорошо бы, однако, сперва составить себе представление: а что мы,
как вид, как тип существования, представляем собой сейчас?
Видимо, на вопрос «что такое человек?» нет раз и навсегда данного
ответа. Очень похоже на то, что человек существует по преимуществу в
форме этого вопроса (а все ответы на него, обретаемые по ходу дела,
ситуативны и частичны). Так вот: если проект чему-то и учит – это
существовать в форме вопроса. Понимать свою «вопросную» природу.