Сторож хорошего
Утро нового года. Сумерки. Тихо. Так тихо, как бывает в городе только раз в году
Разговоры за новогодним столом – это всегда брызги
шампанского. Слова летят, как дети с горки, барахтаясь и толкая друг
друга. Смысловые связи теряются по пути, как варежки, и все потому, что
всем хочется говорить о чем-то хорошем, а о хорошем говорить связно
очень трудно. Все прекрасное в нашей жизни таинственно,
непоследовательно и почти неизъяснимо. Поэтому простите, если эти мои
предновогодние заметки покажутся вам бессвязными…
Сторож хорошего
есть воспоминание о хорошем.
Из письма В.А.Жуковского А.П.Елагиной. 19 февраля 1816 г.
«Портрет мальчика с белым
отложным воротником»
На выставках и в картинных галереях нас почему-то больше всего
манят к себе портреты неизвестных. «Незнакомка», «Портрет неизвестного
в треуголке», «Портрет неизвестной с сыном», «Портрет неизвестной в
голубом платье», «Портрет неизвестной с цветами в волосах»,
«Неизвестный в шляпе», «Портрет мальчика с белым отложным воротником»…
Перед этими портретами хочется задержаться, к ним возвращаешься, они
что-то говорят нашему сердцу. Этот молчаливый диалог может длиться
годами. Возможно, с героями портретов нас роднит то, что и мы для них –
неизвестные. Будто на соседних путях встретились два поезда, пассажиры
смотрят друг на друга через окошки. Минута, другая – и поезда
разойдутся навсегда, умчатся в противоположных направлениях…
Под Рождество мы переживаем что-то подобное, вглядываясь в наступающий
год, как в портрет неизвестного.
Помните, на старых открытках Новый год изображали в виде мальчика. До
революции это был неуклюжий малыш, закутанный до глаз в платки и шарфы,
а в советское время – розовощекий отличник в отглаженных брючках или
юный космонавт, на груди или шлеме которого стояли гордые цифры нового
года. Как звать этого мальчишку – никто не знал, но с ним было веселее
глядеть в будущее.
Мерцание писем
Недавно в нашем старом книжном шкафу рухнули полки. Пришлось
вынуть из него книги и купить новый, такой же по размерам. Все бы
хорошо, но в новый шкаф вошло в три раза меньше книг, чем было в
старом. Почему – никто не знает. Загадка.
Так, оглядываясь на уходящий год 31 декабря, мы удивляемся: и как это в
него вошло столько событий и встреч, как втиснулось в какие-то триста
шестьдесят пять дней. Но не о том речь.
И вот сижу среди книг, оставшихся «на улице», перебираю их совершенно
бессмысленно. Вдруг между книг оказывается пачка писем. Старые, еще
советские конверты. Смотрю на даты – начало и середина 1980-х. Письма
от друзей по двору, по студенческому колхозу, по стройотряду, по
турпоездке…
…Уже полчаса как сижу и не
могу начать это письмо… Стихи «В
этой роще березовой…» Н.Заболоцкого мне известны давно – с 80-го года.
Сначала я услышала их в фильме «Доживем до понедельника». А потом я
купила «Кругозор» с этой песней и выучила ее наизусть.
…А я сижу перед окошком и
вижу, как наряжают нашу улицу к
празднику – опять понавели чистые беленькие полоски на асфальте и
развешивают разноцветные флаги.
…Вообще этот год был и
остается для меня счастливым –
появилось много новых друзей, а посему новых разговоров и увлечений.
Но, как и у тебя, есть у меня какой-то камень на душе, какой-то тяжелый
груз, который давит на сердце. Наверное, это боязнь растратить время
впустую, а вместе с ним – и жизнь.
Весь вечер я читал эти письма. В этом чтении были и мука, и
радость. И не поймешь, чего больше. А то пронзала отцовская жалость.
Ведь мы, запечатленные в этих письмах, – ровесники наших детей.
Бесконечные размышления о том, как жить. Попытка определиться в том,
что такое совесть, истина, счастье, любовь. Постоянная оглядка на
любимых литературных героев. Напряженное планирование своей взрослой
жизни: у меня обязательно все будет вот так и вот так. Напоминает
обучение летчика на компьютерном тренажере. На земле он сдает все на
«отлично», а потом поднимается в небо и почему-то разбивается. И потом
комиссия так и не находит причин.
Так и наше поколение. Мы готовились к полетам в ясную безветренную
погоду, когда вся земля как на ладони, а пришлось взлетать в кромешной
тьме, без ориентиров.
Письма вообще чем-то напоминают карту, но не местности, а души. И чем
старее бумага, тем заметнее рельеф.
…У нас целыми днями идет
красивый тихий медленный снег. Новый
год я встречала в Ленинграде. Очень понравились струнные ансамбли,
которые там широко распространены, – выделывают такие изумительные вещи
на обыкновенных балалайках, мандолинах, контрабасах – за душу берет!
…У нас сильным ветром
снесло половинку балкона. Теперь есть
замечательная дырка, сквозь которую видно, как дети строят снежную
крепость и нарядных баб, на голове у которых картонные коробки вместо
ведер.
…Настроение перед Новым
годом хорошее, а что будет потом – не
знаю… Смотрели «Хороший плохой человек»? Я, к сожалению, больше
Лаевский, хотя все считают, что у меня сильный характер, как у фон
Карена.
…Переживала-переживала, а
потом решила помечтать о чем-то
светлом и красивом – и благополучно уснула. Снились дети и собаки…
Сейчас я больше всего люблю детей – они не лгут. А взрослые все лгут. И
я теперь никому не верю. А детям верю… И хочу, чтобы у них было
счастливое детство, потому что человек не может быть плохим, если у
него было счастливое детство.
…Самое трудное – что-либо
хорошее начинать сначала. Наверное,
оттого, что так много читаю в последнее время, в голове тысячи
вопросов. Так трудно каждый день решать – правильно ли живешь? А нужно…
Павел Флоренский по сложности рисунка сравнивал письма с
листьями деревьев: «В произведении руки человеческой есть таинственное
мерцание жизни, как непосредственно чувствуется это мерцание в
тончайших сплетениях жилок листа».
Письма позволяют выйти из контекста «сейчас и сегодня». И если что-то
исполнилось, так это мечта оказаться рядом с героями любимых книжек.
Для наших детей советская юность родителей и юность Наташи Ростовой –
это почти одна эпоха.
Последний автобус
Помню, в июне 1982 года я купил билет на автобус до Вологды.
До рейса оставался еще целый час, я пошел бродить по городку и набрел
на книжный магазин. Это был купеческий дом, сильно ушедший в землю. В
магазине никого, кроме продавщицы, не было. Я окунулся в книги и забыл
обо всем на свете. Я что-то откладывал, пересчитывал деньги. Очнулся,
когда продавщица сказала, что магазин закрывается.
Я пошел на станцию, но увидел только пустую площадь, над которой в
закатном солнце висела дорожная пыль. Ушел последний автобус. Я
почему-то не расстроился. Летний вечер, пустая площадь со старыми
тополями, хорошая книжка в руках – это было так много, что в душе и
места не находилось для огорчения.
Я сел на сосновые бревна и стал читать. Потом достал блокнот и с
воодушевлением написал письмо любимой девушке. Я расписал и этот
городок, и свою заброшенность в глухомань. Вот, мол, не знаю, где и
главу преклоню… Я и правда не представлял, где буду ночевать, но от
этой неизвестности мне было скорее весело, чем грустно. Я ждал только
хорошего.
Музыка сосен
Однажды дедушка Коля взял меня на Балтийское море. Три недели
мы жили в маленьком поселке Дзинтари. Среди сосен стояли дощатые
домики. За дорогой и высокими дюнами было море. На пустынном пляже –
кафе, и оттуда доносились песни Раймонда Паулса. Тогда я впервые узнал
это имя. Все песни Паулса были на латышском языке. Смысла я не понимал,
но слова и мелодии сами собой запоминались. До этого я не слышал
никакого другого языка, кроме русского, и, возможно, поэтому латышский
произвел на меня такое сильное впечатление. Мне нравились его
сдержанность, прохлада, я слышал в нем порывистость морского ветра и
звон свежих сосновых досок.
Вскоре Паулс стал популярным на всю страну композитором. Тексты тех
самых песен, что я слышал в Дзинтари, перевели на русской язык. Но это
уже были совсем другие песни. В них исчезла тайна, они уже не пахли
балтийской сосной.
Боровичи
Когда я был маленьким, у нашей соседки Клавдии Павловны была
сестра в Боровичах. Я эту сестру никогда не видел. Она посылала всегда
что-то вкусное Клавдии Павловне, а Клавдия Павловна приносила нас
угостить. Несколько конфет шоколадных на тарелочке под белой салфеткой.
Кусочек шербета или халвы.
С тех пор я твердо знаю, что самые вкусные на свете вещи делают в
Боровичах.
* * *
Утро нового года. Сумерки. Тихо. Так тихо, как бывает в городе
только раз в году. Только слышно, как, шаркая валенками, бродит под
окнами Сторож Хорошего. Сторожит добро.