Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Куценко Елена, Печатникова Людмила

Школьный новогодний клуб: программа на каникулы!

Встречи, которые согреют в любую стужу

Новогодние и рождественские праздники – разноцветные фонарики и метельная мгла за окном, детское нетерпение в ожидании подарков и щедрая радость дарителя, потешное веселье карнавала и сладкая жуть гадания… Все это как будто создано для того, чтобы дать передышку от суеты обыденных забот, утешить и дать надежду, примирить и собрать близких друг другу людей около елки. Которая была и год назад, и всегда, сколько себя помним,  и непременно будет ждать нас опять в Новый год. Недаром человек стремится в эти дни побывать в гостях и пригласить других к себе. Елка как будто скрепляет узы и благословляет продолжение наших союзов – семейных, дружеских. Вот и в школах часто в зимние каникулы допоздна светятся окна тех классов, где людям, юным и взрослым, уютно и весело в компании друг друга. Некоторые уже не представляют свой класс без новогодних посиделок, другие только пробуют найти общие дела, которым предстоит стать традицией. Такой, чтобы и через много лет, улыбаясь, спрашивать одноклассников: «А помнишь, как мы каждый раз в зимние каникулы?..»

Когда мороз становится инструментом ювелира

На пороге года мы по примеру предков стремимся задобрить могучие силы природы, породниться с ними. Украсить окружающее пространство в эти темные морозные дни, расцветить холодное льдистое сияние – в обычае у многих народов. И в то же время впустить в дом кусочек зимы вместе с холодной пахучей елкой, на которой сверкающая мишура и радужно блестящие игрушки имитируют иней, снег и лед. А что, если попробовать буквально воплотить эту декоративную метафору?

Можно предложить всем желающим смастерить украшения из самого доступного природного материала – воды. Мороз тоже под рукой, только открой балкон или выйди за дверь. Хорошо бы договориться, что никаких покупных «красивостей» не используем, лишь природные материалы и красители при желании. Как известно, ограничения и правила делают игру более интересной, пробуждают воображение.
Маленьким не помешает подбросить несколько идей для разогрева фантазии, а младшие подростки и сами мгновенно начнут изобретать разные варианты украшений. Ребята с художественными склонностями наверняка станут выдумывать композиции сложной формы; догадаются, что воду перед замораживанием можно подкрашивать; додумаются вмораживать в ледяные украшения яркие ягоды, засушенные листья, изящные веточки. Прирожденные изобретатели и испытатели наверняка озадачатся другими вопросами. Например, если замораживать газированную воду или взбитую мыльную пену, на что будет похож лед? Сообразительным тихоням можно невзначай подбросить вопрос: как добиться эффекта прошлогоднего ледяного дождя и красивую шишку покрыть ледяной глазурью? Или по какой технологии можно наморозить несколько стаканчиков-подсвечников?
Для желающих назначим день представления получившихся в результате домашних опытов украшений и нарядим самую привлекательную елочку на школьном дворе. Или любое приглянувшееся дерево, или конструкции на малышовой площадке.
Каждого ледяного скульптора наверняка будет распирать желание рассказать о том, как он додумался до такой сногсшибательной идеи и как у него сначала не получалось, а потом… Конечно, самому рассказывать интересно, а вот других слушать – холодно. Поэтому лучше заснять на видео процесс развешивания ледяных фигурок, зажечь ненадолго чайные свечи в ледяных же подсвечниках, загадать желания, сказать друг другу хорошие слова и пойти в теплый класс. И уж там за чаем посмотреть видеозапись и предоставить слово всем, кто захочет рассказать о процессе создания своего поистине уникального ледяного украшения.

Поэтический спектакль на мотив вьюги за окнами

Малышей обычно заставляют Деду Морозу стихи читать. И еще на стул для этого ставят. Школьники не допускают подобного обращения с собой: никаких стульев. Никакого преклонения перед сказочным Дедом, возможно, и не существующим.  Но приходящая с годами мудрость не должна отменить главного – чтения стихов в честь новогоднего праздника.

Увы, подростки, как правило, стесняются солировать. Да и аудитории современной хочется не только слушать, но и видеть что-то увлекательное. Пойдем навстречу этим желаниям. Устроим вечер поэтических мини-спектак­лей.
Подготовка требуется минимальная. Нужно найти и распечатать на отдельных листах пару десятков хороших зимних, рождественских, новогодних стихотворений. От Пушкина до Бродского – огромное пространство поиска. Еще понадобятся красивые листочки для наград-пожеланий, немного «канцелярии» (пара ножниц, несколько ручек – лучше тонко пишущих, чтобы изящнее строки смотрелись), элементы праздничного реквизита. Они наверняка есть в каждом классе: мишура, гирлянды, шары…
Прямо на вечере предлагаем ребятам объединиться в небольшие группы, 2–4 человека. Впрочем, солисты тоже могут быть. Их задача – в течение получаса придумать и отрепетировать представление минуты на 3–4.
Сложившиеся творческие сообщества роются в распечатанных стихах, выбирают подходящие тексты. Можно создать спектакль по одному стихотворению, можно соединить отрывки из разных произведений. Кто-то предстанет в образе лирического героя, кто-то изобразит стихию, постарается передать настроение, чувство. В ход пойдут ножницы – вырезать нужные строчки и раздать исполнителям. Для роли Зимы пригодится мишура, а хор замерзающих деревьев украсит себя разноцветными стеклянными шишками. Инструментами оркестра станут гитары (они же ударники), стаканы, в которых гремят кусочки мела (перкуссия). Мелодии мобильных телефонов окажутся как никогда уместны.
В обязанности каждой театральной труппы кроме репетиции входит еще изготовление нескольких открыток (столько открыток, сколько человек в группе, или чуть больше). Нужно только записать пару многозначительных строк из своих ролей и сложить листочки в красивый пакет, мешочек, шкатулку.
Дальше – все понятно. Творческие коллективы по очереди (жребий, добровольная договоренность…) выступают перед восторженной аудиторией, а затем актеры достают из «мешка (шкатулки, пакета) предсказаний» по листочку – доброе и загадочное пожелание на будущий год.
Эти листочки, бережно сохраненные, ребята еще покажут учителю в следующем декабре.
– Видите, не потерял. А мы устроим такой спектакль в этом году?

Костюм торнадо, наряд суффикса

Переодевания, маски, ряженые – традиционная примета новогодних праздников. Беззаботная и бесшабашная передышка, когда можно несколько часов прожить в мире, где разрешено то, что не положено в остальное время, где все шиворот-навыворот, причудливо, все наоборот.

Как правило, на зимних детских праздниках эта чудесная возможность редуцируется до конкурса карнавальных костюмов, в которых пришли участники. А сами наряды родители или мастерят накануне, или вообще покупают, одалживают у знакомых. Поэтому насладиться игрой, перевоплощением у ребенка нет никакой возможности. Не говоря уже о том, что радость выигрыша испытывают лишь несколько ребят из самых обеспеченных или художественно одаренных семей, а остальные расходятся, уныло повесив покупные заячьи уши, самодельные хвосты и плюмажи.
При желании этот досадный промах в праздновании Нового года можно легко устранить, объявив один из каникулярных вечеров карнавальным. Он целиком будет отдан изготовлению и демонстрации костюмов. Нужно лишь договориться заранее о том, что каждый приносит из дома самую причудливую одежду (чистую и по согласованию со взрослыми), головные уборы, платки, шали, ненужные и не имеющие цены (материальной и мемориальной) украшения, жатую и белую бумагу, ножницы и прочие атрибуты для создания костюма «на живую нитку».
Образы инициативная группа придумывает заранее или их список составляется коллективно. Распределяются они по жребию. Можно предоставить возможность участникам придумать образ самостоятельно, тогда остальным в качестве зрителей интересно будет угадывать, что имел в виду модельер. Можно оговорить лишь сферу: сказочные герои, животные, мифологические персонажи, неодушевленные предметы, природные явления. Чем старше и креативнее класс, тем более абстрактными и сложными могут быть задания. Пусть поломают голову, как воплотить в зрительном образе торнадо или суффикс.
Остальные организационные решения тоже максимально вариативны. Команду могут составлять и два человека (модель и художник), и три (если жаль разбивать компанию), а кто-то решит, что справится в одиночку.
Нужно будет только заранее договориться о том, сколько времени отвести на работу, чтобы те, кто успеет раньше всех, не томились слишком долго в ожидании момента, когда модели по очереди выйдут и, с удовольствием войдя в образ, неторопливо, со вкусом его представят.
Для сохранения интриги хорошо бы готовить костюмы, разошедшись по разным местам. Но это сложно, тем более что посмотреть дефиле захотят и те, кто еще ждет своего выхода. Приберечь сюрприз смогут только те модельеры, которые, например, закутают свои модели в простыню, а в нужный момент снимут ее, и карнавальный герой выйдет на всеобщее обозрение.
Поскольку это не профессиональный конкурс, можно и даже нужно поощрять все выдумки участников: оригинальную пластику, реквизит, грим, уместные реплики, шумовое и музыкальное оформление. Праздник же. Карнавал…

В соседний класс – с колядками!

В  праздничные дни в школе одновременно собираются для веселых посиделок несколько классов. Порой даже на одном этаже. И далеко не всегда это соседство добавляет радости. Бывает, классы сторонятся друг друга. Бывает, откровенно враждуют.

Учителя обычно стараются разделить противоборствующие стороны... А если сделать наоборот – воспользовавшись сезонными обычаями, сходить в гости к параллельному классу. Да и вообще по школе пройтись «с инспекцией».
Называется такая новогодняя стихийная инспекция – «колядки». Слово, еще древними греками и римлянами придуманное в честь праздника обновления времен – календ, как тогда говорили. Слово, знакомое современным детям больше по книжкам, в которых герои ходили зимней ночью по родному селу с торжественными или шуточными песнями и получали в награду всякие вкусности. В жизни ребята с подобным не сталкивались. Придется учителям подсказать, что в забытой традиции таится множество увлекательных возможностей для любопытных малышей и активных подростков.
Во-первых, есть шанс продемонстрировать всей школе старательно сшитые-склеенные карнавальные наряды или наспех сооруженные маски, нарисованные усы и привязанные рожки. Костюмы не обязательны, конечно. Но грим поможет скрыть смущение, подчеркнуть грань, отделяющую обычное «скромное» поведение от чуть хулиганистого колядования.
Во-вторых, только в счастливом сне могла раньше присниться ребятам возможность пройтись по школе шумной толпой, с песнями и криками, зайти в любые двери, вступить в игру с каждым встречным.
Чтобы было чем руки занять, мальчишки берут мешочки (лучше бы специально сшитые, особенные, в крайнем случае и яркие цветные пакеты подойдут) и шесты с прикрепленными цветными бумажными лентами, звездами. Девочкам понадобятся фонарики (со свечками внутри или хоть обычные электрические, повешенные на длинные палки), чтобы освещать темные коридоры. Разумеется, свет в коридорах лучше потушить – так загадочнее и веселее по ним ходить. О перспективе получения сладостей и всеобщего внимания говорить не приходится.
Дело за малым – выучить специальные песенки, которые заставят всякого улыбнуться и поделиться конфетами, яблоками и печеньем. С одной стороны, есть настоящие, традиционные (например, сайт http://www.allprazdnik.ru/). С другой стороны, колядки – народное творчество, нехитрые стишки, без особых красот. Их не так сложно самим сочинить. Сначала поздравления хозяевам каждого кабинета, каждому классу, классному руководителю, учителям. Чтобы не натворить лишнего, лучше придумать что-то универсальное: имена меняешь, а пожелания счастья и радости остаются.
Потом – настойчивые напоминания о том, что пора бы поделиться с гостями праздничным угощением. В выражениях в старину почти не стеснялись:

Не дашь мне ватрушки –
Получишь по макушке!
Не дашь пирога –
Уведу корову за рога.

Сегодня вместо ватрушки разумнее требовать шоколад, а в качестве угрозы не про корову петь – пообещать, что год будет на подарки (пятерки, поездки) «не богат». Но в целом интонация близка ребятам, ее легко подхватить.
Итак,
Пришла коляда – отворяй ворота!

В праздник ни один рецепт не бывает просто кулинарным

Чтобы привлечь в дом достаток и изобилие, в начале каждого годового цикла принято готовить и с удовольствием поедать многочисленные угощения. Тем интереснее вспомнить за общим столом, за которым соберутся желающие ребята, родители, приглашенные учителя и друзья класса, давние кулинарные традиции, приметы и ритуалы.

Готовясь к таким культурно-кулинар­ным посиделкам, можно договориться, что каждый будущий участник готовит на выбор или простое, но забавное блюдо, или традиционное кушанье (может быть, национальное, не требующее больших затрат), или рассказ о новогодних и рождественских застольях разных народов. Чтобы внести элемент игры, можно порядок представления своих сюрпризов отдать на волю жребия.
И ребятам, и взрослым наверняка будет интересно узнать, как в странах мира накрывают новогодний стол, поспорить о том, что в наше праздничное меню пришло от соседей по планете. Путешествовать можно не только по географической карте, но и по ленте времени – узнать о том, как встречали новый годовой цикл наши предки, далекие и близкие. Отдельный рассказ могут подготовить те, кому интересно, как встречали Новый год их родители, бабушки и дедушки. Если за столом будут присутствовать сами «свидетели эпохи», они наверняка с удовольствием дополнят обсуждение: о, этот неподражаемый салат оливье и селедка под шубой...
Впрочем, еда хороша тем, что о ней можно не только рассуждать. Даже самые интересные и познавательные истории нужно вовремя заедать чем-нибудь аппетитным. Ведь сам смысл такой встречи – участие в ритуале общей новогодней трапезы.
Тот, кто приготовил вкусный подарок одноклассникам, может рассказать о том, как он это делал, с чьей помощью. Или, например, сделать из своего блюда дегустаторскую загадку: какие продукты в нем использованы?
Если окажется, что ребята по школьной привычке предпочли ограничиться «устным ответом», простое красивое и вкусное блюдо можно приготовить прямо в классе, объединив для этого усилия всех пришедших. Главное – запастись всем необходимым (продуктами и кухонной утварью) заранее. Имея под рукой, например, творог, орешки, изюм, чернослив, какое-нибудь варенье насыщенного цвета, можно за считанные минуты сообща создать кулинарный шедевр. Быстро и дружно измельчаем сухофрукты и орехи, перемешиваем с творогом, выкладываем конусом на праздничное блюдо, поливаем вареньем, а на вершину устанавливаем половинку яичной скорлупки с лужицей спирта. А потом гасим верхний свет и подносим спичку к вершине получившегося «вулкана».
Когда все налюбуются и поздравят друг друга, можно будет торжественно разделить и с удовольствием съесть результат коллективных кулинарных усилий. А попутно по очереди (и по желанию!) вспомнить о самых интересных событиях в жизни класса, загадать желания на будущий год, вытащить из волшебной корзинки шутливые и добрые предсказания.

Куплет превращается... в гадательный билет!

На всяком школьном празднике наступает минута, когда чай выпит, вкусности съедены, буйные игры сыграны и хочется чего-то лирического, задумчивого. Не слишком, разумеется, тихого, но с подтекстом. Сами собой приходят на ум гадания. Уж больно время подходящее – в Святки издавна этим занимались и стар и млад.

И сегодня ребятам хочется заглянуть в будущее, только способы прежние утрачены. Остались разве что карты. Но они не годятся для большой компании. По стихам интересно судьбу загадывать: открываешь книгу на случайной (или по номеру выбранной) странице, читаешь выпавшие строки и думаешь – что они сулят, на что намекают. Окружающим не скучно – ребята включаются в толкование строк, просто хорошие стихи слушают. Но стихотворные гадания чуть приелись. Пора придумать что-то новое, то есть вернуться к забытому старому.
В пушкинские времена в молодежных компаниях были приняты подблюдные гадания: на блюдо (отсюда и название обряда), накрытое большим непрозрачным платком, каждый желающий узнать судьбу клал какой-нибудь предмет. В основном это были кольца. Сегодня принимаются ключи, брелоки, заколки, даже ручки и карандаши. Складываются вещи на блюдо незаметно, чтобы потом никто на ощупь не определил, кому принадлежит нечто, попавшее под руку.
Блюдо становится островком магии посреди обычного школьного кабинета, чашей, в которой каждого ждет свой жребий. Ткань – завеса между мирами.
Кстати, в гадании могут участвовать фанты, проигранные игроками только что закончившегося шуточного соревнования. Личный вклад человека в сотворение собственной судьбы.
Выбирается ведущий, скорее ведущая. Раньше эту роль играла самая взрослая женщина в компании. Словно специально для наших учительниц придумано. В те самые пушкинские времена ведущая под особые песни с символическим, пророческим значением (пели их все вместе) вынимала из-под платка не глядя по одному колечку. Возвращаясь к владельцу, предмет передавал ему силу звучащей песни: сулил скорую свадьбу или неожиданную удачу.
Если хочется сегодня настоящее старинное гадание воспроизвести, придется, пока не поздно, выучить с ребятами настоящие подблюдные песни. Они коротенькие и несложные.
Слова и мелодия есть на многих сайтах (http://www.ethnomuseum.ru/ или http://folklor.igraemsdetmy.ru/).
Но обычно на такую роскошь времени не хватает. К тому же старинные подблюдные песни в основном про сватовство, суровый характер мужа... А про учебу, игры и путешествия – ни слова. У наших учеников интересы разнообразны. Значит, будем петь любимые ребятами хиты: под гитару, под флейту или так – а капелла. И каждая песня что-то будет значить. Хоть заранее договаривайся, хоть потом обсуждай.
Для пущей достоверности перед каждым новым гаданием хором важно приговариваем-припеваем подлинное заклинание:

Кому вынется, скоро сбудется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Расходясь по домам после праздничных посиделок, ребята могут, по совету учителя, обнять, пошире раскинув руки, школьный забор. Когда-то так гадали на размер будущей семьи: сколько колышков ограды попало в объятия, столько человек будет в твоей семье. Сегодня важнее посчитать новых друзей или будущие пятерки в электронном журнале.

Рейтинг@Mail.ru