ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
Чтобы в школе началась эпоха великих открытий
С чего начинается грамотная исследовательская работа
Зимой традиционно проходит множество конференций и фестивалей
школьных исследовательских работ. И порой вместо самостоятельного
исследования ученики представляют более или менее добросовестные
рефераты, слайд-презентации по мотивам учебника. Как помочь ребенку
действительно совершить открытие, пусть пока маленькое, но свое, а не
просто пересказать чужие мысли?
Научный коллектив
Далеко не каждый ученик хочет заниматься серьезной научной
работой, и не стоит каждому вменять это в обязанность. Но в то же время
дать всем детям представление о том, что это за особая сфера
деятельности – наука, школа может.
В пятых-шестых классах педагоги разных предметов помогают ребятам
научиться наблюдать за объектами: живыми организмами (растения,
животные), веществами и материалами (вода, пластик), словами
(особенности правописания, стиль текста)…
Затем приходит пора экспериментов, выдвижения гипотез, развития навыка
сравнивать, делать грамотные выводы. И все это – на обычных уроках, на
материале учебных заданий.
Со старшеклассниками можно уже обсуждать специфику
научно-исследовательской деятельности, в том числе в разных предметных
областях.
Гуманитарии и естественники
На первый план выходят различия между естественно-научными и
гуманитарными работами. Ребята и сами чувствуют, насколько объективен и
беспристрастен, например, химический опыт: кто бы ни повторял его,
результат получится тот же, единственно правильный. И насколько
субъективен анализ гуманитарной проблемы, где все зависит от
мировоззрения исследователя, как непохожи могут быть интерпретации
одного и того же явления, не отменяющие, хотя и противоречащие друг
другу.
Подросткам важно зафиксировать это различие, чтобы еще раз осознать
роль человека в «равнодушной природе»: есть закономерности,
существующие помимо нашей воли и сознания. И есть мир, всецело
зависящий от интеллектуальных, духовных усилий людей. Смена ощущений,
уже испытанных, а теперь озвученных, сформулированных. Но оба мира
открываются познающему, исследующему, стремящемуся к пониманию.
Подобные разговоры полезны не только психологически, но и в плане
профессиональной ориентации старшеклассников.
Ученые, художники и
предприниматели
Имеющийся в наличии опыт исследований позволяет также провести
грань между позицией ученого, предпринимателя и художника.
Чем отличается исследовательская работа от проектной или творческой?
В науке исследование начинается с вопроса, а результат непредсказуем.
Гипотеза может подтвердиться или быть опровергнута, вдруг возникает
решение, изначально и не предполагавшееся. Кроме того, полученный
результат в первую очередь нужен для утоления любознательности автора.
Оценить значимость исследования можно в контексте развития данной науки.
Проект же с самого начала направлен на удовлетворение какой-либо
общественной потребности, на создание конкретного продукта. И успех
предприятия во многом зависит от того, насколько четко представляет
себе автор конечный результат, насколько итог соответствует запросам
окружающих людей.
Исследовательская деятельность планируется, скорее, с точки зрения
определения последовательности событий. Строго определить временные
рамки трудно. Проект почти всегда связан с точным сроком исполнения
каждого этапа.
В отличие от ученого и предпринимателя художник неясно представляет
себе «даль свободного романа», он упорно работает над воплощением
своего замысла не ради науки, не ради общества – ради себя самого (или
чего-то высшего?). И оценить результат его усилий нередко способны
только эксперты в данной области, причем неизбежно субъективно.
Принимаясь за проект, исследование или творческую работу, ученик
примеривает на себя одну из ролей, его выбор будущего направления
взрослой профессиональной жизни становится более осознанным.
Самое трудное –
начало
Если исследование является частью урока, тему, как правило,
формулирует педагог. А вот если речь идет о персональной работе, с
формулировкой темы придется помучиться. На это уходит обычно до трети
всех затраченных усилий и времени.
Внутри интересующей ребенка области (молодежные субкультуры,
зороастризм?– что угодно) нужно выделить проблему, которую в самом деле
по силам исследовать подростку. При этом сам он внятного вопроса не
формулирует, потому что:
– про зороастризм только собирался узнать (о нем вскользь
упоминал преподаватель истории), а тут как раз предложили тему
исследования выбрать;
– с молодежными группировками знаком на бытовом уровне и не уверен,
можно ли это изучать.
Прежде всего тему нужно предельно сузить, чтобы она звучала
понятно, конкретно и действительно оказалась по зубам школьнику.
Скажем, не зороастризм вообще, а причины почти полного угасания некогда
мощной религиозной традиции. Есть много версий, которые можно
сопоставить, при этом и собственное мнение составить, поискать
доказательства в его пользу.
Современные молодежные субкультуры интересно сравнить с увлечениями
предыдущего поколения. Хороший повод поговорить с родителями и
учителями: они в роли отвечающих, подросток, вооруженный грамотной
анкетой, в роли спрашивающего, слушающего, уточняющего. В той же роли
пообщаться с ровесниками – особенно с теми, с кем до этого двух слов не
сказал.
Пример превращения детского
вопроса в тему научного исследования
Предположим, ребенок хочет узнать: «Начинаю ли я дышать
быстрее, когда бегаю?»
Это совсем простой вопрос. Требует однозначного ответа (да–нет),
который к тому же очевиден. Можно, конечно, начать считать частоту
дыхания и скорость бега, строить графики. Но что потом с этим делать?
Переформулируем: «Почему я начинаю дышать быстрее, когда бегаю?» Вопрос
практический, родившийся из детской жизни, но здесь нечего исследовать.
Стоит лишь прочитать параграф учебника.
«Как организм реагирует на физическую нагрузку?» Хорошая формулировка,
но – не детская. Это педагог, отталкиваясь от вопроса ученика,
предложил свою идею. К тому же здесь, в сущности, тоже нечего
исследовать. Тема реферата.
«Зависит ли частота дыхания от вида нагрузки? Как?» Здесь уже есть что
считать и сравнивать. Небольшое самостоятельное расследование. А если
еще задать вопрос «почему?», станет совсем интересно. С одной стороны,
проблема практическая, близкая и важная для ребенка. И практичная – не
требует сложного оборудования, особых условий для эксперимента. С
другой стороны – исследование дает возможность действительно углубиться
в изучение физиологии человека, важнейших процессов нашего организма.
Перед нами не просто разные формулировки детского вопроса. Это
возможность организовать работу на разных уровнях: от простого изучения
учебника до самостоятельного исследования.
Руководитель работы
Учителю часто не хватает терпения спокойно наблюдать
творческие потуги неопытного ученого, хочется подтолкнуть ученика на
известный науке путь решения. И пропадает момент открытия, не
вырабатывается у ребенка собственный способ работы.
Важно доверить ученику право выбирать, принимать решения. Учитель не
столько указывает, сколько спрашивает: «Почему?.. Что из этого
следует?.. Что будет, если?..»
Конечно, придется менять и даже отвергать свои привычные способы
работы, идти неизведанным путем. Но, возможно, именно это станет личным
мотивом учителя, его личной заинтересованностью в исследовании
школьника.
Может пригодиться
Короткие
правила для руководителя и авторов научных работ
О формулировании темы исследования
Важно не только чтобы у вопроса
был ответ, но и чтобы можно было выстроить определенную стратегию
решения, тактику исследования.
Важно, чтобы ответ не
был очевиден. Иначе пропадает интрига.
Хорошо, когда вопрос
(проблема) противоречит привычному, ранее выученному.
Необходимо, чтобы ответ
можно было проверить, доказать. Есть ли жизнь на Марсе – пока не
научная проблема.
Необходимо, чтобы в
поисках ответа автор вынужден был опираться не только на собственные
умозаключения, но и на наблюдения, статистические данные, эксперименты,
серьезные документы. А в основе его изысканий лежали бы некие научные
теории, закономерности.
О вопросах
Для понимания сути исследования
ребенку нужно помочь сформулировать основные вопросы, ответы на которые
и нужно искать. Вопросы можно разделить на несколько групп.
«Сколько?» – для
решения количественных задач.
«Как связаны?.. Есть
ли?» – для выявления связей между явлениями, процессами.
«Для чего, зачем?» –
для выяснения функций того или иного действия, процесса.
«Как?» – для
обнаружения механизма процесса.
«Почему?» – для
выявления причин явлений.
Когда проведены все
исследования, полезно вернуться к сформулированным в самом начале
вопросам и проверить, ответили ли мы на него своей работой.
Об экспериментах
Результаты некоторых
исследований зависят от числа проведенных экспериментов, наблюдений.
Чтобы не делать лишней работы и в то же время сохранить объективность,
нужно продумать их количество.
Очень часто материал
настолько объемен, что исследовать его целиком невозможно. В таких
случаях исследуют разумно выбранные части целого (отдельные участки
местности, представителей определенных возрастных или социальных групп,
отрезки времени, фрагменты текста...).
О ведении полевых
дневников
Все наблюдения, опыты,
размышления над прочитанными книгами должны быть сразу записаны в
журнале или дневнике исследований.
При малейшей
возможности стоит включать в работу вещественные доказательства:
образцы природных веществ или хотя бы их фотографии, аудио- или
видеозаписи, интервью с участниками опроса… Это придает тексту и
достоверность, и увлекательность.
Об оформлении результатов исследования
Форм изложения результатов
исследовательских работ много: научный отчет, статья, доклад... Главное
– не злоупотреблять научными терминами, тем более нельзя пользоваться
словами, смысл которых не вполне ясен.