ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Индустрия образовательных рекордов
Почему из олимпиад уходит их педагогическая и творческая составляющая
Школьные олимпиады теперь прочно обосновались в начале
учебного года. Почему же в начале? Ведь прежде они проводились весной,
были одной из форм подведения итогов и шли в унисон с учебным процессом.
Спонсор публикации статьи: школа вождения "Авто-online" предлагает пройти обучение управления легковым и грузовым автомобилем, мотоциклом, квадроциклом и снегоходом в Москве. Если Вы ищете автошколы Москвы, то обратившись в "Авто-online", Вы получите возможность обучаться у профессиональных инструкторов с большим опытом работы, а более 50 филиалов автокурсов для теоретических занятий и более 50 площадок для уроков вождения, позволят проходить обучении в удобном для Вас районе Москвы. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте автошколы, который располагается по адресу www.auto-online.ru
Однако организаторам удобнее иначе, и вся первая половина
учебного года у нас теперь превращена в изнурительный олимпиадный
марафон. Ученики должны найти время на подготовку и участие в
нескольких олимпиадах, бегать по разным школам, а учителя –
тренировать, потом ходить проверять, наблюдать… и не забывать об
обычных немалых обязанностях. И все равно пропуски уроков, сокращение
уроков – учебный процесс меняет направленность. Во имя чего?
Казалось бы, все, что мы делаем в школе, должно быть наполнено
педагогическим содержанием: наша программа, отметки, любые конкурсы,
любые соревнования, мониторинги, предметные вечера, каждый шаг, каждое
слово – все имеет воспитательное и образовательное значение. И наука
для детей должна быть привлекательной, чтобы пробудить интерес.
Я помню время, когда ученики приходили с олимпиад с горящими глазами.
Они страстно и заинтересованно обсуждали между собой и с учителями
олимпиадные задания. Это было, безусловно, положительное событие.
Теперь они приходят с олимпиады подавленными, вид у них затравленный,
говорить ни о чем не хотят. Это не «дети другие», это мы, взрослые, не
ведаем, что творим. В погоне за каким-то неопределенным результатом, за
первенством убиваем в детях вкус к познанию.
Много лет наблюдая за олимпиадными заданиями, я вижу: они идут по пути
неоправданного усложнения. Это вопросы, которые призваны быть просто
трудными, наукообразными – не на смекалку, догадку, эрудицию. Они не
игровые, не занимательные, не интересные, а только запредельно сложные.
Это отшибает всякое желание учеников пробовать свои силы.
Но я ратую не только против усложнения заданий, я протестую против их
хаотичности, случайности, бессистемности. Я говорю о культуре заданий,
о чувстве меры в том числе. Иначе в учениках срабатывает эффект
самосохранения и они отказываются от участия, даже одаренные дети.
Этой осенью мне довелось побывать на олимпиадном тренинге в Москве.
Люди, которые его проводили, почему-то считают, что дети обязаны знать
то, что знают они сами, и ни малейшего представления о возможностях
школы и школьников. Никакими нормами они себя не озадачивают.
Такая позиция составителей могла бы быть справедливой, если бы в
олимпиадах принимали участие только желающие и только одаренные ученики
и это мероприятие было бы их личным делом. Но все обстоит иначе.
Школе нужны как победители, так и участники, это влияет на рейтинг.
Зарплаты учителей завязаны на результаты соревновательных мероприятий
самого разного уровня. Олимпиады мы обязаны обеспечить все. Учитель
просто должен производить чемпионов, хотя бы настоящий талант в этой
параллели, в этом году ему и не встретился. И каково это старательным,
умным ребятам, с неба звезд не хватающим, сталкиваться с вопросами,
опережающими школьную программу на год-два или требующими особого
склада ума.
Школьные олимпиады (ВОШ) модернизированы, их смысл совершенно
изменился, за качество материалов ответственности никто не несет, зато
количество предлагаемых соревновательных и контрольных мероприятий
зашкаливает.
Кроме ВОШ – «Кенгуренок», «Медвежонок», «Бульдог», «Олимпикус» и т.д.;
и на все про все мониторинги местного уровня. Ученики постоянно
соревнуются, учителя заняты в проверках и комиссиях – и все это
крутится в первом полугодии. Учить, учиться – некогда. Это хоть кого-то
может заинтересовать?