Учебные олимпиады теряют свою Репутацию?
В Академии повышения квалификации и переподготовки работников
образования прошло Всероссийское совещание организаторов олимпиад
школьников. На совещании было отмечено, что «Всероссийская олимпиада
школьников выступает в качестве своеобразного камертона системы общего
образования». Правда, в чистоте этого камертона
появляется все?больше сомнений...
Спонсор публикации статьи: автономная некоммерческая организация "Центр Судебных Экспертиз". Воспользовавшись услугами компании, Вы сможете в самые короткие сроки пройти строительно-техническую экспертизу, а профессионализм и большой опыт успешной работы экспертов компании обеспечат высокое качество всех проводимых работ. Сведения о деталях проведении строительно-технической экспертизы, а также иную информацию и отзывы об АНО "Центр Судебных Экспертиз" можно узнать тут www.sud-expertiza.ru.
Испорченный камертон
«Отслеживая содержание олимпиадных заданий и результаты
интеллектуальных соревнований, эксперты предъявляют новые требования к
содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы», –
сказала, открывая совещание, Ирина Тараданова, заместитель директора
Департамента общего образования Минобрнауки России.
Всероссийская олимпиада школьников проводится по 21 предмету учебного
плана в 4 этапа (школьный, муниципальный, региональный и
заключительный). С каждым годом растет число ее участников: с 2006 по
2010 год к нему присоединились более 35 млн учащихся 5–11 классов.
В то же время И.Тараданова не стала скрывать фактов, мягко говоря,
нарушающих чистоту главного «образовательного камертона». К их числу
относится разглашение самими участниками олимпиадных заданий и
результатов их выполнения, из-за чего утрачиваются конфиденциальность,
достоверность и объективность данного мероприятия.
До боли знакомая картина: все те недостатки, которые возмущают
общественность во время проведения ЕГЭ, теперь, подобно вирусной
инфекции, переносятся на олимпиадное движение. И методы распространения
«заразы» все те же: пресловутые мобильные телефоны, социальные сети и
другие современные средства связи.
Кроме того, серьезные сомнения у министерских чиновников вызывают
результаты регионального этапа, которые зачастую оказываются
завышенными.
Об этом весьма красноречиво свидетельствует такой показатель, как
эффективность выступления региональных команд в заключительном туре
олимпиады: не редки случаи, когда многочисленные по составу команды
демонстрируют крайне низкие результаты.
В этом смысле «лидерами с конца» в 2011 году оказались представители
Дагестана и Ставропольского края. Эти факты вынуждают специалистов
Минобрнауки делать жесткие выводы.
«Используемый принцип комплектования команд на региональном уровне не
позволяет отобрать школьников, которые показывают самый высокий уровень
достижений. С этим предстоит разбираться и принимать управленческие
решения», – заявила И.Тараданова.
Также, по ее словам, снизились и показатели качества выступлений
участников Всероссийской олимпиады школьников, которые зависят от
нескольких факторов, прежде всего – от уровня региональной системы
поиска и поддержки одаренных школьников.
Из года в год организаторы олимпиады составляют рейтинг
регионов-лидеров. В «золотой дюжине» 2011 г., как и прежде, уверенно
лидируют Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Также могут
гордиться своими талантами Кировская область, Татарстан, Башкортостан,
Пермский край и Чувашия.
Но даже эти территории, по свидетельству Тарадановой, снизили
эффективность участия по сравнению с прошлым годом.
Президентских премий на всех
не хватает
К числу проблем можно отнести и организационные и финансовые
трудности?– такие, например, как недоступность интеллектуального
марафона для школьников некоторых регионов или невозможность
организовать приезд победителей региональных отборочных туров на
заключительный этап.
Так, по данным Минобрнауки, в 2011 году не доехали до мест проведения
последнего отборочного тура 720 участников, что на 415 человек больше
по сравнению с прошлым годом. Справедливости ради стоит заметить, что
часть из этих ребят принимали участие сразу в нескольких олимпиадах,
поэтому у них не было времени приехать на финал.
Те же, кто нашел время и средства добраться до финиша – а это 5058
человек, – не остались внакладе: 306 человек заняли три лидирующие
позиции, 1240 школьников получили призовые места. Иными словами, каждый
третий стал победителем или призером.
Помимо дипломов Всероссийской олимпиады школьников, которые дают право
выпускникам поступать в вузы без экзаменов, победители и призеры
получают финансовое вознаграждение в виде премий президента в размере
60 тыс. и 30 тыс. рублей соответственно. Правда, и здесь не обходится
без неприятностей: наград на всех не хватает, и некоторые лауреаты
остаются без материального поощрения.
Олимпиады нового поколения
Кроме старейшей Всероссийской олимпиады школьников, история
которой началась еще в 30-х годах, есть более «молодые» олимпиады
школьников, статус которых был закреплен в Законе «Об образовании» 25
февраля 2007 г. В октябре того же года был создан Российский совет
олимпиад школьников (РСОШ)?– общественно-государственный орган,
призванный координировать интеллектуальные соревнования учащихся,
отбирать заявки на их проведение, осуществлять их экспертизу и самые
лучшие включать в перечень, утверждаемый Минобрнауки.
Такая процедура проводится ежегодно с момента создания РСОШ усилиями 17
экспертных комиссий, в составе которых?– видные ученые, в том числе 60
членов РАН.
По словам ответственного секретаря РСОШ Натальи Бочаровой, в этом году
более половины заявок были отклонены экспертами как несоответствующие
стандартам качества. Причины отклонения: тестовый характер заданий,
недоступность олимпиад для школьников из отдаленных территорий и ребят
с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие информационной
прозрачности.
Таким образом, в этом году в перечень вошли 79 олимпиад.
Главное отличие нового поколения олимпиад школьников от всероссийской
заключается в том, что многие из них проводятся не по каким-то
отдельным предметам, а по целому комплексу учебных дисциплин или даже
выходят за их рамки, как, например, южно-российская олимпиада
школьников «Архитектура и искусство» или творческий конкурс «Твое
призвание – финансист».
Как подчеркнула в своем выступлении Н.Бочарова, «олимпиады – это не
просто интеллектуальные соревнования, а непрерывная работа с одаренными
школьниками (лекции, кружки, семинары и т.д.)», к которой необходимо
специально готовить учителей и поощрять их деятельность не только
материально, но и предоставляя возможности для повышения квалификации.
Льготы сократят
Что же касается льгот, дающих право победителям олимпиад на
внеконкурсное поступление в вузы, то, по мнению Бочаровой, «особой
необходимости в этой преференции нет, и очень немногие ребята ею
воспользовались».
Кстати, количество победителей и призеров олимпиад школьников
ограничено: их не может быть больше 2% от общего числа участников
(например, в этом году из 700 тыс. участников в финал вышли 15?436
человек, а льготами воспользовались лишь 12%).
А с 2012 года вступят в силу новые ограничения, о которых говорилось
уже давно. Суть изменений в том, что победители и призеры олимпиад
смогут воспользоваться своей льготой для поступления только в один вуз,
а в остальные им придется поступать на общих основаниях, по результатам
ЕГЭ. Напомним, что абитуриенты вправе разослать свои документы в 5
вузов на 3 специальности в каждом.
Введение нового правила инициировали председатель РСОШ ректор МГУ им.
Ломоносова В.Садовничий и председатель комиссии Общественной палаты РФ
по развитию образования ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Таким образом, видные деятели в области образования намерены решить
сразу две задачи: воспитать у абитуриентов культуру выбора и
упорядочить прием в вузы.
И хотя в масштабах страны олимпиадники не оказывают существенного
давления на конкурсную ситуацию, распределение по вузам представителей
этой категории крайне неравномерное: большинство из них устремляются в
несколько ведущих университетов (в том числе в МФТИ, МГУ, ВШЭ,
Бауманку), перекрывая дорогу другим достойным претендентам. В то же
время, по данным исследования ВШЭ, в прошлом году в 75 вузов не пришел
ни один победитель олимпиад.
Доверяй, но проверяй
Несмотря на высокий уровень экспертизы, формирование жесткой
системы постоянного контроля качества олимпиад остается приоритетом в
деятельности РСОШ.
В рамках этого направления ежегодно организуются инспекционные проверки
очных туров олимпиад, которые предполагают выезд специальной комиссии
на олимпиадную площадку в день проведения соревнований и проверку работ
участников.
С 2010 г. выездные инспекции РСОШ осуществляются совместно с
Рособрнадзором: в феврале – марте 2011 г. ими было охвачено 48 из 77
олимпиад, включенных в перечень (или около 63% от общего числа).
Неофициальные и
бесконтрольные
Однако, по признанию Бочаровой, остается еще много «стихийных»
олимпиад, не включенных в перечень, которые представляют собой опасное
явление, поскольку не соответствуют критериям качества, проводятся
бесконтрольно, с многочисленными нарушениями (в том числе на платной
основе).
И хотя эти олимпиады не имеют отношения к официальным, представители
РСОШ всегда реагируют на жалобы родителей по поводу таких
интеллектуальных соревнований, передавая всю информацию в Рособрнадзор
или даже стараясь взять эти соревнования под свой контроль.
Это делается потому, что «стихийные» олимпиады, по признанию Бочаровой,
порочат репутацию официально признанных и контролируемых министерством:
в сознании родителей и учащихся они зачастую воспринимаются как единое
целое.
Государственный масштаб
Как рассказала в интервью газете главный специалист
Департамента общего образования Минобрнауки Нина Свешникова, в
настоящее время формируется общенациональная система поиска и поддержки
одаренных детей, разрабатываются новая концепция и комплекс мер по ее
реализации.
Также, по словам Свешниковой, в ведущих вузах будут создаваться центры
по работе с одаренными детьми, финансируемые государством на конкурсной
основе.
Комиссия по совершенствованию ЕГЭ, созданная при президенте 14.10.2009
г., теперь помимо своей основной деятельности будет заниматься и
вопросами работы с одаренными детьми.