СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА
«Что для меня важнее всего?..»
Почему ценностные ориентации четырнадцатилетних не укладываются в анкету
Эх, как бы узнать, что творится у детей в головах, что там у
них на уме и куда они нацелились на самом деле. Как бы заглянуть.
Взрослые признают это знание важным, и социологи изучают ценностные
ориентации детей чуть ли не с семи-восьми лет.
Процедура несложная. Мы собираем ребят в одном помещении, раздаем
анкеты и предлагаем выбирать из двух. Семья или карьера? Любовь или
семья? Мир в стране или мир в собственном доме? Что вы поставите на
первое место, а что на последнее? И прочее, прочее. Потом считаем,
формулируем выводы, на основании которых появляются рекомендации.
Но вот я разговариваю один на один с четырнадцатилетней девочкой, мы
болтаем об анкетах, и она так комментирует один из вопросов:
– «Что для меня важнее всего?» – я на этот вопрос в анкете
никогда не могу ответить, потому что для меня все должно быть в одной
куче: и любовь, и семья, и деньги. Пожалуй, общественное признание меня
не очень волнует, а остальное из списка должно быть обязательно, чтобы
я была счастлива!
Она не желает выбирать из основных благ важнейшие. Уверена,
что все жизненные ценности человека взаимосвязаны. Но как она обозначит
это в анкете?
Хорошо: надо сделать вопрос открытым. Я прошу девочку сказать, что для
нее в жизни самое-самое главное, без этих предложенных вариантов.
Отвечает:
– Я, конечно, на каждый Новый год загадываю желание, чтобы все
были здоровы и счастливы, но, честно говоря, я плохо себе представляю,
как это будет. Для меня сейчас самое важное – в следующем году попасть
в круиз, который организовывает моя любимая рок-группа. Это
маловероятно, но все равно этого я хочу сейчас больше всего, точно.
Вот тебе и здрасьте. Мы их спрашиваем про справедливость,
карьеру, счастье, а они живут «здесь и сейчас», грядущими концертами,
праздниками, контрольными работами и домашними выговорами. Все
перечисленные в анкете слова – что-то нереальное для них.
Предположим, люди об этом сегодня вообще не говорят, и взрослые тоже,
тем более с детьми. Конкретное, разовое благо занимает все внимание. К
чему абстракции?
Я спрашиваю, часто ли бывает, что ребята обсуждают
между собой, что такое дружба, любовь, счастье, справедливость…
– Никогда! У нас на это времени нет: между уроками надо успеть
поесть, домашку повторить, а если, например, пора покупать маме подарок
на день рождения, то мы об этом и говорим, а не о том, как кто маму
любит.
Интересуюсь, говорят ли о книгах, фильмах. Оказывается, такие
разговоры возникают:
– Говорим иногда друг другу, какой персонаж кому симпатичен, в
каком времени хотелось бы жить, а в каком нет. Обычно сходимся на том,
кто молодец, а кто негодяй, но, по-моему, это ведь не имеет отношения к
счастью? Да, а про справедливость – бывает, говорим. Вот если кого-то
обижают, то мы говорим, что вокруг никакой справедливости нет. Если
родители у кого-то разводятся, человек несчастный ходит, мы понимаем,
что для него семья теперь главнее всего.
То есть все они знают, но не «вообще», а ситуативно. И еще коллективно:
мы говорим, мы понимаем. Спрашиваю: что, у вас у всех коллективное
понимание?
– Нет, конечно, мы все разные, у каждого есть что-то свое,
главное. У Лизы?– наверняка любовь, она вечно в облаках витает, вечные
романтические истории. Ксюша все время хочет со всеми разобраться,
какую-то правду восстановить. Но мы не говорим об этом, это все и так
происходит.
…Сто лет тому назад Жан Пиаже установил, что скачок в
когнитивном развитии, происходящий у ребенка в 11–13 лет, позволяет ему
выйти на новый уровень абстракции, отсюда склонность подростков к
мечтанию и отвлеченному теоретизированию.
Можем ли мы сегодня продолжать опираться на это замечание? Похоже, что
нет. Мечтания о высоком вытеснены из подростковой повседневности
сумасшедшим ритмом жизни и постоянным требованием «быть в теме». Может
быть, эта склонность сместилась на три года ниже? Или она придет на три
года позже? Может быть, не придет никогда?
Или так: сегодня он склонен, а завтра нет?
Подростки как Протей.
А мы уже конструируем новую анкету, просим ребят расставить по степени
значимости семь или восемь слов, и они расставляют по какому-то им
одним известному принципу, причем очень-очень серьезно…