В погоне за полезными навыками
«Считывая» прагматичные установки взрослых, ребенок быстро перенимает и прочие способы обучения жизни
Больше всего мы, родители, опасаемся, как бы не ускользнул от
ребенка очередной полезный навык, ищем его повсюду. Даже в тех
областях, которые не ради навыков существуют.
Вот пример: одиннадцатилетний мальчик ходит в изостудию. После каждого
двухчасового занятия он приносит домой папку карандашных эскизов и один
законченный рисунок красками. Его мама довольна: результаты налицо. Но
вот в работе студии наступил вынужденный перерыв, и мама договорилась о
занятиях рисованием на дому у пожилой художницы. Те же два часа, те же
деньги – но мальчик выходит с занятий раскрасневшийся и довольный, как
никогда. В руках маленький незаконченный карандашный набросок.
«Чем же вы там занимались?» – изумляется мама.
Оказывается, сперва рассматривали картины художницы, потом учились
правильно затачивать карандаши и она сама немного рисовала… еще
разговаривали, все было очень интересно.
Мама в шоке: ей говорили, что это профессионал, а человек так плохо
выполняет свою работу; ребенок два часа «промаялся дурью», а ведь мог
нарисовать в десять раз больше! И она решает: «Все, ходить к ней больше
не будешь. Мы найдем занятия с высокой продуктивностью».
Сын страшно расстроился.
Из-за лени, уверена мама, из нежелания работать, напрягаться. Потому
что на уме у нас одни лишь навыки. Их можно и нужно освоить при помощи
упорства, регулярных повторений и преодоления, их несложно проследить и
оценить. А по поводу «драйва», восторга, подъема душевных сил,
вдохновенности никаких положительных мыслей нет. Да что там
вдохновение, даже удовольствие от занятия нам кажется подозрительным:
ребенка портят!
Но то эксклюзивное занятие вырвало мальчика из поточного производства,
которым он и без того сыт по горло в общеобразовательной школе.
Он находился рядом с хорошим человеком, нашел в нем отклик.
И все это плохо, напрасно?
Как реакция – потерянность, а то и протест. Ненадолго, потому что
взрослое «а и ладно, пройдет» обязательно срабатывает.
К добру ли?
…Ребенок «считывает» прагматичные установки взрослых, осваивает
механизмы неправильного решения проблем, быстро перенимает прочие
способы обеднения жизни.
Нет, вы точно хотите, чтобы всюду был магазин и чтобы люди только и
делали, что бились за выгоду?
Если нет, пожалуйста, будьте поделикатнее в вопросах чувств и духовных
потребностей детей.