Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2011
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

В погоне за полезными навыками

«Считывая» прагматичные установки взрослых, ребенок быстро перенимает и прочие способы обучения жизни

Больше всего мы, родители, опасаемся, как бы не ускользнул от ребенка очередной полезный навык, ищем его повсюду. Даже в тех областях, которые не ради навыков существуют.
Вот пример: одиннадцатилетний мальчик ходит в изостудию. После каждого двухчасового занятия он приносит домой папку карандашных эскизов и один законченный рисунок красками. Его мама довольна: результаты налицо. Но вот в работе студии наступил вынужденный перерыв, и мама договорилась о занятиях рисованием на дому у пожилой художницы. Те же два часа, те же деньги – но мальчик выходит с занятий раскрасневшийся и довольный, как никогда. В руках маленький незаконченный карандашный набросок.
«Чем же вы там занимались?» – изумляется мама.
Оказывается, сперва рассматривали картины художницы, потом учились правильно затачивать карандаши и она сама немного рисовала… еще разговаривали, все было очень интересно.
Мама в шоке: ей говорили, что это профессионал, а человек так плохо выполняет свою работу; ребенок два часа «промаялся дурью», а ведь мог нарисовать в десять раз больше! И она решает: «Все, ходить к ней больше не будешь. Мы найдем занятия с высокой продуктивностью».
Сын страшно расстроился.
Из-за лени, уверена мама, из нежелания работать, напрягаться. Потому что на уме у нас одни лишь навыки. Их можно и нужно освоить при помощи упорства, регулярных повторений и преодоления, их несложно проследить и оценить. А по поводу «драйва», восторга, подъема душевных сил, вдохновенности никаких положительных мыслей нет. Да что там вдохновение, даже удовольствие от занятия нам кажется подозрительным: ребенка портят!
Но то эксклюзивное занятие вырвало мальчика из поточного производства, которым он и без того сыт по горло в общеобразовательной школе.
Он находился рядом с хорошим человеком, нашел в нем отклик.
И все это плохо, напрасно?
Как реакция – потерянность, а то и протест. Ненадолго, потому что взрослое «а и ладно, пройдет» обязательно срабатывает.
К добру ли?
…Ребенок «считывает» прагматичные установки взрослых, осваивает механизмы неправильного решения проблем, быстро перенимает прочие способы обеднения жизни.
Нет, вы точно хотите, чтобы всюду был магазин и чтобы люди только и делали, что бились за выгоду?
Если нет, пожалуйста, будьте поделикатнее в вопросах чувств и духовных потребностей детей.

Рейтинг@Mail.ru