Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Школьный фильтр, превратившийся в заглушку

Новые стандарты предусматривают работу на уроке с выходом ученика в Сеть, но только очень далекий от реальной школы человек может думать, что дети и вправду что-то там осваивают. Контент фильтруется настолько жестко, что поиск в школьном интернете выглядит как насмешка.
Нам пришло письмо.

«Трудно обучать детей тому, что не находит подкрепления в повседневности. Иностранному языку, например. Между теоретическими знаниями учебника и окружающей жизнью большой зазор, и ты задумываешься о том, как бы привлечь к занятиям носителей языка.
Понимаю, что не открываю этим Америки, но для меня организация общения через видеочат на уроке в 11 классе оказалась не таким уж простым делом.
Поначалу казалось, что самое трудное – отыскать не просто «носителей» из Англии, США и Австралии, а именно подростков, живущих там; плюс вопрос разницы во времени. Но кто ищет, тот находит, пусть и не без труда. Три человека захотели пообщаться с российскими школьниками, несмотря на огромную разницу во времени, а один из них, житель Лондона, даже побывал у нас в Хабаровске.
Однако главные трудности были впереди. Программа, при помощи которой я вел поиск носителей языка, Camfrog, – одновременно и программа для проведения видеочатов, и хотя она обладает функцией «родительский контроль», использование ее на уроке оказалось невозможным. Она автоматически блокируется школьными фильтрами, как все чаты. И куда я только ни обращался, ничего сделать было нельзя.
Надо сказать, искать небольшие видеосюжеты для уроков иностранного языка мне приходится часто, но найти их на сайтах, рекомендованных и допущенных Министерством образования, никогда не удается. А вот на сайтах хостинга YouTube можно, однако он блокируется как нежелательный для просмотра в учебных заведениях. И поскольку никаких конкурентоспособных альтернатив у YouTube нет, ты остаешься «учителем с флэшкой», а не организатором работы детей в Сети.
Что же я сделал? Принес на урок свой домашний ноутбук и модем одного из сотовых операторов, и хотя перепады скорости 3G-модема работу видеочата не упрощали, дети все же включились в разговор.
Это надо было видеть: самые первые попытки онлайн-общения на английском языке, их удивление от живой беглой речи, и сразу – желание «схватить», догадаться. И пусть вопросы они задавали не самые сложные с точки зрения грамматики, интерес был огромный.
Такие уроки, на которых 10–15 минут дети могли бы поговорить-послушать, и им это давало бы стимул учить язык дальше, регулярно проводить было бы можно, если бы интернет был проведен в школы в интересах подрастающего поколения, а не для удобства управлений образования».

Константин ГОРОХОВ
г. Хабаровск

Рейтинг@Mail.ru