Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ОРИЕНТИРЫ


Белый Владимир

Фундаментальная школа по-фински

Здесь понимают, что фундамент знания можно возвести только на фундаменте личности

Человечество в целом, а молодежь особенно, тянется к развитию, потому что со времен Гомера «лишь глупец познает только то, что свершилось». Однако советская директивно-унифицированная концепция образования все еще остается в силе, хотя на словах и в лозунгах уже не в чести.
И поскольку мне в жизни выпало познать и советскую школьную систему (учитель, директор школы, инспектор, завгороно областного центра), и лицейскую систему профильного образования старшеклассников французского образца, и систему профильных лицеев как заведений для старшего школьного возраста (в роли одного из организаторов), я хорошо понимаю, почему позиции школьников Франции в международных измерениях PISA в два раза лучше, чем у их российских ровесников, а у финских школьников на порядок лучше, чем у французов.
Французы здесь важны потому, что мне хотелось бы сверить свои мысли с уникальной по практической ценности книгой Поля Робера, написанной для французских педагогов, – «La Finlande: un mod le ducatif pour la France Les secrets de la russite». Она позволяет увидеть новое для нас максимально прозрачным образом.

Другая образовательная парадигма

«Финских школьников, приезжающих на учебу во Францию, шокирует, что там на занятиях почти все время приходится заниматься копированием преподнесенного учителем материала», – пишет Поль Робер.
Такое понимание и для нас традиционно: фундаментальность образования – это усвоение всего преподнесенного опыта и знание «всех тех богатств, которые выработало человечество».
В то же время в культуре финского образования «фундаментальная школа» – это школа, которая создает фундамент личности, тем самым созидая фундамент общества будущего. А именно:
Не допускается какой-либо целевой селекции учеников. Первая ступень школьного образования Финляндии – с 1-го по 9-й класс, 7–15 лет, и внутри каждого отдельного класса разнородный по интеллектуально-культурному и социально-статусному состоянию состав учащихся. В масштабах всей школы это делает каждый ее класс примерно равносильным любому другому.
Государство старается сохранить фундаментальную школу в любой точке глубинки. В фундаментальной школе, к примеру, с 13 учителями (250 учеников) работают еще и семь педагогов-ассистентов. Все учителя свободно владеют ІТ-технологиями, а на один школьный компьютер приходится 4 ученика. Начиналось обновление школ с регионов с более низким социальным уровнем развития.
Государство не экономит на условиях работы учителей и не обкладывает данью родителей. На 600 000 учеников страны с низкой плотностью населения создана общенациональная сеть из 3500 фундаментальных школ. Получается в среднем 170 учеников в школе, не более 20 в классе. Всех учеников подвозят к школе автобусами или такси бесплатно, начиная с расстояния в пять километров. Все необходимое для учебы, начиная от учебников и заканчивая школьным портфелем, ложится на общегосударственный, а не семейный бюджет.
Главная задача учителей – организовать адекватную личности каждого ученика деятельность для получения равноценного уровня базового образования. Нет «углубленного изучения предметов», но внедрена система предметных курсов ориентации для гибких групп из учеников разных классов. Это служит механизмом предварительной подготовки к особенностям обучения в старшей школе (в финских лицеях классов со стабильным составом учащихся практически нет). Число обязательных часов по ориентации в фундаментальной школе постепенно увеличивается, начиная с 5-го класса. Цель – усиление сильной стороны ученика или подтягивание его слабых сторон. Выбор осуществляется по желанию ученика.
Система аттестаций почти исключает текущий контроль, чтобы не травмировать ученика страхом неудач, зато периодически проводятся системные измерения комплексного характера. Измерения отслеживают ключевые фундаментальные компетенции. В понятии «фундаментальные    компетенции» содержательным центром является не предметная составляющая, а личностные образовательные способности школьника.
Программное содержание любого базового школьного предмета обладает широчайшим полем для развития творческих, коммуникативных, аналитических и т.п. способностей. Это принципиально: стремление финнов дать равную учебную подготовку всем ученикам первой ступени среднего общего образования не лежит в предметной плоскости. Целью первого плана является равный фундамент выпускников 9-го класса для дальнейшего образования в лицеях. Итак: хорошее знание языков, математики и др. – это не цель, а средство к общему хорошему уровню образованности.
Улучшить свой уровень каждый желающий может в стенах школы, а не за счет репетиторов. Для желающих существует промежуточный 10-й класс. Это дополнительный элемент между фундаментальной школой и желаемым лицеем?– академическим или профессиональным. Кстати, есть профессиональные лицеи настолько актуального профиля, что конкурсная ситуация вынуждает многих выпускников-девятиклассников снова поработать над фундаментальной подготовкой, чтобы суметь в него записаться через год.

План, программа, курикулум? 
Зависит от устройства системы


Передовые школьные системы отошли от программного принципа оформления содержания своей образовательной деятельности. Курикулум (от лат. – «бег», «поприще») – панорамный план обучения, в котором четко обозначены как обязательные для всех учителей действия, например межпредметные «вкрапления», обязательные формы совместной с учащимися деятельности и специальные образовательно-целевые средства, так и ожидаемые результаты учеников. А именно: чтобы каждый «сумел достичь социальной значимости в плоскостях: культурная идентичность и интернациональность; коммуникабельность; соучастие коммунальное и предпринимательское; ответственность экологическая и стабильное развитие благосостояния; дорожная безопасность; технологии и законы жизни индивидуума».
Так, каждый финский учитель географии знает, что ему надо будет преподавать на английском языке в ходе тех уроков, когда ученики будут изучать страны Европы. Налицо понимание: коммуникационные компетенции учащихся без практических навыков по использованию иностранных языков не сформировать.
У нас, к сожалению, даже творческие учителя зажаты рамками линейно-последовательной ограниченности программы. Школа вынуждена постоянно демонстрировать свою лояльность к установленным планам и программам, к иерархической системе в целом, вместо того чтобы развивать творческую активность в социальном или личностном масштабах. Архаизм? Конечно.
Для его преодоления в Финляндии был внедрен опыт организации горизонтальных партнерских структур взамен вертикали школьных инспекторов. Там действуют автономные коммунальные комитеты. Именно они принимают на работу на конкурсной основе учителей, назначают и снимают с работы директоров школ, регулируют свою сеть школьных учреждений, определяют объемы финансирования, вносят коррективы в профиль своих лицеев. Это дает колоссальную экономию финансовых средств с уникальным вектором действия: общие финансовые затраты на школьное образование заметно меньше, чем в Европе, и сильно меньше, чем в США, но целевые расходы на одного ученика заметно выше, чем в развитых странах мира.

Что строим, на то и опираемся


Понятно, что разнообразие школ может допустить только такая политическая система, которая в понятии «фундамент» способна увидеть его суть: фундамент – это нечто хоть и небольшое по объему, но способное поддерживать жизнедеятельность неизмеримо больших объемов самых разнообразных объектов.
Образовательный фундамент финского школьника 7–15 лет задуман так, чтобы школьник за это время мог сформироваться как личность. И вот пример партнерской работы на уроке: учитель заходит в класс, объявляет тему работы класса и вместо объяснения сообщает, что по этому поводу требуется от учеников в конце или по ходу урока. Ученики самостоятельно решают, как будут выполнять задание, индивидуально или в группе, свободно перемещаются по классу, выбирая свой источник информации, а учитель для них – это еще один, но живой источник информации, консультант, помощник и организатор общей деятельности. Площадь любого класса страны не может быть меньше 65 м2 плюс зона отдыха, все стены класса в книгах, в каждом классе компьютер, телевизор, DVD-плейер, медиа-проектор.
По факту годовая нагрузка финского школьника на сотни часов меньше, чем во Франции или в среднем по Европе. Для работы дома ученика 9-го класса предусматривается не более 5 часов в неделю. Основная работа происходит в стенах школы под руководством учителя, с привлечением консультантов, ассистентов, с предоставлением учащимся возможности подучивать друг друга в ходе урока. Это носит системный, всеохватывающий характер.
Маленький срез: в выпускном 9-м классе фундаментальной школы из 30 часов недельной нагрузки 12 часов выделено на математику (язык наук), родную речь, первый и второй иностранные языки. На физику, химию, биологию, географию выделено суммарно 6 часов, на историю – 3 часа, физкультуру – 2 часа. Притом каждый ученик сам выбирает свои ориентирные (5 часов) и консультативные (1 час) курсы. Курс открывается, если набирается минимум 16 учеников.
Так за счет стратегии, нацеленной на вовлечение каждого ученика в продуктивные формы образовательной деятельности, достигаются уникально высокие и максимально ровные для семей любого достатка результаты международных рейтингов.
Да что там! По уровню экономического и социального развития Финляндия сегодня – мировой лидер. А ведь когда-то была бедной окраиной Российской империи.

Рейтинг@Mail.ru