О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В редакцию журнала «Педагогическая техника» пришло письмо от
учительницы из Вологды, в котором она рассказала о болезненной для нее
проблеме. Суть в том, что учитель «всей душой за демократический стиль
отношений», но выстраивать на уроке партнерские отношения с детьми у
нее не получается. Когда педагог отходит от авторитарных методов
управления учебным процессом, «несознательные восьмиклассники тоже
жаждут насладиться прелестью свободного общения: Паша лупит Сережу,
Марина не хочет сидеть с Вовой, о чем на весь класс заявляет. Катя
показывает подругам новые ботинки…». И без перехода «на строгий
командирский тон» урока не получается. Получив письмо, журналисты
решили обратиться к знакомым педагогам и попросить их, чтобы они дали
автору письма три совета. В результате в журнал пришло десять различных
откликов, из которых сложилась интересная, емкая по содержанию и
наводящая на размышления картина. Присланные суждения опубликованы в статье «Три совета тем, у кого
“не получается демократически”» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА», № 5 за 2011
год). Примечательно, что никто из откликнувшихся на статью
практиков не считает, что учителю надо стремиться всегда придерживаться
партнерского стиля общения. Большинство склоняются к тому, что в
общении с детьми педагог должен находить золотую середину.
Никто не будет спорить с тем, что важно научить детей
продуктивно работать с различными источниками информации. Этой проблеме
посвящена статья Т.Обласовой «Развитие
учебно-информационных умений школьников в процессе изучения
гуманитарных дисциплин» («ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА», № 8 за 2011 год).
Автор предлагает такой подход к развитию способности понимать
текст, в основе которого – последовательное продвижение по трем уровням
понимания. Извлечение информации (ответ на вопрос, о чем, собственно,
говорится в тексте). Интерпретация информации в авторском и культурном
контекстах (смысл текста для автора). Интерпретации информации в
контексте личного жизненного опыта (смысл текста для меня).
Освоение всех этих уровней должно происходить в период с 5 по
9 класс. В настоящее время, как показывают проведенные автором
исследования, большинство школьников (60%) в работе с текстом
концентрируются в основном на отдельных уровнях постижения смысла, не
стремясь достичь понимания во всей возможной полноте. Нередко, к
примеру, бывает так, что внимание ученика всецело сосредотачивается на
объективном содержании или на позиции автора. Это приводит к отчуждению
знаний от личного опыта и ограничивает влияние образования на
становление осознанной собственной позиции.
Как учитель может оценить степень сформированности
коммуникативной компетентности ребенка? Доктор педагогических наук
В.Тесленко и кандидат педагогических наук С.Латынцев в статье «Критерии и уровни
сформированности у обучаемых коммуникативной компетентности»
(ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 10 за 2011 год) предлагают
использовать для этого специальные оценочно-диагностические карты.
Например, в карте по оценке сформированности устной речевой
компетентности выделяется семь базовых коммуникативных умений. Все они
необходимы для конструктивного участия в обсуждениях: умение
формулировать проблему, воспринимать высказывание, побуждать других к
высказыванию мыслей, способность обобщать и синтезировать полученную
информацию, способность к выступлению с различными видами обобщений,
умение поддерживать интерес к выступлению, побуждение к анализу и
оценке собственного выступления.
Каждое умение оценивается по четырехуровневой шкале. В статье
приводится детальное описание того, на что следует обращать внимание
при подобном оценивании. Скажем, побуждение других к высказыванию
мыслей на невысоком (оптимально-адаптивном) уровне развития может
проявляться в том, что ученик задает вопросы, касающиеся высказываний
участников обсуждения, а на высшем (рефлексивно-оценочном) уровне –
мотивирует группу на проведение мини-дискуссии по ключевому для
обсуждаемой проблемы вопросу.