Легенда или пророчество?
Каждая эпоха вынуждена вновь отвечать на вопросы Великого Инквизитора. Статья вторая (статья первая – «ПС» № 19)
Мы склонны испытывать мистический восторг, когда оказывается,
что писатель предугадал, предвидел какое-либо явление, которое
случилось позже и вероятность которого из фактов вывести было
невозможно. Это и правда удивительно. Но дело не в мистическом
откровении, полагаю, а в правильно поставленной мысли, в точном
распознавании хода событий.
К каким бы суждениям Розанова* мы ни обратились, они как будто
высказаны по поводу того, что мы переживаем сейчас или пережили совсем
недавно. Вот хоть это: «…никогда и ничего не было для человека и для
человеческого общества невыносимее свободы!»
Диагноз человеку что Достоевский, что Розанов поставили безукоризненно.
В причинах болезни мы уже вправе сомневаться. Пути исцеления и сегодня
остаются гипотетичными.
* * *
Инквизитор упрекает Христа в том, что тот пришел к людям с
голыми руками, без хлеба, «ибо какая же свобода, рассудил Ты, если
послушание куплено хлебом». И действительно, продолжает мысль
Инквизитора Розанов, «нужда, гнетущее горе, боль несогретых членов и
голодного желудка заглушит искру божественного в человеческой душе».
Суждение как будто бесспорное. Коммунизм потому и решил исправить
ошибку Христа, соблазняя людей грядущим, вполне земным благоденствием.
При этом по коммунистической доктрине сытость и нерегламентированный
досуг сами собой должны привести к духовному возрождению человека. Люди
якобы тут же начнут заниматься самоусовершенствованием, музицировать и
изобретать.
Как бы не так! Сегодня мы видим, что благоденствие не менее, а то и
более враждебно «искре божественного», чем голод. «Знаешь ли Ты, –
говорил Инквизитор, – что пройдут века и человечество провозгласит
устами своей премудрости и науки, что преступлений нет и, стало быть,
нет и греха, а есть лишь только голодные». И снова какая страшная
догадка и какое неполное объяснение случившегося на наших глазах.
Кроме Хлеба человеку, по мнению Инквизитора, нужен Авторитет.
Накормивший хлебами и станет таким Авторитетом, потому что стадо будет
в вечном трепете, «что Ты отымешь руку Свою и прекратятся им хлебы
Твои».
Авторитет, да, до некоторой степени есть, только не с заглавной буквы.
Он проявляется в рейтингах президентов и партий, в страдательном залоге
вялой демократии, когда глагол выражает действие, которое испытывает
лицо со стороны другого лица, а не действие, им производимое. Если
машина (общество) худо-бедно работает, то зачем же менять водителя?
Может быть, он пользуется ворованным бензином, подвязывает носовым
платком падающие детали и вообще дальтоник, а просто у него пока такая
пруха, к тому же машина легко катится, потому что под гору. Ну и пусть.
Потом как-нибудь распнем и уничтожим, коли живы останемся, а нынче и
так хорошо.
Понимал ли Достоевский, что высокий спор авторитетов обернется такой
пошлой реальностью? Что речь пойдет не о противоборстве двух великих
начал, а о кулуарной борьбе за власть, которой шепотом аккомпанирует
народ, равнодушный к этой борьбе и втайне презирающий ее участников?
И ведь все это не потому, что духовные авторитеты дискредитированы или
уничтожены. И Достоевский, и Розанов предчувствовали «восстания против
религии». Ничуть не бывало. Церковь благополучно заняла свое место в
бюрократическом устройстве общества, а все партийные боссы и чиновники
разыгрывают на свой манер партию Иудушки Головлева: Бог милостив! И
погодка унялась, и дорожка поглаже стала.
Противопоставляя православие католицизму и протестантству, Василий
Розанов именно с ним связывал свои упования: «Поняв слабость своих сил
перед великими целями, мы перестанем бросать человеческую личность к
подножию их». Как обошлась советская власть с этим заветом, мы хорошо
знаем. Ну те, допустим, были атеистами. Сегодня при новых крестах на
солнце человека так же в упор не видят. Надо постараться, чтобы вызвать
на себя хоть какую-нибудь эмоцию, пусть даже возмущение. Но в
нравственно нищей среде кристаллам неоткуда и получиться.
* * *
Еще одна потрясающая догадка Инквизитора: «…овладевает
свободой людей лишь тот, кто успокоит их совесть. С хлебом давалось
Тебе бесспорное знамя: дашь хлеб – и человек преклонится, ибо ничего
нет бесспорнее хлеба; но если в то же время кто-нибудь овладеет его
совестью помимо Тебя, – о, тогда он даже бросит Хлеб твой и пойдет за
тем, который обольстит его совесть».
С совестью обошлись ловчее, чем со всем остальным. Как в образцовом
лагере: если не нарушаешь режим – живи как хочешь. Не поощрят, может
быть, но зря и не накажут. В советское время ценились пусть иногда и
липовые, но достижения, пусть и массовый, но энтузиазм. Лозунг «добрых
дел» был с некоторой брезгливостью позаимствован у абстрактного
гуманизма. Все было нафаршировано идеологией и бюрократизировано до
крайности, а все ж в этом потоке находилось место талантливым и
искренним чувствам. Сегодня, кроме формальной лояльности к у.е. власти
и к у.е. чиновной единицы, ничего от человека не требуется. Даже
доблести профессионального достижения, не говоря уж о нравственном
достоинстве. Совесть стала гуттаперчевой, как спина и гримасы улыбки.
Но ведь эта-то почти неосязаемая клетка должна быть для человека всего
нестерпимей! Три выбора было у человечества по Достоевскому:
муравейник, курятник или хрустальный дворец. Безмысленное, но стадно
согласное существование в муравейнике, вольное, пусть и скверно
устроенное в курятнике и благоденственное, но устроенное чужой волей во
дворце. Человек по глупости и жадности мечтает жить во дворце, не
понимая, что осчастливленная природа его взбунтуется от любого
регламента. «Да осыпьте его всеми земными благами, утопите в счастье
совсем с головой… дайте ему такое экономическое довольство, чтоб ему
совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать
пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории… Рискнет даже
пряниками и нарочно пожелает самого пагубного вздора, самой
неэкономической бессмыслицы единственно для того, чтобы всему этому
положительному благоразумию примешать свой пагубный фантастический
элемент».
Помню, как в советские годы радовались мы этому бунту подпольного
человека. Глубоко взял Федор Михайлович, взрыв произвел посильнее, чем
суммарный самиздат, а главное, преподнес урок всем будущим устроителям
человечества по тоталитарным рецептам. А сейчас думаю, что и этот
проницатель души впал в некое романтическое и так близкое его сердцу
преувеличение.
Никто нынче не рискнет пряниками. Почитайте хоть этикетки: кухня для
души, молоко «Домик в деревне», кофе с ароматом поцелуя, актимель –
бодрое настроение на весь день. В здоровом теле здоровый дух, как
говаривали греки. Душа и желудок слились в синхронном полете, друг
друга виртуозно обогатив. Пачечка нишиша устроит? Беру недорого.
Великие цели – период графоманской предыстории человечества. Будто так
уж необходим смысл, когда есть вкус? Не к жизни, так к пряникам. И
какие между обыкновенными людьми чины? Нет гербовой – пишем на простой.
* * *
А что случилось-то? А случилось вот что. Беда пришла, откуда
не ждали.
Главными мичуринцами по выведению новой породы человека, то есть
переделки человечества в стадо, Достоевский считал
социалистов-революционеров. В романе «Бесы» есть один, можно сказать,
второстепенный персонаж, некто Шигалев. Однажды он приносит в собрание
тетрадку со своим проектом будущего. Содержание тетрадки мы узнаём в
основном по пересказу Верховенского, который ее читал. Вот небольшой
фрагмент: «Не надо образования, довольно науки. …Мы уморим желание: мы
пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы
всякого гения потушим в младенчестве. …«Мы научились ремеслу, и мы
честные люди, нам не надо ничего другого» – вот недавний ответ
английских рабочих. «Необходимо только необходимое!» – вот девиз
земного шара отселе. Но нужна и судорога... раз в тридцать лет Шигалев
пускает и судорогу и все вдруг начинают поедать друг друга до известной
черты, единственно чтобы не было скучно».
Всё практически сбылось. Не совсем так, допустим. Как там с ремеслом у
английских рабочих, не знаю, а у нас падают самолеты, сходят с рельс
поезда, тонут корабли, взрываются плотины. Уже и умеренные СМИ
заговорили об обществе троечников. При этом никто не хочет
ограничиваться необходимым. Индустрии всего мира, идя от кризиса к
кризису, работают на лишнее. На лишнее и ушел весь «фантастический
элемент» человечества. А в остальном все так, по Шигалеву. Включая
судороги. Не скучно, в общем. То есть скучно, конечно, но и шоу-бизнес
работает ведь в форс-мажорном режиме.
Никто не мог предполагать, что из трех вариантов будущего человечества
сбудутся сразу все. Занятая своими хвойными иголками, вялая демократия
муравейника будет терпеть номинальных лидеров. В разделенном на
клетушки курятнике каждый волен будет проявлять свой фантастический
элемент: хоть кукиш соседу показать в виде риэлтерского наезда, хоть
поупражняться в домашнем деспотизме, а то и обмануть или уничтожить
весь мир в виртуальном окне. А уж о благоустройстве дворца-курятника
позаботился научно-технический прогресс. Всё, главное, обустроилось
как-то само собой, без всяких там, во всяком случае, социалистов,
нигилистов, революционеров. К всеобщему удовлетворению.
Об этой ненасильственной метаморфозе догадался Василий Васильевич
Розанов. Он как будто только развивает мысль Достоевского, но в
действительности говорит небывалое и новое. А именно, что с искушением
прибегнуть, овладевая судьбами человечества, к «земным хлебам»
неизбежен «мощный исход из исторических противоречий: это – понижение
психического уровня в человеке. Погасить в нем все неопределенное,
тревожное, мучительное, упростить его природу до ясности коротких
желаний, понудить его в меру знать, в меру чувствовать, в меру желать –
вот средство удовлетворить его наконец и успокоить…»
* * *
Если и видеть во всем этом руку дьявола, то она в
раздробленности мира, в обилии специальных устремлений и дел,
подробностей при отсутствии общего плана, что неизбежно должно привести
к катастрофе. Но и при этом главным остается вопрос: ошибся Христос или
нет? Какова природа человека? И в зависимости от ответа на него:
проходит ли человечество через долгое, страшное испытание, уклоняясь от
единственно верного пути, или, согласно со своей природой, движется к
самоуничтожению? Вопрос, прямо надо сказать, не отвлеченно философский,
а почти что практический.
Розанов отвечает на него не только определенно, но и со всей страстью:
«…ложь сама по себе есть нечто вторичное, она есть нарушенная
правда, и ясно, что прежде, нежели нарушиться, правда уже должна была
существовать. …И когда под влиянием страха или повинуясь какому-нибудь
влечению, он (человек. – Н.К.) произносит ложь, разве он не ощущает
всякий раз некоторого страдания? …Разве, чтобы произвести его в себе,
чтобы нечто подавить в истине или прибавить к ней, не требуется всякий
раз некоторое усилие? …Как невозможно представить себе, чтобы первый
человек, взглянув на природу, солгал о ней, так нельзя допустить, чтобы
тот же первый человек, ощутив около себя второго и уже каким-нибудь
образом узнав, что такое боль и страдание, захотел бы его подвергнуть
им…»
Мы не обязаны верить никому, в том числе и автору этих строк.
Но считаться с ним все же необходимо. Тем более что разговор, хочется
думать, еще продолжается.
* Речь идет о книге В.Розанова «Легенда о Великом Инквизиторе
Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария»