На перекрестке личности и судьбы
Парадоксы автобиографической памяти
Вечные темы: такая судьба, время такое, жизнь так повернула.
Бесконечные разговоры-раздумья в пассивном залоге. Или это когда-нибудь
закончится? На недавно прошедших XII Чтениях памяти Выготского
выступила Вероника Нуркова, ученый-психолог из МГУ, и ее аспиранты –
они рассказывали об исследованиях по автобиографической памяти
личности: «Ни у кого, кроме человека, нет автобиографической памяти,
без нее ничто экзистенциальное невозможно, ее функциональная нагрузка
огромна». Вот если бы люди придавали больше значения рефлексивным
состояниям, то есть глубже заглядывали бы в себя, их линия жизни,
возможно,была бы куда богаче…
О себе, о своей жизни
Детские воспоминания у каждого из нас лежат очень близко,
рукой подать – измеряли, до них – миллисекунды. Они объемны и доступны.
Именно с рассказа о себе начинает складываться автобиографическая
память человека, способность помнить о событиях своей жизни и говорить
о них, вновь и вновь переживая.
Интересно, что представители восточных культур помнят себя несколько
раньше и по-другому, нежели европейцы. Уже после двух лет, а не после
четырех; рядом со значимыми взрослыми, а не только себя в какой-то
лично значимый момент. Китаянка рассказывает: «Помню, тетя купила мне
очень дорогое мороженое, отец по субботам читал нам с братом книги»;
европейка: «Я стою на стуле, мне надо читать стихи перед гостями, и я
очень волнуюсь». Там социальная идентичность – тут персональная.
О том, что культурные жизненные сценарии закладываются очень рано,
говорит многое: и разное содержание воспоминаний, и разные формы памяти
о себе. Возможно, это важнейший психический ресурс человека, и задача
овладения семантикой своей жизни, способностью оперирования ею,
вероятно, и есть то, ради чего человек задуман. Соответственно самая
большая ошибка социума по отношению к индивиду – навязывание
общепринятых сценариев и всяческое приглушение внимания к своему пути.
Данные ученых говорят о том, что модель «мать–дитя» самая устойчивая и
манера человека мыслить себя и понимать идет оттуда. Пусть до двух с
половиной лет мало кто может что-то вспомнить о себе, его будущее
закладывается в период, когда сам он еще не разговаривает. По меркам
взрослых – «не понимает», «глупенький», «и так сойдет».
Показательный пример привели исследователи: дети маори. Это аборигены
одного из островов Новой Зеландии, так вот они помнят себя с полутора
лет. Немаловажное значение, конечно, имеет экономический момент: этот
вымирающий народ охраняется и дотируется государством, людям запрещено
работать, поэтому целыми днями они сидят на берегу, плетут поделки и
разговаривают, разговаривают, разговаривают. У детей быстро
складывается мышление о себе.
Культурные жизненные сценарии
Они складываются в подростковом возрасте, когда уже есть
некоторая история не только своей жизни, но и многих других. Годятся не
только реальные, но и вымышленные события из кино, литературы, игр.
Помимо того, жизненные сценарии насыщены предсказаниями,
прогнозированием, планированием.
Эта новая психическая система создается постепенно: отдельные
воспоминания включаются в статус более организованной системы,
усваиваются целостные представления о человеческой жизни, «зашитые» в
культуре. Овладевая представлениями о желательном и нежелательном,
возможном и невозможном, подросток пытается понимать и создавать
собственную судьбу.
Как-то так в теории. Но вот что показывает исследовательская практика.
В расписании событий своей жизни самые значимые, позитивные, наиболее
вероятные события респонденты фиксировали в интервале 16–30 лет.
(Использовалась методика «линия жизни», и картинка получалась
наглядная: слева и справа пусто, в середине густо.)
Можно понять, когда, таким образом, прогнозирует подросток, для
которого «30 лет – все, уже старик, и дальше жить незачем». Однако
ученые называют эту ситуацию эффектом универсального пика, поскольку
почти такую же картину дают пожилые респонденты из Европы: да, все
главное уже было.
В то же время «линия жизни» россиян более разреженная, хотя эффект пика
отчасти сохраняется. Вопрос: такая «неровная жизнь» – следствие
присвоенного с юности культурного сценария? Мы так живем, потому что
так представляем, планируем? Или такова организация нашей памяти? Мы
помним, отмечаем как значимое то, что наметили и к чему стремились, не
придавая значения событиям не менее важным, но возникающим спонтанно?
Как помним – так и живем
У россиян более насыщенной, чем у европейцев, оказалась первая
четверть «линии жизни»: очень много значимых событий вобрало детство.
Однако не будем забывать, что речь идет о детстве тех, кто сегодня уже
пожилой человек. То детство было сопряжено с ранней ответственностью.
Отсюда – события: «тонул… потерялся… упала в овраг… чуть не лишился
глаза…» – как правило, все в личной форме, никаких пассивных залогов
вроде «меня отдали, повели, записали».
Разумеется, сегодня «типичный» культурный сценарий детства совершенно
другой. И современные подростки по-другому присваивают и личностно
перерабатывают готовые форматы. Благо информации о том, как жить, они
имеют куда больше, чем их предшественники. И тенденция к разрыву связи
с «предками» вроде бы просматривается в разных исследованиях. Тем не
менее исследователи автобиографической памяти утверждают: семейный
сценарий по-прежнему влияет на создание собственного очень сильно.
Изучалась представленность прошлого родителей и представленность
литературных героев в формировании жизненного сценария 18-летних (это
два разных исследования). Так вот: вовлеченность в свою судьбу,
готовность повлиять на обстоятельства, принятие риска без гарантий
успеха – все эти признаки субъективного благополучия (жизнестойкости)
наблюдались у тех молодых людей, которые «вписали» опыт семьи и
культурный багаж человечества в свои жизненные планы.
Чем больше подросток прочитал книг, чем лучше представляет прошлое
родителей, семьи (воспоминания взрослых и детей совпадают) – тем
насыщеннее темы, которые они размещают на предполагаемой ими «линии
жизни», тем гибче репертуар событий, ярче активность.
А если наоборот, то выявляются размытая идентичность, страх,
пассивность как свойства личности.
Связь места и событий жизни
Исследовали и пожилых, средний возраст – 79 лет: люди
рассказывали историю своей жизни. События также размещались по «линии
жизни». И оказалось, что место проживания небезразлично к судьбе
человека.
Так, деревенские жители в своих воспоминаниях выделяют события раннего
детства как яркие, автономные (личностно важные). Старость ощущается
ими так же: это время автономных событий. А вот события середины жизни
описываются как более социально детерминированные, связные.
Предоставленность себе в детстве и одиночество сейчас объединяются
смыслом «трудно, надо рассчитывать только на себя».
Напротив, тот, кто родился и рос в городе, имел более защищенное
детство, поэтому события, о которых рассказывают респонденты, имеют
свойство связности с другими людьми. Автономию им давала
самостоятельная трудовая жизнь, которая поглощала все силы и время.
Городские обязательно упоминают о своих трудовых успехах и научных
достижениях, в то время как для деревенских «работа – она и есть
работа».
Но вот старость, и они опять ищут связности – и далеко не всегда
отношения с детьми и внуками у них не складываются.
Деталь: деревенские старики рассказывают о своей жизни более развернуто
и подробно, хотя и более безлично. То есть человек пересказывает свое
прошлое на языке обретенных в течение жизни значений, а вырабатывает их
социокультурная среда.
Человек как автор события
Но, скажем, чему удивляться: да, представление о себе человек
формирует преимущественно за счет социальных связей, в собственной
жизни вольно-невольно ориентируется на «рано», «поздно», «пора»,
которые диктует социум. И очень часто «автобиографическая память» не
склонна выделять себя из типичного жизненного сценария: «как у всех,
так и у меня», «все тогда так жили», «а нам нельзя было». Сходство
сценариев пожилых людей как раз и фиксирует исследование.
Конечно, люди на поколение моложе относятся к жизни иначе, у них ведь
было больше возможностей для рефлексии, та же литература: «Лет в 25 я
прочел в романе Трифонова: «В августе Дмитриеву исполнилось 37. Иногда
ему казалось, что еще все впереди» – и меня вдруг как осадило. С тех
пор продлеваю свое “впереди” собственными руками, делая жизнь и жизнь
близких как можно более насыщенной событиями».
Хорошо. Но не будем забывать, что самая главная наша задача – не мешать
детям мечтать. Не обрубать крылья, не выщипывать перья, не спутывать
ноги. Насыщенная интересная жизнь возможна в течение всей «линии жизни»
при условии, что ваш жизненный сценарий живой, подвижный и находится в
ваших руках.