МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
Если бы не одно обстоятельство...
«Слово, чистое веселье»
У литераторов сон – это прием. У других, пишущих иногда, а
больше говорящих, – уловка: придумать сон, сочинить его, заключив в
описание сна в одном случае мораль, в другом – какую-нибудь интродукцию
из философии сновидений. Это кто чему выучился и какое лето застал на
дворе.
Поскольку я всю жизнь пытаюсь научиться не врать, естественно
предупредить, что сон про Пушкина мне не снился. Я видел его наяву.
Потом обдумывал увиденное, переживал его, и таким образом, сон мог бы
вполне считаться сочиненным, если бы не одно обстоятельство.
Мой Сон о Пушкине начался в детстве, когда я увидел портрет
работы Кипренского в большом сером томе, изданном «Детгизом» в 1956
году. Том был огромный, неподъемный, в замечательном тисненном золотом
переплете. А иллюстрирована книга была гравюрами Фаворского. Таким
образом, вместе со словом «Пушкин» в мое детство вошел зрительный ряд
необыкновенной чистоты и ясности.
Добавим к этому белые-белые снега из «Повестей Белкина» и
щедрое зрелое легкомыслие «Домика в Коломне», сочетающее графическую
строгость с волшебным полноцветием ранней осени.
Но потом – вдруг! – в другой книге я увидел посмертную маску
Пушкина. К тому времени я уже знал, что Пушкина убили на дуэли, но это
было знание наружное – кто же поверит, что Пушкин умер. Можно повторять
тысячу раз даты рождения и смерти, выучить их, как положено прилежным
ученикам, но даты датами, а Пушкин – это Пушкин.
Так вот. Я видел посмертную маску Поэта. Не знаю, что я думал
при этом – давно все было, – но как-то в меня вошло, что это умер
художник Кипренский. И теперь некому стало рисовать Пушкина живым.
Это не иначе был сон, по силе переживания – точно, такое и
называют снами. Но как ни назови: сон, вранье самому себе – а я и
сейчас знаю: качается Пушкин в философском гамаке и, прикрыв один
дремлющий глаз, беседует с интеллигентными писателями Латинской Америки.
Рондат, фляг, двойное сальто
назад
С самого детства я всегда оказывался в неподходящих ситуациях.
Теперь,
думаю, оттого, что мои родители очень уважали воспитание.
Вот, например.
Я был крупный, очень сильный, ловкий, но довольно бестолковый
мальчик. Взрослые вечно все путают, и бестолковость принимали за
неловкость. А так как взрослые всегда борются с недостатками детей,
меня, чтобы я стал ловким, отдали заниматься акробатикой. Причем не
какой-нибудь, а прыжковой.
Тренер по акробатике, осмотрев меня, сказал, что для прыжковой
дорожки я не гожусь, а вот как силовик в паре – такому цены не будет!
Тренер был простой человек, он не думал о воспитательном процессе и
поставил меня в пару с человечком, который мне сразу понравился.
Человечек был тоньше и ниже меня, очень гибкий и коротко
стриженный, так что поначалу я принял его за мальчика. Но это была
девочка, которая, как все девочки, раньше понимала смысл различий между
полами и нашла мое с ней обращение дурацким и нахальным. Она терпела
меня, потому что хотела стать знаменитой цирковой актрисой, а сильнее
меня для поддержек никого не было, если не считать тренера.
Про поддержки и девочку я родителям ничего не говорил, это
была моя тайна. Я не очень понимал, что влюбился в эту девочку, потому
что мне было всего восемь лет и я был не слишком просвещен по части
чувств. Но я бежал на тренировки, чтобы держать ее на плечах, а потом,
когда она выходила в стойку на руках, упираясь в мои руки, я мог
глядеть на ее лицо, и она ничего мне не могла на это сказать, потому
что Сам Тренер говорил, что так и надо.
Все было хорошо, пока мои родители не заметили, что
воспитательный процесс идет не так, как они задумывали. Они поговорили
с тренером, он пожал плечами и определил меня на дорожку.
А человечка стал держать другой мальчик, старше меня на два
года.
Прыжки же мне не давались.
Особенно плохо было с каскадами. Разбегался я очень хорошо,
как ветер, а потом было все плохо. Помнится – могу ошибиться в деталях,
– помнится, было такое: рондат, фляг, двойное сальто назад, снова фляг
с пируэтом и сальто вперед. Вся беда была в том, что я неотрывно
смотрел на человечка, того самого стриженого человечка, который работал
в паре с мальчиком-переростком в дальнем конце зала. Пока я бежал, она
была передо мной. Но когда я начинал подскакивать, переворачиваться и
вращаться, она терялась из виду, и я крутил головой, чтобы увидеть ее
снова. Из-за этого кручения поведение моего тела в воздухе становилось
непредсказуемым, оно, это тело, выделывало что-то такое, отчего тренер
приходил в подавленное настроение и называл меня недотепой.
Особенно он грустил, когда я завершал каскад далеко в стороне
от дорожки, по пути сбив или придавив кого-нибудь из незадачливых
товарищей.
Она, конечно, на меня не смотрела, да и на что было смотреть!
В один горький момент, получив от тренера очередной
укоризненный взгляд, я вдруг понял, что в хаотических движениях моего
тела в воздухе скрывается некоторая спасительная возможность. До сих
пор у меня все выходило не так, как надо, потому что как надо не
получалось. А теперь я сделаю, «как нельзя делать» совсем, но сделаю не
чуть-чуть, а во всю силу. Я сделаю не просто плохо, а абсолютно плохо,
я сделаю совершенно плохо!
Идея моего собственного каскада родилась сразу и целиком, и я
ощутил ее всем телом. Оставалось дождаться очередного рутинного выхода
на дорожку. И вот!
Так высоко и пружинисто я не прыгал никогда в жизни! Так легко
я не вращал себя ни разу. Мои ноги крутились в одной плоскости,
туловище в другой, а неспортивно отставленная попа все время находилась
в центре этого взвихренного мироздания.
Я закончил каскад.
Наверное, целую минуту в зале висела тишина, потом тренер
заржал как конь, а за ним стали смеяться все. Все-все, и она! Это был
мой триумф!
– Ну блин! – сказал, забыв о воспитании, тренер, когда
закончил смеяться. – У тебя же талант! Ты же самородок! А я тебя в
силовики! Нет, теперь ты у меня на ковре станешь знаменитым на весь
Союз, а то и на весь мир! Скажи спасибо родителям!
В силовики меня не вернули.
А девочка, в которую я был влюблен, сказала, что мне надо
стать клоуном.
– Жалко, – подумав, добавила она с присущей ей простотой и
искренностью. – Вот жаль! Когда я вырасту, я выйду замуж только за
акробата-силовика, так всегда бывает в цирковых семьях.
И тогда я научился потешно падать, как будто споткнулся, или
подломилась ножка стула, или я наступил на банан, или… я нашел тысячи
поз, от которых все хохотали до визга и икоты. Мне даже казалось, что я
живу внутри комедии положений.
Ну в самом деле, ведь что такое любовь? Это когда ты тянешься,
тянешься, тянешься и вот-вот, вот-вот дотянешься, и тут кто-то
невидимый дергает тебя за заднюю ногу, и ты совершаешь удивительные
невозможные и несуразные вращения в воздухе.
Несуразные – потому что упал.
Невозможные в воздухе – потому что любовь.