ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Объектив, который смотрит на нас
Вопрос вопросов: как сделать так, чтобы новые технические средства не лишали нас глубины, в идеале – добавляли бы ее нам?
Споры о том, развивают ли человечество информационные
технологии или прямиком ведут к деградации, продолжаются, между тем все
новые и новые кибернетические устройства радуют пользователей своей
красотой, удобством и полезностью. Устройства, которые чего только не
компенсируют – знания, память, опыт, внимание, навык, волю, – они
постоянно совершенствуются и пользуются повышенным спросом. Собственно,
«вынос мозга» – это вовсе не метафора: компоненты психики человека
теперь отделимы от его тела и способны функционировать автономно.
Психологи констатируют: мы живем в век экстериоризации. В век перевода
психических действий из внутреннего плана во внешний, превращения
внутреннего во внешнее. Хотя, казалось бы, еще про интериоризацию не
все сказали – про формирование внутренних структур человеческой психики
путем усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного
опыта. Та же социализация – мать интериоризации, и никто ее пока не
отменял. Тем не менее «рулят» сегодня противоположные процессы…
Сообща – это хорошо; а в
отсутствие личности – плохо
Сегодня многие американцы и европейцы повесили на грудь
небольшое устройство за 700 долларов, которое автоматически снимает от
2 до 10 снимков в минуту (разные настройки) и может это делать до 6
дней без подзарядки и какого-либо участия человека. Хронометрируй все
подряд!
Дальше больше: вечером специальная программа сама сделает для
вас высокоскоростную презентацию, воспроизведя все следы дня. Людям
нравится: свою презентацию можно выложить в соответствующем сообществе
и, как говорится, и себя показать, и на людей посмотреть.
Предполагается, что так – повторив все – мы лучше запомним
свой день, глубже поймем его содержание. Между тем наш мозг сам умеет
помнить так, как нам нужно, – это раз. Второе: психология учит, что
именно повторение – «лучший способ запоминания из всех плохих», и
ничего хуже механического повторения для человеческой психики не
придумано.
Однако всевозможные новые практики, новые средства – все эти
орудия опосредования психики чрезвычайно популярны. Далеко ходить не
надо – тот же фотоаппарат.
Еще раз на тему «творец и
творение, вышедшее из повиновения»
От самого Даггера, с 1837 года, фотография меняется сама и
меняет психику человека. Сначала это были визитные фото, фиксирующие
персональную идентичность человека. Только Я без какого-либо фона. Это
было время карточек и картомании, что-то вроде «изображение вместо
меня». Фото знаменитости у себя дома – как эффект соприсутствия.
Потом – «Я плюс семья» и кабинетные портреты. Фон стал
приобретать значение. Далее фотография была осмыслена как средство
контроля над людьми, стали появляться всевозможные каталоги, и начали,
разумеется, с фотографирования преступников. Возникла потребность в
архивации, тогда же появились и первые семейные альбомы.
Мы живем в цифровую эпоху, и никого никакой фотографией
сегодня не удивить. Другое дело – выяснить, какую роль она играет в
жизни современного человека, как она опосредует его личность. Этим
занимаются ученые-психологи, и вот о чем рассказало исследование Галины
Козер, аспирантки МГУ.
Итак, эксперимент: 16 человек получили заряженный аналоговый
фотоаппарат и приступили к съемке событий своего дня. Были сделаны
фотографии. В другой раз им же предложили фотографировать свою жизнь на
цифровую камеру, фотографии были выложены. Далее надо было рассказать
по снимкам о событиях. И оказалось, что истории, рассказанные по
аналоговым снимкам, полнее, целостнее, каждая имеет предысторию и даже
послесловие. Они глубже цепляют жизнь. Зато цифровая фотография более
насыщена эмоциями: «круто… прикольно… классно… жуть». Это воспоминания
совсем другого рода, более поверхностные.
Все сложнее, а не проще
Ученым легко резюмировать: «Как видим, психологический эффект
и технический прогресс движутся в разные стороны», – а каково с этим
жить: зримый результат достигается настолько быстро, что на проживание
его содержания времени у человека не остается. А значит, и шансов на
целостность и детализированность восприятия жизни, только на «так
получилось» или «не получилось, извини».
Вопрос вопросов: как сделать так, чтобы новые технические
средства не лишали нас глубины, в идеале – добавляли бы ее нам?
Например, не вполне ясно: информационные носители «надеваются»
на нашу психику или, наоборот, она на них? Особенные волнения по поводу
маленьких детей, чья психика формируется медленно, тогда как носители
уже готовы и на каждом шагу. Сращение неизбежно? Или их психика уже
гибридная? Тогда какова роль взрослых, для которых техника все еще
«средство для», а не самостоятельное содержание?
Между тем ученые-психологи вовсю изобретают «средства, которых
не было» – такие, которые смогут полностью сымитировать психическую
функцию человека. Ломают голову: как перевести «натуральное и
неосознаваемое» в управляемое. Появление «гибридов», видимо, не за
горами, но от одной мысли об этом хочется незамедлительно проверить
себя на человечность.
Потому что можно что-то важное прошляпить, если поддаться этой
самой экстериоризации и покорно выносить и выносить все из себя вовне.
Будем думать, что нам нужно, а что нет. Останемся людьми.