ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Ребенок в камере. Цифровой
Мы так часто стараемся уложить нашу совместную жизнь с детьми в рамку для фотографии, что слишком многое остается за кадром
Детский театр. Стайка наряженных детей, разгоряченных
и напитанных впечатлениями, выскользнула из последней комнаты
сказочного квеста. Их встречают родители – но не объятиями и
расспросами, а холодными вспышками фотоаппаратов: смотри сюда,
повернись, руки подними, вот так, улыбайся, улыбайся...
Камеры щелкают, кажется, что видеосъемка входит в общий
сценарий этого дорогого мероприятия: тут разложены неплохие костюмы
животных и героев сказок: надень теперь это, вот так, а теперь это.
«Все как вы хотели».
Суть желаний: фотография есть – мероприятие удалось, деньги потрачены
не зря.
«А это мы были в театре», – в Париже, на Мальдивах, в Суздале…
И теперь за нас расскажет, покажет, передаст все положенные
чувства снимок «на веки вечные». Что бы там ни было, как бы ни обстояли
дела в реальности, но последним словом остается фотоэмоция, всегда
позитивная, приправленная соответствующей музыкой в презентации или
слайдшоу.
Моя знакомая однажды привезла с моря диск на полторы сотни избранных
фотоснимков. В ходе записи диска была допущена ошибка, и все фотографии
исчезли; узнав об этом, она прорыдала весь вечер. Обидно очень: неделя
счастья как бы выскользнула, утекла, ничего не сохранилось! Пропали все
свидетельства – и ощущение, как будто все приснилось, ничего не было. А
главное – «пропали дети» на отдыхе в этом году.
Особый шик: ставить на день рождения ребенка презентацию его
взрастания: вот выписка из роддома, вот одна свеча на именинном пироге,
две… десять. Параллельно наращивается школьный архив: ребенок с первым
букетом, в обнимку с глобусом, с куском мела в руках, далее – спасибо
компьютерным технологиям – на фоне звездного неба и как бы на пути к
далеким звездам.
Ничего плохого, один только вопрос: не заменяет ли нам запечатление
саму жизнь? При том что запечатлеваем мы всегда что-то гарантированно
приятное.
Фотографии – это четкий индикатор того, что современное общество хотело
бы о себе знать, и в этом смысле фотографирование – классический пример
традиционного социального поведения.
Поясню. В фотоальбоме старенькой бабушки вы встретите в
изобилии новорожденных младенцев на столе, а также группы людей вокруг
открытого гроба. Еще свадьбы: жених с невестой за общим столом. Это –
«на память» в прямом смысле, все фото подписаны и датированы.
Сегодня похороны, конечно, никто снимать не будет, что до свадьбы – это
целая фотосессия, настоящая работа со специальной подготовкой для
жениха и невесты. Каждый шаг буквально затачивается под хороший кадр. И
тут речь, конечно, не о памяти, а о самопрезентации, направленности на
себя любимого без каких-либо мыслей о каких-то там внуках и правнуках.
Восхищайтесь, господа, восхищайтесь!
И до того дошло: гости пришли на день рождения знакомой девочки, и одна
мама начинает лихорадочно рыться в сумочке: боже мой, забыла
фотоаппарат. У нее вид несчастнейшего в мире существа. Зря пришли!
То есть вот «так просто» собирать впечатления мы не умеем, ничего не
можем запомнить и рассказать без картинки, даже чувствовать себя
нормально без сопровождения камеры не можем.
Поддаваясь социальной традиции, мы перестаем осознавать, что именно мы
снимаем, давать отчет тому, что происходит с нами на самом деле,
истинные переживания как бы отменяются охотой за удачным кадром.
То есть мы живем не сейчас, в момент события, а рассчитываем, что
истинные переживания еще впереди, во время просмотра-показа
свидетельств нашего пребывания там-то и с теми-то.
Отложенные переживания. Переживания чего?
Маленькие дети не любят фотографироваться, и у вас наверняка полно
снимков прячущихся от объектива детей (если вы их не стерли, конечно).
Но постоянная родительская интенция: «Через много-много лет тебе будет
очень интересно посмотреть, какой ты был маленький и смешной» – в конце
концов срабатывает, дети начинают позировать и принимать фотографию как
инструмент оценки собственного развития.
В то время как тот, более чувствительный к событиям жизни
«аппарат», природный, естественный, запоминающий навсегда атмосферу,
запахи, оттенки ощущений, встраивающий все это в общую карту личного
развития, – постепенно снижает свою активность.
Задумаемся: что мы «выносим» из жизни ребенка, когда столь агрессивно
«вносим» в нее такую простую, эффектную и с виду безобидную штуку, как
цифровая камера?