ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Навеки вызванные в школу
Почему треугольник дети–родители–учителя до сих пор оказывается начерчен по лекалам воспитательных установок советского времени
Многие проблемы воспитания детей, как известно, коренятся в
собственном детстве воспитателей. И речь не только о педагогических
стереотипах, но и о ментальных установках, заложенных в прошлом и
влияющих на настоящее. Представления сегодняшних учителей, родителей,
бабушек и дедушек в большей или меньшей степени, но сформированы
все-таки советской школой. Как эти представления и установки
воздействуют на отношения с детьми, на отношения семьи и школы? Об этом
наш разговор с профессором Петербургского государственного университета
Светланой АДОНЬЕВОЙ.
– Наши
граждане, прошедшие опыт советской школы, во многом воспитывались на
чувствах вины и страха. По формуле «советская власть тебе все дала», а
ты не такой, как надо. Из моего детства мне твердо помнится именно это.
Но ведь и сегодня ребенок, не соответствующий идеалу родительскому или
учительскому, в глазах взрослых виновен и заслуживает если не
наказания, то исправления... Именно эта установка, мне кажется,
определяет многое в отношениях к детям со стороны школы и родителей.
– Это те чувства, посредством которых происходит дисциплинирование. «Я
буду делать так, как сказано, иначе меня не полюбят». Мне кажется, что
эта конструкция «встроена» одинаково и в современных учителей, и в
родителей.
Родители сегодня с трудом понимают, что с ними происходит. С одной
стороны, их как родителей воспитывают на докторе Споке: нельзя ругать
детей, нельзя наказывать, нужно всегда быть «за детей». И матери
защищают своих чад во всех ситуациях. Но при этом сами матери и отцы
были воспитаны в системе, когда родитель (то есть родитель современного
родителя) обязан был солидаризироваться с учителями в школе против
детей. Травма, точнее, внутренний конфликт сегодняшних родителей,
связана, как мне представляется, именно с этим.
Родителей вызывают в школу, чтобы наказать. В прежние времена нередко
вызывали с работы, и вызов родителя в школу – представьте себе
шестидесятые, да и семидесятые годы – означал, что все будут знать, что
у него в семье проблемы. Представьте себе такого отца, который знает,
что вызов в школу означает и проблемы на работе. Он придет в школу, и
ему объяснят, что он плохо воспитывает ребенка, а тем самым не прав
перед государством. И он сливает гнев на своего ребенка, гнев, в основе
которого лежит его собственный страх быть наказанным. Несколько
поколений советских людей, вплоть до перестроечных, – продукты такого
воспитания.
Сейчас мы, родители, взаимодействуем со школой, а у нас внутри сидит
эта конструкция. Как следствие – мы впадаем в разные крайности. Либо
бунтуем и верещим на школу – от страха же, который в нас сидит, либо
всеми мерами стремимся соответствовать. В любом случае наше общение с
учителями – это не общение равных людей, которые заключили договор по
поводу услуг в области образования. Тут включаются механизмы власти и
подчинения, выдрессированные на определенном этапе. Задача учителя –
учить, а не царить и карать, но родители подчиняются, потому что таковы
усвоенные и теми и другими схемы поведения.
– Очень тяжелая
ситуация для ребенка: чуть что не так, и против него будут все – и
учительница, и мама с папой. Как дети справлялись с ней: сопротивлялись
или примирялись?
– Как тогда, так и теперь есть дети, которые вполне вписываются в
ситуацию. Дома они с удовольствием встают на табуретку и читают
стихотворение для маминых и папиных гостей, удовлетворяя свои и
родительские амбиции. Родители с гордостью предъявляют своего Васечку
на табурете, не различая собственных и Васечкиных гордых чувств,
отождествляясь. Школа поддерживает эту амбицию. Такие дети занимают
место в первых рядах и с готовностью тянут руки для ответа. Чаще это
девочки. Для них с детского сада существует жесткий выбор: либо ты
царевна-снегурочка, либо ты – как все – снежинка. У мальчиков набор
вариантов шире: кто мушкетер, кто космонавт, кто клоун, и между ними
нельзя решить, «кто главнее».
Если же дети сопротивляются всей этой ситуации, у них есть возможность
внутренней эмиграции. Жить в своем мире, придумывать собственные
истории. По возможности проявлять лояльность, чтоб тебя не трогали.
Сбежать в свой мир, чтобы не было так травматично, – вполне нормальная
тактика выживания в школе. А в советской особенно тяжело было до 5–6
класса, пока ребенок не вырабатывал собственные способы защиты и не
находил альтернативы для социализации. Интересно в связи с этим
рассмотреть роль дворцов пионеров и других внешкольных форм
образования, которые давали отдушины. Не потому, что там не было такой
системы, а потому, что там можно было стать другим, иметь иной статус.
Может быть, в школе ты двоечник, а в кружке хорового пения прекрасно
поешь. Психологически это должно было сильно помогать.
– Идеология советской
школы исходила из требований коллективизма. Во всяком случае, на
словах. «Индивидуализм» – это было слово ругательное. Оказаться вне
коллектива, противопоставить себя коллективу… Это было страшное
обвинение. Но как в действительности обстояло дело с отношениями
ребенка и коллектива? И как складываются обстоятельства в наше время?
– Люди всегда хотят быть с людьми. Ты должен быть не один. Должно быть
несколько таких же, как ты, чтоб тебе было хорошо. У человека есть
базовые психологические потребности – в вовлеченности, в контроле и в
открытости. Для того чтобы быть полноценной личностью, нужно иметь
возможность искренне и открыто выражать свои чувства. Нужно знать, что
и при каких обстоятельствах контролируешь ты сам и кто и при каких
обстоятельствах контролирует тебя: точно понимать зоны собственной и
чужой ответственности. Это необходимо, чтобы, с одной стороны, не быть
виноватым за всех (вспомним риторику школы нашего детства – «вы все
виноваты за то, что, например, в классе грязно»), с другой стороны, не
ждать, что кто-то сходит к зубному врачу за тебя. А еще необходимо
чувствовать себя нужным группе, быть вовлеченным. Если ребенок не
находит такой вовлеченности в школе и в семье, он ищет ее и найдет в
других местах. Ему необходимо найти группу, которая будет разделять его
взгляды и увлечения. И это нормально. Современные дети, спасибо
интернету, научились группироваться. Есть формы детской и подростковой
самоорганизации помимо той системы, которая задана школой. Кто-то
занимается шахматами, шашками, велосипедным спортом или бальными
танцами. Нет больше мысли, что если ты неуспешен в школе, то неуспешен
вообще.
– Светлана Борисовна, а
как бы вы охарактеризовали «психологический профиль» современных детей
в отношении страха перед школой и не только? Чем отличаются школьники
двадцать первого века от старших поколений?
– Поколение детей в этом отношении более спокойное, чем поколение
родителей. В советское время была достаточно однообразная конструкция
жизни: детский сад, школа, институт, работа, пенсия, смерть. Это в
престижном варианте. В непрестижном: без детского сада, школа, училище,
работа, пенсия, смерть. Смерть не называлась, но подразумевалась.
Сегодняшние дети гораздо свободнее.
– Отсутствие свободы,
пресс государственной идеологии пресекали откровенность в семье – во
всяком случае, по отношению к таким темам, как политика и государство.
Родители не могли, боялись доверительно говорить об этом с ребенком. И
даже между собой в присутствии ребенка. Но ведь это важнейшие темы, это
принципиальные вопросы о том, в каком обществе живет семья, в каком
обществе предстоит жить ребенку.
– Неоткровенность в семье была заложена государственной системой. Но
давайте на примере. Моя бабушка была родом из вологодской деревни, она
работала в Петрограде в услужении, потом стала медицинской сестрой,
работала в детской больнице, в конце 30-х годов – в больнице НКВД. И
она мне рассказывала: когда в больнице узнавали, что кого-то «взяли»,
то ее отправляли быстро бежать к арестованному домой, чтобы семья
хватала чемоданы и немедленно бросалась из города спасаться. Мне,
внучке, она это рассказывала, когда мне было 16–17. А моей маме – нет.
Люди старшего советского поколения приняли решение, связанное с
физическим выживанием детей. Они наложили печать на уста: они не
рассказывали своим детям, пионерам и октябрятам 30–50-х годов, о том,
что они в действительности думают о власти. И мы, их внуки, не могли с
мамами и папами говорить о политике, а с бабушками, прабабушками –
могли. У них всегда было собственное суждение.
Когда я впервые отправилась на фольклорную практику в деревню в начале
80-х годов и пообщалась с женщинами лет восьмидесяти, их свобода в
суждениях для меня была абсолютным откровением. Их человеческий опыт
был бесконечно глубже, чем мой, и это вообще не зависело от
образования. Это определялось, я думаю, высокой степенью осознанности,
взятой на себя ответственностью за принятые жизненные решения.
– Светлана Борисовна, а
сегодня, уже в новом веке и совсем в ином обществе, что сегодня
налагает печать на уста родителей? О чем они сегодня боятся говорить с
детьми? И почему?
– Страх – это вещь такая, которая до конца не осознается. Если
разобраться и понять, то бывает даже странно, почему ты этого боишься.
Французский социолог Пьер Бурдье писал об образовании, что оно –
абсолютный инструмент власти. То, что в тебя закладывали в течение
десяти школьных лет, – оно в тебя заложено навсегда. Дальше ты с этим
можешь бороться, справляться или не справляться, но это как с детской
травмой: она уже есть, и ты с ней имеешь дело. То, что заложено в нас
советской школой нашего детства, очень важно для нас. Оно продолжает
быть и определяет те отношения, которые создаются в современной школе.
Одно утешительно. Сегодня ситуация необратимо меняется, так как дети
сегодня другие. У них меньше страха. Может быть, потому, что
родительское поколение «отбоялось» вдвойне – за себя и за них. Ведь мы
боялись страхом своих родителей, но мы не видели того, что видели они,
поэтому наш страх был неуправляемым.
Светлана Адоньева – доктор филологических наук, антрополог,
культуролог, фольклорист. Сфера ее научных интересов – традиционный и
современный городской фольклор, культурология повседневности,
поведенческие стереотипы и ментальные установки в нашем прошлом и
настоящем, новая мифология и социальные контексты ее существования.
Светлана Адоньева – автор книг «Сказочный текст и традиционная
культура» (2000), «Категория ненастоящего времени. Антропологические
очерки» (2001), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический
порядок» (2011). Образ детства и самосознание ребенка в давней,
традиционной, а также недавней советской культуре постоянно входят в
круг ее исследовательского внимания.