Паспорт Феи Тучкиной
Записки, растущие вместе с ребенком
Когда у меня появилась дочь, я попытался отнестись к этому
серьезно. Я знал, что на все нулевое десятилетие ребенок станет для
меня главным занятием. Какие цели я ставил? Избавить появившегося
человека от обычного засюсюкивания, эгоизма, опасного прежде всего для
самого эгоиста, от стены со взрослым миром, из которой и рождаются все
более поздние представления о безусловном авторитете и власти.
Ребенок учит долго ждать и кропотливо готовиться, планировать
чье-то развитие, подыскивать к любым сложным терминам простые замены и
наглядные примеры. И еще он показывает, откуда берутся в наших головах
все «разумеющиеся» и «очевидные» представления. На десять лет он
становится твоим учителем, позволяющим прожить еще одно детство и
одновременно наблюдать его с аналитической колокольни.
…У каждого отца в памяти полно такой очаровательной ерунды: «В
Афинах жили Платон и Гематоген»… «Рим – это город, в котором все
сломалось»… «У Буратино такой нос длинный, чтобы по сосне стучать,
жучков-мошек выковыривать»… «Принцесса спала, как лягушка
замороженная» – это про спящую красавицу.
Но вслед за этим, интересным только родителям, милым лепетом
после трех лет человек берется рассуждать, пробуя разобраться в родах,
видах и вероятных отношениях всего вокруг: «Пойдем в «Ашан», купим там
себе тележку покататься». В три года сложно понять, почему тележка как
раз бесплатна, а все, что в ней лежит, – нет. Воткнув в сугроб ряд
сосулек, она называет это «Сити». Описывая свой сон, говорит: «Красиво,
как в рекламе», а в сказке про «Машу и Медведя» считает самым важным
узнать, с чем именно Маша испекла маскировочные пирожки.
…Первая проблема, которая ее беспокоит, – насилие и его связь
с разделением на «мужское» и «женское». «Кошка и корова – это женские и
травоядные животные, а собака и бык – хищные и мужские». А вот с
«рыбкой» непонятно, какого она пола. Только у женских травоядных бывает
молоко. Только мужские охотятся. Известие о том, что у всех видов есть
самцы и самки, воспринимается четырехлетней девочкой недоверчиво. Тогда
приходится вспомнить двуполых улиток, и Алена тут же заключает, что
улитки состоят в явном биологическом родстве с бесполыми ангелами,
нарисованными в церкви на стенах. Сюда же ею зачисляются и некоторые
крылатые насекомые, и ребенок делится рецептом: «Если съесть всех
божьих коровок, то у самого крылья вырастут, как у ангела».
Противоположный ангелам инфернальный полюс хаоса заселяется
«сочертиками», получившимися из сатиров с картины «Спящий Марс» и
чертиков из мультика про Балду. «Сочертики» могут жить только в домах,
построенных для них Гауди и покрытых панцирем из битых тарелок, поэтому
их родина, судя по фотографиям, находится в Барселоне.
…Игра в пластмассовых чудовищ. Утихомиривая тиранозавра,
травоядные сначала отдают ему своих умерших, чтобы он живых не трогал,
а потом предлагают ему подыскать жену и ребенка. В четыре года девочка
уверена: не может быть хищником тот, у кого есть семья.
Задумавшись о человеческих войнах, она предлагает объединить
все государства, женив одну, самую красивую, принцессу сразу на всех
принцах мира, и вычисляет, постелив перед собой карту, сколько для
этого понадобится свадебных карет. Это мировое правительство будет
гаремом наоборот.
…Узнав, что «нарисованные» в отличие от живых никогда не
умирают, ребенок протестует против смерти: «Я стану нарисованная и не
буду умирать, и папа мой станет нарисованный, и мама!» Именно за этим
мы и создаем вторую, образную, реальность, именуемую «культурой», –
психологическое ее топливо в желании организовать себе какое-никакое
бессмертие – узнаваемый, но не органический и предположительно вечный
мир – и тем самым решить эту нестерпимую проблему хотя бы отчасти. Ей
представляется забавным встреча образа с исходным материалом: смеется,
увидев, что надувного снеговика на крыше замело настоящим снегом.
Смерть она видит как попадание за стену неопределенной длины,
в которой нет дверей, через которую не перелезешь и никогда никого из
знакомых не встретишь, то есть как абсолютное одиночество. А для
мультяшек смерть все же наступит, если они настолько сильно разгонятся,
что выскочат из телевизора к нам в комнату. Но этого при ней ни разу не
случалось. Граница между нетленными образами и смертными существами
охраняется хорошо.
…Еще она уверена, что прожить дольше помогают документы, и
мечтает о паспорте. «Фея Тучкина» – такое имя и фамилию запишет туда,
когда получит. Над предложением сделать себе паспорт самой смеется.
Такой документ не продлевает жизни.
На пятом году, примирившись с фатумом, ребенок обращается к
чуть меньшим проблемам. Узнав о парниковом эффекте: «Выхлопы нужно
собирать в консервные банки, чтоб потом их вывозить ракетами на Луну.
Или можно накачивать ими футбольные мячи».
…Призы в игровом зале ей нравятся, а играть в автоматы –
стрелять по животным, попадать в кегли шаром – нет. Одно из развлечений
сводилось к попаданиям мяча кенгуренку в сумку. Я начал с наводящего
вопроса: «Как кенгуренок считает очки?» У нее ушло минут пять на
изобретение способа постоянно раздражать сенсор в сумке кенгуренка,
чтобы автомат непрерывно выдавал призы. Через полчаса она ушла, сжимая
охапку игрушек, провожаемая недоуменными взглядами продавщиц. Так
пятилетняя девочка уяснила важный закон: любую систему можно обмануть,
если понять, как она работает.
…Азия ей ярче и слаще, чем Европа, там поют и пляшут. «Все
дети – маленькие мусульмане, потому что им нельзя пить вино, вместо
вина они вертятся», – сказав это, кружится посреди торговой
стамбульской улицы, подражая мевлянскому дервишу, увиденному только
что. Я пытаюсь умничать и говорю, что их основатель, Руми, вырос на
такой же вот улице чеканщиков, и музыкальный ритм их ежедневного труда
как раз и кружил его по комнате, заставлял повторять одни и те же
движения и слова.
Но это явно лишняя информация для семилетней путешественницы,
свободно вертящейся волчком для самой себя и Всевышнего, как показал ей
дервиш.