«Вы же сами говорили»
Иногда дети воспринимают наши требования всерьез и оказываются виноватыми
Вопрос о нормах в педагогике встает на каждом шагу.
Пересматривать сами нормы бесполезно, так мы только двигаем
линейку взад-вперед, а шкала остается прежней. Вместо этого хорошо бы
поменять свое отношение к представлению о норме. Хотя бы разнообразить
это представление. Ну и о рефлексии никогда не забывать.
Начнем с примера, как хорошая, проверенная норма превращается в
мешающее поведение, причем мы же это и устроили.
…Младшая группа детского сада собирается на прогулку. В
тесноватой раздевалке одеваются пятнадцать четырехлетних ребят.
Одеваются медленно, без всякого энтузиазма натягивают колготки,
отвлекаются, ждут, когда воспитательница даст команду: надеваем шапки,
застегиваем сапоги. И только одна девочка деловито разбирается в своем
шкафчике, шустро натягивает свитер, куртку, она очень сосредоточенна –
губы сжаты, локти прижаты к телу, максимальная концентрация.
Когда половина группы еще шатается по коридору без сапог, она целиком и
самостоятельно одета, до последней пуговицы. И тут на нее бросает
сердитый взгляд воспитательница:
– Ну вот, опять, никто еще не готов, а ты будешь тут сидеть
одетая, вспотеешь, сколько раз я тебе говорила, нельзя одеваться
быстрее всех и потом сидеть в помещении совершенно одетой, надо
ориентироваться на всех, а не лезть вперед.
Воспитательница продолжает отчитывать, а девочка уже перестала
слушать. Она разочарована и озадачена: она сделала то, чего от нее
хотели. Ведь весь прошлый год говорили, настаивали на том, чтобы все
старались побыстрее одеться, застегнуть, натянуть, поправить. И сейчас,
казалось бы, дети должны были сделать так, как она, а не сделал никто.
И ее, вместо того чтобы похвалить, отругали. Девочка плачет.
Несправедливость в том, что норма «быстро и самостоятельно»
была введена, но как-то сама собой отменилась, большинство ее не
потянули. Только один ребенок этого до сих пор не заметил...
Чтобы избежать подобных нестыковок, есть две стратегии: либо не
заявлять таких норм, которые детский микросоциум явно не потянет, либо
последовательно настаивать на норме, подтягивать всех до поставленной
планки, чего бы это ни стоило. Только вот надо ли?
Конечно, есть такие нормы социального поведения, которые должны быть
соблюдены всеми. Но во-первых, это жизненно важные нормы поведения,
во-вторых, их не так много.
А от сакрального отношения к среднему арифметическому как к
вспомогательной модели надо стараться отходить.