О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
И.С.Сергеев,
В.И.Блинов
Как реализовать
компетентностный подход на уроках и внеурочной деятельности
М.: АРКТИ, 2009
Компетентностный подход нынче нарасхват: стандарты на пороге,
придется реализовать. Для тех, кто чувствует, что не очень уверенно
ориентируется в теме, книжка пригодится, чтобы довольно быстро (книжка
тонкая) понять, что имели в виду авторы стандартов.
В первых главах авторы повествуют о преимуществах компетентностного
обучения; о том, каким образом оно приводит выпускника к успешной
карьере; об основных видах компетенций: информационная,
коммуникативная, проблемная, кооперативная. Особое внимание уделено
«особому результату образования», это «получение опыта самостоятельного
решения проблем. И этот опыт нужен не как некое приложение к полученным
знаниям, а как ядро, как смысл всего образовательного процесса».
Ссылаясь на многочисленные вопросы учителей, не понимающих разницы
между общеучебными умениями и навыками и ключевыми компетенциями,
авторы поясняют, что эти понятия «наиболее близко подходят» друг к
другу, но «формируя ОУУН, школа выполняет ведомственный заказ системы
образования на подготовку удобного ей человека», а ключевые компетенции
– это «общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить».
Читатель, дошедший до этого вывода, все больше задается вопросом о том,
как же проверить столь ценные результаты. И его ожидания
вознаграждаются главой «Проблема оценивания», в которой, в частности,
говорится о традиционных критериях: оценка учителем «на глазок» и
механистическая количественная процедура»; как пример приводятся
«диктант и тесты ЕГЭ» с выводом: «Оба варианта оценивания оказываются
непригодными в условиях компетентностного подхода». Многие
учителя-практики, годами твердящие о несоответствии декларируемого
результата и инструмента для его проверки, готовы будут горячо
согласиться с этим выводом, но уже в следующей главе смогут прочесть,
что «единый государственный экзамен – средство проверки и оценки
компетенций».
Тем, кто остался в недоумении от этого противоречия, придется
ознакомиться с рекомендациями относительно того, как внедрять
компетентностный подход на уроке и во внеурочном пространстве.
Эндрю Фуллер
Рожденные бунтовать
М.: РИПОЛ классик, 2010
Как известно, воспитанию легче всего поддаются те, кто в нем
не нуждается. Если же в семье или в классе взрослому приходится
сталкиваться со своевольным, задиристым, дерзким подростком, ему могут
пригодиться рекомендации автора, которые опробованы в десятках тысяч
западных школ.
Для начала он предлагает простые и действенные правила, основанные на
знании психологии и физиологии подростков, позволяющие обезоружить
подростка, жаждущего ввязаться в конфликт. Впрочем, предупреждает
автор, дети-бунтари никогда не станут паиньками, и даже самым мудрым
родителям предстоит пережить немало напряженных минут. Отрадно, что, в
отличие от многих других психологических книжек, эта строится на
признании прав родителей быть живыми людьми, а не всепрощающими
ангелами.
«И все же воспитание сложных детей – процесс увлекательный». Начать его
автор предлагает с диагностики. Чтобы выстраивать стратегию, нужно
знать, кто перед вами – манипулятор, посредник, спорщик, конкурент,
бесстрашный или пассивный упрямец. Каждый тип описан необыкновенно ярко
и емко. Для характеристики автор использует один и тот же перечень
главок. В частности: девиз бунтаря, сходные по характеру личности (от
английской королевы до Гудини), характеристики, обычная реакция на
требования взрослых, стратегия воспитания и «Почему они нуждаются в
помощи».
Впрочем, есть у сложных детей и общие черты, они прослежены автором от
младенчества до юности. Теперь, вооружившись знаниями, читатель может
приступить к главам, где описаны методы, позволяющие изменить
невыносимое поведение трудного ребенка в семье и в классе.