Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.С.Сергеев, В.И.Блинов
Как реализовать компетентностный подход на уроках и внеурочной деятельности
М.: АРКТИ, 2009

Компетентностный подход нынче нарасхват: стандарты на пороге, придется реализовать. Для тех, кто чувствует, что не очень уверенно ориентируется в теме, книжка пригодится, чтобы довольно быстро (книжка тонкая) понять, что имели в виду авторы стандартов.
В первых главах авторы повествуют о преимуществах компетентностного обучения; о том, каким образом оно приводит выпускника к успешной карьере; об основных видах компетенций: информационная, коммуникативная, проблемная, кооперативная. Особое внимание уделено «особому результату образования», это «получение опыта самостоятельного решения проблем. И этот опыт нужен не как некое приложение к полученным знаниям, а как ядро, как смысл всего образовательного процесса».
Ссылаясь на многочисленные вопросы учителей, не понимающих разницы между общеучебными умениями и навыками и ключевыми компетенциями, авторы поясняют, что эти понятия «наиболее близко подходят» друг к другу, но «формируя ОУУН, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку удобного ей человека», а ключевые компетенции – это «общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить». Читатель, дошедший до этого вывода, все больше задается вопросом о том, как же проверить столь ценные результаты. И его ожидания вознаграждаются главой «Проблема оценивания», в которой, в частности, говорится о традиционных критериях: оценка учителем «на глазок» и механистическая количественная процедура»; как пример приводятся «диктант и тесты ЕГЭ» с выводом: «Оба варианта оценивания оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода». Многие учителя-практики, годами твердящие о несоответствии декларируемого результата и инструмента для его проверки, готовы будут горячо согласиться с этим выводом, но уже в следующей главе смогут прочесть, что «единый государственный экзамен – средство проверки и оценки компетенций».
Тем, кто остался в недоумении от этого противоречия, придется ознакомиться с рекомендациями относительно того, как внедрять компетентностный подход на уроке и во внеурочном пространстве.


Эндрю Фуллер
Рожденные бунтовать
М.: РИПОЛ классик, 2010

Как известно, воспитанию легче всего поддаются те, кто в нем не нуждается. Если же в семье или в классе взрослому приходится сталкиваться со своевольным, задиристым, дерзким подростком, ему могут пригодиться рекомендации автора, которые опробованы в десятках тысяч западных школ.
Для начала он предлагает простые и действенные правила, основанные на знании психологии и физиологии подростков, позволяющие обезоружить подростка, жаждущего ввязаться в конфликт. Впрочем, предупреждает автор, дети-бунтари никогда не станут паиньками, и даже самым мудрым родителям предстоит пережить немало напряженных минут. Отрадно, что, в отличие от многих других психологических книжек, эта строится на признании прав родителей быть живыми людьми, а не всепрощающими ангелами.
«И все же воспитание сложных детей – процесс увлекательный». Начать его автор предлагает с диагностики. Чтобы выстраивать стратегию, нужно знать, кто перед вами – манипулятор, посредник, спорщик, конкурент, бесстрашный или пассивный упрямец. Каждый тип описан необыкновенно ярко и емко. Для характеристики автор использует один и тот же перечень главок. В частности: девиз бунтаря, сходные по характеру личности (от английской королевы до Гудини), характеристики, обычная реакция на требования взрослых, стратегия воспитания и «Почему они нуждаются в помощи».
Впрочем, есть у сложных детей и общие черты, они прослежены автором от младенчества до юности. Теперь, вооружившись знаниями, читатель может приступить к главам, где описаны методы, позволяющие изменить невыносимое поведение трудного ребенка в семье и в классе.

Рейтинг@Mail.ru