РАЗГОВОР В УЧИТЕЛЬСКОЙ
«Я бы так ни за что не поступила…»
Наши внутренние учительские запреты, которые мы стараемся не нарушать и все равно нарушаем...
В школьной учительской на переменах болтают обо всем: о
рецептах пирогов и салатов, о зарплатах и о политике. Но иногда вдруг
возникают настолько содержательные профессиональные споры, обсуждения,
что лучше всяких совещаний и семинаров…
Повод для таких обсуждений обычно вполне конкретный: трудный
мальчик из восьмого, с трудом доведенный до звонка урок в шумном
девятом. Выплескиваются эмоции. Резкая реплика преподавательницы вслед
уходящей коллеге: «Я бы так ни за что не поступила…» И вдруг вопрос: в
самом деле, есть ли у каждого из нас то, чего мы ни за что не станем
делать? Своего рода педагогические табу.
– Не табу – заповеди, – поправляет молодая учительница. – Они
ведь тоже почти все о том, чего делать нельзя. Мы, конечно, нарушаем
эти запреты. Но хотя бы знаем, что нарушили. Хотя бы стыдимся потом.
Ответы возникают медленно, после долгих пауз. Педагоги не
часто рассуждают о подобных вещах. Но как понять, в чем твои
собственные ограничения, а значит, и ценности?
Не устрашай!
Начинается разговор, в сущности, с официально запрещенного: не
ударить ребенка, не накричать. Но не будем лукавить: учителя в наших
школах срываются часто.
– Мне каждый раз стыдно, если, не сдержавшись, повышаю голос.
Потому что на самом деле это всегда желание оказать давление,
подчинить. Своего рода насилие. И чуть ли не ежедневно (вместо утренней
зарядки) напоминаю себе о том, что не вправе подавлять ребенка.
– А как быть с «праведным гневом», допустимым и даже полезным
ребенку? Крик не всегда от неуважения, он – от неравнодушия. И этого
крика дети не боятся, потому что чувствуют: нет в нем агрессии, злобы –
лишь острое искреннее переживание.
– В самом деле, тихого, бесстрастного выговора, взгляда
«сквозь» собеседника пугаешься порой сильнее…
– А это потому, что наши фразы всегда звучат угрожающе: «Еще
одно слово, и выйдешь из кабинета…», «Еще раз, и вызову родителей…». Их
можно произнести ровно, почти спокойно. А сердце ребенка сжимается.
– Или он остается равнодушен, потому что на смену страху
пришла злоба. Хуже это или лучше?
Очень, оказывается, трудно перестать пользоваться устрашением
как «педагогическим» инструментом. А еще труднее признаться в том, что
дети боятся тебя по-настоящему.
Много мужества требуется преподавателю, опытному,
заслуженному, чтобы рассказать, как однажды, не сдержавшись, он в
раздражении со всей силы ударил кулаком по столу. И громкий удар,
вложенная в него ярость так испугали одного мальчика, что он заплакал
при всех в классе. Эти слезы и отрезвили учителя. Он смог извиниться,
постарался утешить ребенка. А все же долго еще чувствовал напряженность
ученика. Воспоминание до сих пор побуждает его контролировать свой гнев.
– У нас, как у врачей: главное – не навреди. Только увидеть
результат своих усилий, в отличие от врача, учитель сможет нескоро...
Не смотри на ребенка
функционально
И здесь как-то само собой сформулировался один из базовых
педагогических принципов: воспринимать ребенка целостно, не
функционально.
– Стараюсь в любой трудной, конфликтной ситуации помнить, что
передо мной Человек. Пусть не прочитавший книгу, не решивший задачу, в
сто первый раз прогулявший, забывший дома дневник, спортивную форму,
тетрадь… А все же человек. И я не могу позволить ребенку забыть об
этом. Да, сегодня он ошибся. И мы обсуждаем только эту конкретную
ошибку.
– Каким бы ребенок сейчас ни был, никогда нельзя внутренне
считать его законченным: хоть тупицей, хоть гением, добряком,
правдолюбцем, лжецом… И всегда помнить, что предсказать, каким он
станет завтра, – невозможно. Можно лишь постараться помочь ему проявить
свою лучшую сторону.
– И не стыдить, не упрекать его: а помнишь, как ты сделал –
или не сделал… Не выстраивать проступки ребенка в обвинительную цепь.
Нам кажется, что так будет убедительнее: он увидит, осознает, ужаснется
и больше не будет. Но все как раз наоборот: убедительность здесь мало
помогает, она скорее лишает ребенка сил. Потому что исправить
конкретную ситуацию можно, а вот что делать с открывшейся перед ним
общей картиной, ребенку непонятно…
Не повторяйся!
Не случайно, должно быть, что от обсуждения базового
педагогического принципа учителя перешли к сугубо методическим
проблемам: какие здесь существуют для педагога собственные табу?
И выяснилось, что многие учителя запрещают себе из урока в
урок использовать уже найденное, давно испытанное, отработанное.
Стесняются повторяться. Да, конспекты удачных занятий, излюбленные
приемы (самостоятельно изобретенные или у кого-то другого,
талантливого, позаимствованные). И тем не менее…
– Дети уже другие, время идет вперед, и я, «покорный общему
закону», переменился. Это не отменяет традиции. Но в привычном
необходимо находить каждый раз новый смысл. А если не получается, имею
право и традицию менять, чтобы не чувствовать себя бессловесным
исполнителем чьей-то воли.
– Да, если не отступать от затверженного, со временем
перестаешь и результата желаемого добиваться. А обижаешься за это – на
детей. «Они стали ужасными, ленивыми, невоспитанными…» Примеры в каждой
учительской известны.
Не подставляй детей!
– А я вот стараюсь не создавать ситуации, с которой, знаю,
сталкивались многие. Мы, например, вдохновляем ребенка на участие в
какой-нибудь конференции или олимпиаде, ведем его к светлой цели (нами
же придуманной ради его пользы или для нас лично значимой: для
аттестации, к примеру, пригодится). Ученик «ведется», увлеченный
радужными перспективами, нашим обаянием и энергией. И тут уж за победу
или за поражение отвечает тот, кто затеял игру. Конечно, за победу мы
все отвечать любим, а вот за поражение… Но я считаю, что вне
зависимости от результата ребенок, прилагавший усилия, обязательно
должен получить нашу награду, почувствовать себя успешным. Нельзя,
чтобы он остался разочарованным, униженным, один на один с собой…
– Но в детской жизни поражения неизбежны и даже бывают
полезны. Другое дело, что учитель не должен стать «последней каплей
горя». Тем более когда у ребенка много проблем – и не прав он во всем,
и жизнь коллегам осложняет, – я все равно стараюсь из последних сил
сохранить с ним добрые отношения. Дать ощущение какого-то успеха,
перспективы. Чтобы осталась хоть одна точка опоры. И я не буду
включаться в конфликт с ребенком из педагогической солидарности.
Не обижайся!
Даже если дети ведут себя по-взрослому нехорошо, учителю все
равно обижаться на них нельзя.
– Я уверена, сколько бы забот у взрослого ни было, но ему
легче подняться над проблемой, увидеть ее со стороны, у него ведь за
плечами опыт жизни. А обидчивый учитель рискует содержательную сторону
общения с учениками подменить эмоциональными выяснениями отношений.
– Просто надо постараться в напряженный момент максимально
сузить причину напряжения. До уровня отдельного слова, поступка – а не
отношения к учебе, к людям вообще. При большом количестве претензий у
обеих сторон остается лишь общее ощущение взаимного неприятия. И выход
один – ссора на веки вечные. Разве это выход?
Не будь идеальным!
Педагог нуждается в уважении учеников. Но некоторые учителя
осознанно стараются не выглядеть идеальными.
– Взрослый, который ошибается, забывает, чего-то не умеет,
просит помощи – это для ребенка надежда на диалог и понимание, потому
что с идеалом не поспоришь и не посоветуешься. Если ребенку хоть раз
удалось переубедить учителя, он начинает верить, что может быть прав,
независимо от своего возраста и четвертных оценок. Кстати, опыт
признания ошибок и обращений за помощью тоже дорогого стоит.
– Да, это очень важно, ведь мы все люди активные: все сами
придумаем и сами же осуществим. А дети тогда зачем? Пытаюсь удерживать
себя. Не делать того, что ребята могут сделать сами. Давать им
возможность взять на себя ответственность, инициативу, не стремясь
удержать все в своих руках.
– У меня есть один из приемов, который очень помогает: не
давать детям разрешения на то, что не требует разрешения. Но если вдруг
несется со всех сторон «а можно?», значит, есть повод задуматься – и
может быть, не разрешать.
И не запрещать без крайней необходимости.
Не предлагай того, к чему
сам не готов!
– Одно из самых моих неприятных воспоминаний – вел лекцию для
девятиклассников в музее. Так интересно рассказывал, сам увлекся. А
тут двое мальчишек о чем-то своем шепчутся. Полуугрожающе-полушутя
предложил им: «Кому неинтересно – может выйти». А ребята и в самом деле
ушли. Стараюсь теперь не предлагать классу то, к чему сам внутренне не
готов.
– С детьми вообще опасно быть саркастичным или едко
иронизировать. Они порой даже и не понимают, в чем суть претензии, но
чувствуют обиду и бессилие. Не понимают, в чем оправдываться, как
защищаться. И не находят, что в ответ сказать. Со всех сторон выглядят
глупыми, смешными – ничего нет хуже, особенно для подростка.
Не сравнивай детей друг с
другом!
– Так трудно себя удержать от таких сравнений! Почему другие
успели сделать домашнее задание, а ты нет? Почему все поняли
(услышали), кроме тебя? А вот параллельный класс решил эту задачку за
пять минут… Детям обидно, хочется сделать что-нибудь пакостное этому
все успевающему Пете или чересчур умному параллельному классу. И
никаких конструктивных изменений.
Как, кстати, и у педагога, благополучно переложившего
ответственность на детей: я ведь вас всех одинаково хорошо учу, значит,
твоя тупость не моя проблема и не моя вина.
Не внушай ложное чувство
вины!
– Мне бывает неловко, когда мы, взрослые, заставляем детей
почувствовать вину за то, что они недостаточно ценят наши усилия или в
какой-то публичной ситуации оказались «не на уровне», поставили нас в
неудобное положение. Наша реакция незамедлительна: «Как вам не стыдно:
на вас же люди смотрят. Вы своего учителя подводите! Для вас столько
сделано, а вы… Уже никаких сил не осталось…» Мне кажется, что это
ложное чувство вины искажает в сознании ребенка представление о норме
поведения. Более того, оно провоцирует конфликты между учениками. И все
ради учительского самолюбия. Стоит ли?
Не манипулируй оценками!
– А вот еще проблема с оценками. Я уверена, что в мои задачи
не входит максимально облегчить жизнь детей. Убрать с их пути все
препятствия. И считаю, что «радость преодоления придает цену победе». И
всякий раз чувствую себя неловко, когда приходится завышать оценку
ученику. Ведь это и опасная иллюзия в его сознании, и обманутое
доверие. И косвенное признание связи между человеческими отношениями и
цифрами в журнале. И попытка заплатить за детскую любовь. Или за
послушание? А может, косвенное признание в том, что не веришь в
возможности ученика. А может, в собственные дидактические способности…
– Любая манипуляция оценками неприятна. Но несправедливая
двойка рождает у ребенка хотя бы энергию протеста, стремление доказать,
опровергнуть, защитить себя. А вот незаслуженная пятерка…
…У каждого участника «разговора в учительской», как оказалось,
разные внутренние запреты, профессиональные ориентиры. Но ведь
любопытно сверить с ними и свои собственные?