ЗАДАНИЕ НА ПОНИМАНИЕ
Ресурсы для поддержки психологического здоровья
Как их отыскать и где найти время, чтобы ими воспользоваться?
По мнению специалистов, профилактика эмоционального выгорания
начинается с распознавания и понимания сути проблемы. В этом может
помочь специальная литература, в частности книги К.Маслач
«Эмоциональное выгорание – плата за сочувствие», Н.Водопьяновой и
Е.Старченковой «Синдром выгорания: диагностика и профилактика», В.Бойко
«Энергия эмоций в общении». Для предварительной диагностики можно
воспользоваться тестом Виктора Бойко «Диагностика эмоционального
выгорания» (www.ipklabdo.lanta-net.ru/).
Поскольку эмоциональное выгорание тесно связано с утратой значимых
смыслов, то может оказаться полезным знакомство с основами логотерапии
– стратегии, основанной на предположении, что развитие личности
обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни, а также
экзистенциональной психологии. Можно порекомендовать, в частности,
книги Виктора Франкла («Человек в поисках смысла», «Сказать жизни – да.
Упрямство духа») и Альфрида Лэггле («Жизнь наполненная смыслом и
другие)». В книгах показывается, как можно справляться с самыми
сложными ситуациями и как по-новому взглянуть на свою жизнь, когда она
начинает казаться слишком трудной.
Еще один принципиальный момент: для сохранения психологического
здоровья важна установка на получение удовольствия от работы. Согласно
опросам, главный источник положительных эмоций для педагогов – общение
с детьми. Поэтому эксперты рекомендуют уделять особое внимание развитию
коммуникативной компетентности. На эту тему написано множество хороших
книг. В частности, замечательная книга Леонида Кроля и Екатерины
Михайловой «Человек-оркестр: микроструктура общения», книга Элейны
Мазлиш и Фабер Адели «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как
слушать, чтобы подростки говорили».
Не менее важно соблюдать баланс между работой и другими сферами жизни.
Подробнее о значимости подобного баланса в жизни человека можно
прочитать, например, в книге Стивена Кови «Семь навыков
высокоэффективных людей». Отметим лишь, что при больших стрессовых
нагрузках профессионалу надо избегать изоляции. Желательно, чтобы был
кто-то, с кем можно обсудить возникающие проблемы.
Но где найти временные ресурсы для всего этого? В поиске резервов
времени хорошую службу учителям могут сослужить методы
тайм-менеджмента. Тем, кто хотел бы их освоить, следует познакомиться с
подходом Глеба Архангельского (он описан в книге «Тайм-драйв. Как
успевать жить и работать») и Дэвида Аллена (недавно на русский язык
переведена его книга «Как привести дела в порядок»).