ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Уроки решения творческих задач
Приемы, помогающие сделать мысль учеников сильной, четкой и чуткой
Всоответствии с новыми образовательными стандартами одним из
главных результатов обучения должно стать «освоение способов решения
проблем творческого и поискового характера». И здесь сразу встает
вопрос: с помощью каких педагогических средств развивать у детей
способность справляться с нестандартными творческими задачами и
проблемными ситуациями?
Заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального
образования Института дополнительного профессионального образования
Саратовского государственного университета Виктория ШИРЯЕВА уверена,
что в этом учителям может помочь знание принципов и приемов педагогики,
интегрированной с методологией теории решения изобретательских задач
(ТРИЗ, автор – Г.Альтшуллер), разговор о которой мы начали в предыдущих
номерах газеты («ПС» № 13 и 17 за 2011 год).
Идеал и решение…
Среди базовых постулатов ТРИЗ есть так называемый принцип
идеальности.
Для наглядности этот принцип можно представить в виде нескольких
фантастических требований к любой работающей системе: системы как будто
нет, а ее функция все равно выполняется; процесса работы системы как
будто бы и нет, а результат при этом получается; проблема (задача,
содержащая чаще всего противоречие) как будто сама собой разрешается
(здесь делается акцент на волшебные свойства слова «само», ведь не
случайно в сказках есть скатерть-самобранка, ковер-самолет и т.п.).
Столкнувшись с проблемой, человек может помочь себе, опираясь на
принцип идеальности, то есть представив, как бы выглядело идеальное
решение.
Приведу пример, показывающий, как работает этот принцип.
Однажды я предложила старшеклассникам решить такую задачу. В начале XX
века в первых общественных кинотеатрах столкнулись с проблемой
высоких дамских шляп. Представительницы прекрасного пола не
торопились их снимать в зрительном зале. Но вот однажды появилось
небольшое объявление при входе, и все дамы обнажили головы. Что же
придумал администратор, опираясь на идеальный конечный результат?
– Надо было сделать так, чтобы все дамы сами захотели снять
шляпы, – сделал вывод кто-то из ребят.
– Самой красивой женщине нашего кинотеатра шляпа не нужна! –
предложил еще кто-то.
– Вариант рабочий! А на что еще, помимо красоты, женщина
всегда обращает внимание?
– Макияж, внешность... Возраст!
– Как возраст женщины сможет нам помочь в решении поставленной
задачи?
– Пожилым дамам можно оставаться в шляпах!
Этот ответ соответствует тому объявлению, которое дал
администратор: «Дамам старше 40 можно оставаться в шляпах!»
Дождь – это хорошо?
Еще один базовый принцип ТРИЗ: чтобы решить проблемную задачу,
надо представить ее в виде сущностного, «корневого» для этой задачи
противоречия.
Именно противоречие является толчком к мышлению. Когда я рассказываю об
этом принципе ребятам, поясняю его действие на различных примерах.
Скажем, предлагаю внимательно посмотреть на свои парты и выдвинуть к
ним какие-то претензии: «Что вас не вполне устраивает в том, как
сделаны парты?» Большинство отвечают, что им не нравится их
прямоугольная форма: парты стоят довольно тесно, и порой на переменах
при столкновении с острыми углами у ребят остаются синяки. «А теперь
попробуйте выразить эту претензию в виде противоречия
(взаимоисключающие требования к одной детали – углу парты)».
Один из учеников придумал очень удачную формулировку: «Угол должен
быть, потому что это очень просто в производстве, и угла не должно
быть, чтобы не было столкновений учеников с ним (не было синяков)».
И ребята, обучавшиеся по экспериментальной программе освоения ТРИЗ,
разрешили это противоречие, предложив множество интересных,
нетривиальных идей.
Тут есть одна тонкость: противоречия дают толчок к мышлению при
условии, если человек их не боится. Этот страх часто называют
психологической инерцией. Чтобы преодолеть его, ученикам желательно
предлагать игры, хорошо зарекомендовавшие себя в снятии психологической
инерции восприятия противоречий. К примеру, в начальной школе я
использовала игру «Хорошо – плохо». Она направлена на то, чтобы научить
ребят видеть в каждом явлении противоположные стороны: как
положительные, так и отрицательные. Скажем, на улице идет дождь – это
хорошо или плохо? Кто-то скажет:
– Конечно, плохо – гулять нельзя.
– А что-то хорошее в этом есть?
– Есть, дождь питает землю, и растения лучше растут.
– А если дождь будет постоянно питать землю – это…
Простые приемы фантазирования
Конечно, мало увидеть противоречие в проблеме, надо еще
понять, что с этим противоречием делать. Ведь даже самая удачная
формулировка противоречия (которая считается половиной решения) сама по
себе еще не гарантирует решения проблемы. И тут на помощь приходят
простые приемы фантазирования (удвоение, объединение, дробление,
«наоборот»), которые используются в ТРИЗ-педагогике не только для
решения задач, но и для развития творческого воображения.
Вот пример: в начальной школе ученики осваивали некоторые из этих
приемов, размышляя над различными вопросами и задачами, иногда
поставленными в полусерьезной-полушутливой форме. Скажем, такая задача.
Когда-то, желая сделать замки недосягаемыми для непрошеных гостей, люди
прорывали вокруг них рвы и наполняли их водой.
– А как вы думаете, можно ли перебраться через такой ров с
помощью резиновых шаров, с которыми вы играете на переменке?
– Нет, шар просто будет плавать.
– А если использовать слова-помощники, о которых мы говорили
на прошлом занятии? Помните: увеличение, объединение?..
И тут сразу появляются идеи.
– Можно надуть шар до такого размера, что он закроет собой
весь ров, – улыбается кто-то.
– Можно взять много мячей и связать их вместе, можно большой
сеткой, – озвучивается другое решение.
– Как же это решение можно определить с позиции «волшебной
палочки» (так по-сказочному определялся принцип «идеальности»)?
– Надо было сделать так, чтобы шар (шары) сам (сами) стал
(стали) мостом (проходом) над рвом.
Волшебный телевизор
(системный оператор)
Замечательный способ, который помогает проанализировать
проблемную ситуацию, – это использование модели «многоэкранного
мышления» – системного оператора.
Поясню на примере. Вот сказочная задача, которую я предложила
ученикам начальной школы. Однажды поехал царь посмотреть на свои
владения. И видит: стоят на поляне двадцать дубов, один другого краше.
Обомлел царь. А потом и говорит слугам: «Хочу, чтобы эти дубы у моего
дворца росли». Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть
приказ. День и ночь думали царские мастеровые, а толку никакого. Как
веление царя исполнить? Прежде чем решить эту сказочную задачку, мы с
детьми заполнили два экрана «волшебных телевизоров». Что это за экраны
такие?
Тут надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что волшебные
телевизоры в моей педагогической практике возникли в процессе
приложения к школьным реалиям модели системного оператора, которую
разработал Генрих Альтшуллер. Конечно, детям таких научных слов я не
говорю, а знакомлю их с этой моделью мышления в игровой форме. Просто
когда мы хотим рассмотреть или представить что-то, у нас в голове как
будто включается первый экран, который отвечает на вопрос: что за
объект мы хотим рассмотреть повнимательнее? И тут же начинает работать
второй экран, отвечающий на вопрос: где, в каком контексте находится
этот объект? И к какому типу (роду, классу) он относится? А есть еще
третий экран: сколько составных частей у нашего объекта и какого они
качества? И четвертый экран… В общем, дети знакомятся с различными
экранами организации мышления по системному признаку и учатся применять
эти знания в процессе решения задач. Но вернемся к «нашим дубам».
Сначала мы заполняем (рисуем) первый экран. В нем...
– Дубы... и сам дворец.
– Что будет во втором экране?
– Для дубов – лес, для дворца – само царство.
– Что хочет царь?
– Пересадить дубы себе во дворец! Не в сам дворец, а около.
– Нарисуйте стрелку от дубов к дворцу. А вы ведь знаете
маленькую хитрость наших веселых стрелок (ранее мы с детьми
познакомились с приемом «наоборот», который мы изобразили с помощью
изменения направления стрелок).
– Они могут сделать все наоборот.
– Это значит не дубы во дворец, а сам дворец – к дубам!
– Сам! Опять по волшебству волшебной идеальной палочки!
Как изменить настрой класса?
В старших классах работа по освоению теории и методов ТРИЗ
ведется уже на более серьезном уровне. Если в начальных классах ребята
знакомятся с азами ТРИЗ, то в средних и старших классах учатся
представлять любые проблемы через цепочки противоречий и находить
эффективные решения проблем с ориентиром на идеальность.
Эти навыки разрешения противоречий нужны не только ученикам, но и
педагогам при решении профессиональных задач в психодидактике.
Например, однажды мне довелось проводить в другой школе занятие,
которое было поставлено в тот день последним. Мало того что дети
устали, так еще школьный администратор перед началом урока железным
тоном предупредил ребят, чтобы они внимательно слушали
педагога-экспериментатора. Понятно, что после такого «напутствия»
никакого желания слушать у детей не было. Таким образом, передо мной
встало противоречие: я должна была начать занятие, потому что другого
времени в «чужой школе» мне никто не даст, и в то же время начинать
занятие ни в коем случае нельзя, потому что дети находились в
негативном эмоциональном состоянии…
Тогда я попробовала опереться на «идеальный результат». Что было бы
идеальным результатом для детей? Уйти! Покинуть прямо сейчас это
занятие! И я начала общение с ребятами с фразы: «Я даю слово и сдержу
его, что отпущу домой любого, кто…» В этот момент у меня возникло новое
противоречие, которое очень кратко можно обозначить в соединении
противоположностей: отпустить не отпуская! Как же «отпустить не
отпуская»? Выход был найден в продолжении фразы: «…кто на маленьком
листочке бумаги изобразит слово “ДА”, но при этом можно использовать
только слово “НЕТ!”». Получив такое задание, ребята сразу подняли глаза
на меня, и у них появилась готовность к диалогу.
А интеграция – лучше…
В заключение отмечу, что возможны два варианта включения в
содержание современного образования методологии ТРИЗ. Первый вариант,
когда отдельные приемы ТРИЗ применяются педагогом на уроках как
вспомогательные средства активизации учащихся. В этом случае основным
содержанием обучения остаются предметные знания, которые осваиваются
обучающимися через разрешение противоречий. Второй вариант – введение в
учебный план специального предмета в образовательную область
«технология», содержанием которого могут стать так называемые
универсальные знания – формулы, приемы, алгоритмы поиска ресурсов,
схемы анализа проблемы, модели развития любых объектов. По моему
мнению, более оптимальный результат может быть достигнут в процессе
интеграции этих двух подходов.
Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ