ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Стандарт и школа: ценности новые, уклад – старый
Сегодня ФГОСам противоречит вся система школьного образования
В ноябре, посмотрев окрест, разработчики ФГОСов начального
образования резюмировали: не внедряются. И давайте назовем это
переходным периодом. Хотя официально – закон, штатный режим и
отчетность по полной. Наивно думать, что время расставит приоритеты,
скорее наоборот: драма неисполнимости благих пожеланий потеряет
остроту, заболтается, уйдет вглубь. Потому что наша установка перед
лицом любых нововведений – «Не такие крепости брали!». И к этому
подстроимся, и то преодолеем, и другое перемелем. Ничего не меняя,
разумеется. А в чем первопричина?
Поразмышляем…
Может быть, в будущем, если нам представится такой шанс, мы,
оглянувшись назад, не поверим сами себе, сколько сил, сколько
человеческой энергии, сколько денег и времени было потрачено бездарно,
без всякой пользы для дела в бесконечных организациях и реорганизациях
школьного образования. Сколько пустословия, щедро оплаченного
государством, было излито на бумагах, покрывших толстым ковром школьную
жизнь. Среди этих бумаг федеральный государственный стандарт призван
стать системообразующей. И с точки зрения того, какой вал нового
делопроизводства уже вызвали ФГОСы в начальной школе, – стал.
В школах в очередной раз переписали программы в соответствии с
требованиями новых стандартов. Новые пухлые папки легли на полки. С
новыми словами – «универсальные учебные действия», «метапредметный
результат» и т.д. Новые слова требуют новых форм отчетности. Мы,
однако, недооцениваем выработанное поколениями умение соответствовать
любым требованиям… формально. Надо завести портфолио на каждого
ученика? Пожалуйста. Собирается родительское собрание, и родителям
объявляется, что они должны подготовить портфолио на своих детей. Чем
не выход? Постановка бессмысленных или невыполнимых задач всегда
приводила к одному и тому же результату – имитации их выполнения. Когда
от школы требуют контроля и учета личностных результатов образования,
под которыми предлагают понимать «готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности», причем все
это применительно к девяти-десятилетнему школьнику, надо понимать, что
результатом станет туфта в отчетности. Тем более что в других
документах по разъяснению требований стандартов утверждается:
«личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание
ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации
от семьи».
Уж сколько раз твердили миру, что государство в лице
чиновничества не должно управлять воспитанием детей, но уж если оно
все-таки берется за это, то не стоит забывать, что учитель, который
занимается очковтирательством, – не лучший пример для воспитуемых.
Почти та же самая история с метапредметными результатами.
Например, среди метапредметных результатов освоения школьниками
программы начального образования значатся «формирование умения понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха» и «освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии». Даже оставляя за
скобками принципиальную невозможность и нецелесообразность в начальных
классах форсировать развитие у учащихся рефлексивной деятельности,
невозможно не обратить внимание, что рефлексия требует времени, которое
не предусмотрено существующими программами, планированием,
методическими рекомендациями и просто устоявшимися навыками
преподавания. И если в начальной школе противоречие между освоением
требуемого объема содержания и необходимостью формировать и развивать
познавательные умения еще не слишком заметно, то в средней и старшей
школе оно приобретает все более острый характер.
Формирование познавательных умений требует организации
соответствующей деятельности на уроке. Однако учебное планирование,
которое привязано к объемам изучаемого содержания учебных предметов, и
существующие учебники, учебные пособия и методики основаны на
репродуктивном способе обучения: прочитал (услышал) – запомнил –
повторил. То есть новые стандарты в настоящее время противоречат всему
укладу школьного образования в части, касающейся требований к
формированию «универсальных учебных действий» – их идеологическому, так
сказать, ядру.
В действительности же образовательный стандарт – это
естественный ответ на непрерывное увеличение количества знаний,
накапливаемых цивилизацией. Объем информации, которая подлежит усвоению
в школе, постоянно растет, а количество часов в сутках остается
неизменным. И другого выхода, кроме как развивать познавательные
способности учащихся, нет. Но этот подход требует, во-первых, чтобы
главными в системе преподавания стали предметы, которые формируют у
школьников сам инструмент познания, – это математика и язык. Во-вторых,
не орфографический режим, а речевая деятельность на всех почти без
исключения уроках должна стать тем средством, которое позволит оказать
решающее влияние на развитие мышления учащихся. Такая речевая
деятельность предполагает письменное и самостоятельное формулирование
школьниками научных проблем, определений, гипотез, письменные
рассуждения, выводы и обобщения. То есть каждый урок не только
гуманитарного, но и естественно-научного цикла должен как минимум
заканчиваться небольшим письменным высказыванием по проблеме урока.
С методической точки зрения один из самых эффективных способов
организации познавательной деятельности учащихся – это использование
сравнительного анализа. Не объяснение учителем правила, по которому
пишутся гласные в корнях с чередованием, а формулирование правила
учениками на основе их самостоятельного сопоставления двух групп слов.
Не рассказ о реформах Александра II, а выводы о ней на основе
сопоставлений отношения к собственности царской фамилии, государства,
помещиков, промышленников и крестьян до и после реформы. Или
сопоставление реформы Александра II и реформы Столыпина для
самостоятельного осмысления учениками закономерности исторического
развития России за полстолетия и самого понятия «реформа». Не нудные
объяснения, что такое символизм, а самостоятельное формулирование
учениками особенностей поэтики символизма на основе сопоставления
стихотворения поэта-реалиста и поэта-символиста.
Однако, чтобы реализовать такой подход, необходимы
принципиально другие учебные пособия. Учебный материал в них должен
быть представлен в виде, приготовленном для сравнительного анализа. И
учитель должен, хотя бы в своем предмете, мыслить широко и свободно.
Наверное, в какой-то момент и сам принцип изучения предмета с
линейного, поступательного (от простого – к сложному, от прошлого – к
настоящему) должен быть заменен на изучение и осмысление краеугольных
научных проблем и понятий. Например, в старших классах. Но для этого
нужен стандарт, который не просто декларирует те или иные принципы, но
увязывает с ними каждую конкретную предметную область. Для этого нужны
другие, по-настоящему инновационные методики. А пока…
В прошлом году учителя Петербурга вынуждены были освоить такую
инновацию, как электронный журнал. Процедура выглядела следующим
образом: чтобы поставить отметку одному ученику в этом журнале,
необходимо было 1)двойным щелчком кнопки мышки открыть клетку
электронного журнала; 2)выбрать курсором тип работы, за которую
поставлена отметка (классная/домашняя/контрольная/самостоятельная);
3)нажать кнопку клавиатуры, чтобы поставить 2, 3, 4 или 5; 4)нажать
ОК; 5)закрыть окно журнала, чтобы начать ту же процедуру в отношении
другого ученика. Если у вас несколько классов, то вряд ли вы
пожалуетесь, что вам нечем заняться после уроков. Наверное, электронный
журнал усовершенствуют. С этого года учителям за работу с электронным
журналом будут доплачивать 1300 рублей.
К слову сказать, за проверку тетрадей им вдвое меньше платят.
Более убедительно расставить приоритеты в образовании не смог бы никто.