Как поставить экзамен на службу ученику и учителю?
Поучительные уроки тестирования по русскому языку
В ыпускные классы уже написали пробный ЕГЭ – опять, снова,
как положено и пр., пр. О проблемах говорить все уже устали, хотя есть
факты, смириться с которыми нельзя, и о некоторых, кстати, еще и не
заговаривали. Например, «парадокс хорошего учителя». Заметили уже: чем
основательнее и грамотнее педагог, тем труднее его ученикам сдавать ЕГЭ.
Думающие – мучаются.
Конкретно про русский язык: хороших русоведов в школах еще остается
много, но их работа не идет в результаты ЕГЭ. Как так – самые
понимающие в пролете?
Быстрые выводы тут ни к чему. О том, в какие психологические ловушки
попадают дети при тестировании и как можно сделать экзамен более
чистым, рассказывает специалист.
К чему ведет
нарушение индивидуальной системы грамотности ученика
К 14–15 годам у человека уже сложилась своя индивидуальная
грамотность, и эпизодическое, «неправильное» вторжение в нее может
приводить к ошибкам. Это как вопрос не из той информационной ячейки,
вопрос невпопад. Результат: человек пишет грамотно, а при разборе той
же ситуации начинает сомневаться. Между скоростью «выдачи» правильного
написания и временем на размышления существует психологическая связь,
отражающая индивидуальную структуру памяти – тут и автоматизм на
подсознательном уровне, и чувство языка, и зрительная память, и личные
особенности структурирования знаний. Грамотность – очень тонкое
психическое качество, и логика с автоматичностью иногда плохо
стыкуются. Так что же тест?
В вопрос врывается какое-то мелкое языковое явление, которое не вызвало
бы затруднений «в обычном режиме» работы с языком, но и при
логико-грамматическом подходе не затруднило бы в анализе (анализа нет
без контекста). Тут ситуация какая-то третья: не почувствовать, не
понять, а «прикинуть», догадаться.
Поэтому первое, что надо сделать для совершенствования тестов, – задать
установку на бережное, уважительное отношение к системе грамотности,
сформированной у ученика.
Для этого надо просто следовать в заданиях за системностью базовых
грамматических категорий. Нужны системные, а не фрагментарные вопросы.
Последние способны поставить в тупик кого угодно.
Понятно, что многие задания составлены исключительно для удобства
компьютерной программы (это вопрос к этике разработчиков), а некоторые
альтернативные ответы до смешного надуманны, и это касается КИМов по
всем гуманитарным предметам. Что же, психология высказывалась не раз:
надуманные искусственные задания расшатывают четкость учебного внимания.
Тем не менее: смысл и призвание учителя русского языка – помогать
ребенку строить свою индивидуальную грамотность. Зачем поворачивать
дело так, чтобы это было не нужно и даже вредно?
Язык в ситуации
неблагоприятного применения
Уважать неплохо было бы и коммуникативную сущность русского
языка. Все вопросы в тесте должны быть коммуникативно применимы, то
есть благоприятно открываться на устную и письменную речь. Ключ к
родному языку – эмоции. Дети же встречаются в тестах с «заумными
диковинами», о чем никогда не слышали и никогда больше не услышат.
В то же время заданий, где проверялась бы разница между словарным
смыслом и контекстуальным, заданий на сочетаемость слов – этого вообще
нет. Разве не важно, как человек чувствует язык и с ним
взаимодействует? Как идет на игру с языком? Самое важное – неинтересно.
И самое нужное: нет заданий на компрессию текста, группы предложений,
словосочетаний. Хотя четкая передача смысла при экономии средств языка
– насущное требование современной культуры. Совсем нет заданий по
практической стилистике, что очевидным образом может привести к тому,
что на уроках разговор о стилях даже не начнется, вместо него детям
предложат еще и еще тесты: раскройте скобки, вставьте буквы… Хотя даже
орфография представлена неполно и однобоко: без намека на правописание
наречий, числительных, причастий и деепричастий. Когда системность
языка скомпрометирована, кто проигрывает? Опять добросовестный учитель
и старательный ученик.
Не будем сейчас говорить о технических проколах, хотя они встречаются
довольно часто: в ключах, прилагаемых к тесту для проверки, содержится
ошибка. Возможно, это опечатка, но два балла туда, два балла сюда – это
не шутки. И поскольку мысль ребенка о возможной неточности, к
сожалению, небезосновательна, тест в глазах учеников непривлекателен:
«Это не та форма, в которой я могу реализовать свои знания».
Вопрос о хозяине горы
Кто тут самый главный, кто дороже, кто дешевле? ЕГЭ у нас
самый главный, мы все ему служим.
Между тем не может не волновать тот факт, что доминирующая оценка по
русскому на ЕГЭ – тройка, отличники часто показывают низкий результат,
а безграмотно пишущие дети – неожиданно высокий. Определенно, равняться
на тест в повседневной учебной работе – безумие.
Но и преимущества тестирования нельзя сбрасывать со счетов: четкая
информационная очерченность ответа, быстрота проверки, сведение до
минимума посредничества преподавателя.
Вероятно, всем нам следует повышать свою тестологическую грамотность.
Непорядок, что методики тестирования используются массово, а до сих пор
не выявлены психологические типы людей по склонности к тестированию. Не
исследованы области применения тестирования в учебной работе: тест как
стимул, тест как обучение, тест как форма исследовательской работы. Да
и аттестационные экзамены не должны быть безвариантными.
«Все устраивает в формате ЕГЭ» лишь некоторых учеников, людей
определенного психологического склада. Другим подошло бы другое – но
кто этим интересуется? Например, дети с творческим мышлением охотно
составляют тесты, чем не форма экзамена? Кто-то лучше говорит, чем
пишет. Кто-то выгодно отличается в письменном монологическом
высказывании…
Что с этим делать? Как поставить экзамен на службу ученику и учителю, а
не наоборот?
Нам самим надо больше думать про вопросы, а не про ответы.