Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО


Школа выбирает статус.

Какое имущество ей достанется?

В прошлом номере говорилось о графике перехода в АУ и БУ. Сегодня кандидат юридических наук, замдиректора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Анна Вавилова рассказывает о новом документе – перечне имущества.

1. Перечень вещей с особым статусом

Если школа становится БУ или АУ, у нее появляется имущество, которое нельзя изъять за долги…


– У БУ и АУ теперь есть перечни недвижимого и особо ценного движимого имущества. Для чего они нужны и что в них входит?

– Прежде школа никогда не сталкивалась с перечнями имущества. С недвижимым имуществом ОУ все более или менее понятно: к нему относится здание и земельные участки.

А вот что следует включить в перечень особо ценного движимого имущества – это вопрос.

У этого имущества, переданного БУ и АУ учредителем, – особый статус.

Во-первых, оно забронировано от взыскания по долгам.

Если у школы возникнет долг и пристав-исполнитель придет описывать ее имущество, он изымет только то, что не включено в перечень особо ценного движимого имущества.

Без решения учредителя это имущество нельзя продать, передать в аренду или пользование. Это – второе важное обстоятельство.

Поскольку учредитель формирует и передает школе имущественный комплекс, он заинтересован в том, чтобы школа эффективно его использовала.

А раз так, средства на содержание этого имущества закладываются в состав субсидии, выделяемой ОУ (о субсидии мы будем говорить в следующих номерах).

Имущество, отнесенное к «особо ценному движимому», попадает в расчет субсидии. Все остальное, что имеется у школы, – нет.

И это – третье, очень важное обстоятельство.

2. Имущество, не включенное в перечень: цена в обмен на независимость?

Чтобы не упустить контроль над имуществом автономных и бюджетных учреждений, у чиновников есть немало возможностей…

– Директора удивлены тем, что в соседней школе при переходе в БУ или АУ компьютеры, мебель и многое другое были описаны и внесены в перечень «особо ценного движимого имущества», а в их ОУ – нет. Почему так произошло? Есть в этом какой-то риск для школы?

– Постановлением правительства были установлены лимиты для особо ценного движимого имущества: для федеральных БУ и АУ – от двухсот до пятисот тысяч рублей, для региональных – от пятидесяти до пятисот тысяч и для муниципальных – от пятидесяти до двухсот тысяч рублей. В пределах этой суммы конкретный муниципалитет может сделать выбор: скажем, постановить, что особо ценным движимым имуществом считается все, что стоит дороже пятидесяти семи тысяч рублей. В зависимости от региона или муниципалитета решение может передаваться управлению образования, которое курирует составление перечней имущества для ОУ и устанавливает свои ценовые границы.

Если соседние школы находятся в разных муниципалитетах, их перечни могут быть составлены по разным принципам. Но то, что хорошо для одной школы, совершенно не подходит для другой.

Хорошо или плохо, что мебель и компьютерную технику включили в перечень особо ценного движимого имущества? С одной стороны, на их содержание будет выделяться субсидия. Это плюс для любой школы. С другой стороны, распоряжаться этим имуществом более или менее свободно школа не сможет. За решением любых вопросов, связанных с распоряжением имуществом, ей придется обращаться к учредителю. Это минус для активной школы, которая меняет статус именно для того, чтобы получить больше самостоятельности.

Если мебель и техника не вошли в перечень особо ценного движимого имущества, ОУ должно содержать их за свой счет. Это минус (если школа бедна). И это плюс, если АУ хочет большей независимости.

Лишь в двух обстоятельствах имеет смысл включать в перечень особо ценного движимого имущества вещи сравнительно недорогие. Первое – когда перед ОУ встает реальный риск взысканий по долгам. Тогда необходимо максимально обезопасить школу. Второе – когда расходы на содержание имущества непосильны для образовательного учреждения.

– Органы управления образованием включили в перечень «особо ценного» почти все имущество школы. Директор ОУ получила разъяснение: «Мы не дадим вам возможности свободно всем этим распоряжаться». Может ли школа опротестовать такое решение?

– Формально органы управления образованием имеют право так поступить. К сожалению, именно так некоторые из них и поступают. Одни руководители склонны считать, что у них в муниципалитете работают честные, компетентные специалисты, которым можно доверить принятие решения, а другие уверены, что никому нельзя доверять. Могу привести пример, когда учредитель включил в перечень особо ценного имущества то, что стоило дороже… трех тысяч рублей. Таким решением чиновники по факту лишили АУ возможности свободно распоряжаться своим имуществом. На мой вопрос представитель учредителя ответил: «Если мы не будем контролировать распоряжение имуществом, директора продадут компьютеры, придут к нам и скажут: давайте нам новую технику! А у нас в бюджете нет средств». Конечно, ни один разумный руководитель, даже если у него появится возможность, не ринется на рынок продавать старые компьютеры – ведь новые взять неоткуда. Но образовательные чиновники не хотят упустить возможность лишний раз проконтролировать подведомственные учреждения. Недаром говорят, что на Западе работают на доверии, в России работают на контроле.

3. Учредитель сам составил перечень. Законно ли это?

Некоторые АУ и БУ лишь к концу года с удивлением узнали, что все их имущество давно внесено в перечни...

– В управлении образования составили перечень особо ценного имущества ОУ и… даже не поставили в известность школу. Может ли она обжаловать действия чиновников? Как ей получить на руки этот важный документ?

– К сожалению, в этом случае нет правовых средств воздействия. По закону эти перечни утверждает именно учредитель (то есть органы управления образованием). Составляют их либо администрация муниципалитета, либо то же управление образования. Ни в одном документе не сказано, что учредитель должен составлять проект перечней вместе со школой или хотя бы информировать ее о том, что такая работа проделана.

Но школа вправе задать учредителю вопрос: перечень нашего особо ценного движимого имущества составлен или нет? (По закону все сроки для составления перечней имущества прошли еще весной 2011 года). Любая школа имеет право знать, каким имуществом она будет отвечать за долги, на какое имущество ей будет начисляться субсидия и чем она сможет распоряжаться свободно.

К счастью, мне известно немало случаев, когда органы управления образованием привлекали свои школы к составлению и обсуждению проекта перечня. Это грамотное и дальновидное управленческое решение. Ведь каждая школа знает о своем имуществе немало такого, чего может и не знать учредитель.

4. Принцип отбора: самое ценное или самое полезное?

Для перечня особо ценного движимого имущества школы предпочтительно отбирать не самые дорогостоящие вещи, а те, без которых невозможно осуществлять образовательный процесс

– Если мы представим, что школа и учредитель составляют перечень имущества вместе, – что им можно посоветовать? Каких ошибок следует избегать с самого начала?

– При составлении перечней чаще всего допускаются две ошибки. Первая – перечни составляют в управлении образования, без учета мнения школы. Вторая – школьное имущество включается в перечни, ориентируясь на установленный ценовой лимит. Например, «эта вещь стоит дороже лимита, значит, она особо ценная, а эта – дешевле, и потому она не ценная».

Действительно, Постановление правительства «О порядке отнесения имущества к особо ценному движимому» своим первым пунктом ориентирует на то, что «особо ценное имущество» – значит особо дорогое имущество.

Но такой подход не является, на мой взгляд, оптимальным регулированием этого вопроса. Я посоветовала бы обратиться к ФЗ № 83, где формулировка звучит более корректно: особенно ценное имущество?– это то, без которого уставная деятельность учреждения будет существенно затруднена.

Уставная деятельность – та, что предусмотрена уставом, но это не только та деятельность, ради которой создано учреждение.

Например, ведение бухучета – это не цель создания школы. Но эта деятельность – уставная, потому что она необходима для достижения основных целей ОУ, и связанное с нею имущество – пусть недорогое – надо защитить. Представьте, каково будет школе, у которой за долги – к полной ее неожиданности – конфискуют компьютер главного бухгалтера?

Таким образом, главное в составлении перечня – соблюсти баланс интересов. Если включать в перечни особо ценного имущества все, что дороже определенной цены, мы обязаны будем внести в него, например, дорогостоящий кожаный диван в приемной директора, но не обязаны внести сравнительно недорогой отопительный котел. Нужен котел для ведения образовательной деятельности? На первый взгляд нет: ведь с его помощью мы детей не учим. Однако как мы будем вести образовательную деятельность зимой в не­отапливаемой школе? Если на содержание котла не будет рассчитываться субсидия, то все расходы по отоплению лягут на плечи школы. Это тот случай, когда необходимо защитить имущество, не служащее для основной деятельности ОУ, но необходимое для уставной деятельности школы.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА


NB!Постановление Правительства РФ от 31 мая 2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (извлечение):


п. 2. Установить, что при определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений… подлежит включению в его состав:

движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей;

иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. рублей, без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;

При этом к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Федеральный закон ФЗ № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (автономных) учреждений от 12 мая 2010 года вступил в силу 1 января 2011 года»:


...11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

Рейтинг@Mail.ru