Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2011
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

ОРКиСЭ: здравый смысл победил?

Не исключено, что курс пополнится единым модулем по всем традиционным религиям России

Вначале ноября Общественный совет при Минобрнауки обсудил итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ). Совет поддержал решение о преподавании курса во всех регионах с вумя поправками:
во-первых, эксперты предлагают рассмотреть возможность изучения данного предмета либо в 4-м, либо в 5 классе (без перерыва на летние каникулы, из-за чего детям сложнее усваивать материал); во-вторых, в основы религиозных культур рекомендуется включить единый модуль по всем традиционным религиям.
Итак, последнее слово в этом вопросе еще не сказано. Но Минобрнауки планирует ввести новый предмет повсеместно уже с 2012 года. Между тем на начало ноября о своей готовности к нововведению заявили не более половины территорий, в которых ОРКиСЭ будет преподаваться впервые…

Что и зачем изучаем?

На новую дисциплину отведено по два часа в неделю в течение последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса (в совокупности 34 часа). Курс включает 6 модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и светскую этику. Школьник изучает один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
«Основы светской этики» выбрали 42% семей, «Основы мировых религиозных культур» – 18%, «Православие» предпочли 30%, «Ислам» – 9%, «Буддизм» – 1%, «Иудаизм» – менее 1%.
Разработчики курса предполагают, что на заключительных уроках класс соберется вместе и дети, обучавшиеся в разных группах, будут демонстрировать свои творческие работы, обмениваться мнениями, делиться своими знаниями.
Однако трудно представить, чтобы в одном классе были выбраны все модули, а значит, знакомство каждого с разнообразием культур не происходит даже в том виде, который предлагает курс ОРКиСЭ.
Вывод члена Общественного совета, главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова: «Своей главной задачи – воспитания терпимости, толерантности – этот курс не решает». Он привел показательную, по его мнению, ситуацию в Чеченской Республике, где 99,9 процента школьников выбрали модуль по основам ислама и только 0,12 процента решили изучать православие. Между тем многие выпускники чеченских школ приезжают в Москву, для того чтобы продолжить обучение в вузе, а после его окончания остаются жить и работать в столице, при этом не зная традиций и культуры представителей тех народов, которые населяют мегаполис.
«В основе Манежки – боязнь и неприятие чужих», – напомнил Венедиктов и внес предложение об «универсальном» модуле. Оно было поддержано большинством членов Общественного совета.
Также прозвучали предложения увеличить количество часов на изучение ОРКиСЭ за счет общего блока, и министр образования и науки Андрей Фурсенко одобрил эту инициативу.

Можно ли решить социальные проблемы при помощи школьного расписания?

Впрочем, некоторые эксперты продолжают сомневаться в целесообразности перевода эксперимента в штатный режим.
Так, по мнению директора гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга Майи Пильдес, «воспитание толерантности – важнейшая проблема, но педагогическими средствами ее решить нельзя».
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России Зиновий Коган выдвинул идею об изучении данного курса с помощью дистанционных технологий.
Директор института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян сомневается в выборе возраста детей: «Если этот предмет вводить не в начальной, а в средней школе, можно было бы двигаться в сторону единого курса по истории мировых религий».
Любопытно, что в 2007 году члены этого же Общественного совета рекомендовали вводить основы культуры и истории отдельных религий только в формате факультативных курсов, а для обязательного изучения в школе предлагали «Историю мировых религий» в старших классах.
Наиболее последовательно выступает постоянный член Общественного совета Борис Альтшулер, руководитель общественной организации «Право ребенка». Он был и остается активным противником религиозного воспитания школьников: «Разделение учеников на группы противоречит принципам дружества, братства, взаимопомощи… надо учить всех вместе, воспитывать в духе уважения ко всем конфессиям». Опираясь на статистические данные, согласно которым 48% родителей, чьи дети обучаются в пилотных школах, выбрали «Светскую этику», правозащитник считает логичным ввести этот предмет в качестве общего и обязательного для всех.
А логика, в которой, «раз не было эксцессов, минимум – детских конфликтов в период введения курса», значит, мероприятие успешное, – это чиновничья логика. Вероятно, некоторых экспертов вводят в заблуждение гладкие отчеты чиновников по итогам апробации курса.

Каждое лыко в строку

По словам замминистра образования и науки Игоря Реморенко, в ходе эксперимента были получены положительные эффекты – такие как «формирование этического самосознания учащихся», «содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей», «повышение интереса школьников к истории и культуре страны, своей родословной и семейным традициям». И даже в качестве аргумента он привел мнение губернатора Костромской области Александра Михайлова: «Благодаря введению курса ОРКиСЭ на 24% снизилось количество преступлений среди несовершеннолетних».
Но как знать, возможно, снизилось количество самих несовершеннолетних?
Ведь в официальном отчете Минобр­науки по итогам эксперимента перечисляется ряд серьезных проблем. Например, отмечены ситуации, связанные с принципиальным нежеланием родителей участвовать в апробации курса. Процент официально несогласных небольшой, но сколько несогласных внутренне и помалкивающих, чтобы не навредить детям?
Кроме того, «выявлены профессиональные дефициты в работе учителей: учителя не владеют в достаточной степени содержанием различных модулей курса».
Наконец, «обозначены затруднения в делении учеников на группы для изучения различных модулей курса» – особенно в тех случаях, когда набирается малочисленная группа. Правда, эти «затруднения», согласно министерскому отчету, возникают исключительно в сельских школах. К слову, эти школы – 60% от общего числа общеобразовательных учреждений страны. По нашему же опросу («ПС»), даже в школах крупных городов невозможно организовать преподавание всех 6 модулей курса. Максимально три: «Светская этика», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры».

Выбор без выбора

Зачастую директора школ и педагоги убеждают родителей выбрать только один модуль, так школе удобнее. И хорошо, если это будет нейтральный курс типа «Светской этики» или «Основ мировых религиозных культур». Почему-то в некоторых регионах массовым порядком навязывается монорелигиозность: помимо уже упомянутой Чеченской Республики, где повсеместно введены «Основы исламской культуры», в Тамбовской области, например, 91% детей ходят на «Основы православной культуры».
В этом контексте новое предложение Общественного совета о включении общего модуля в основы религиозных культур представляется очень важным.
Но, судя по истории вопроса, это возвращение к тому, с чего начинали 7 лет назад. Проделав зачем-то сложный кульбит.

Мнения экспертов

Григорий Балыхин, председатель Комитета Госдумы по образованию: «Это нововведение будет способствовать воспитанию толерантности».

Марианна Шахнович, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета: «Национальные и религиозные конфликты очень опасны, поэтому следует позаботиться о том, чтобы наши дети с малолетства научились лучше понимать друг друга, чтобы не искали врагов там, где можно найти друзей. И поэтому предложение о корректировке программы курса кажется мне очень своевременным и важным. Существенно то, что это предлагает не Минобрнауки, а Общественный совет при Минобрнауки. То есть не чиновники, а фактически родители, только очень компетентные в вопросах образования родители, и, конечно, учителя».

Константин Бендас, член экспертного совета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций: «И инициатива Общественного совета как безусловно правильная, но несколько запоздавшая – это надо было сделать на первом этапе. Из-за невыполнения этого требования эксперимент провалился, и победные реляции о том, что у нас все хорошо, – это не более чем потемкинские деревни».

Елена Коссова, учитель МОУ «Лицей № 11 им. Т.И.Александровой» г. Йошкар-Олы: «Я считаю, что этот курс нужен в школе, поскольку на этих уроках дети рассуждают о нравственных и семейных ценностях. Раньше о таких понятиях, как честь, совесть, достоинство, мы с детьми мало говорили. Поэтому введение такого предмета, как «Светская этика», оказалось совсем не лишним. Очень помогает мультимедийное приложение к учебнику: там собраны интересные комментарии, картины художников, сказки Л.Н.Толстого, отрывки из произведений Гайдара, вопросы и задания. Есть простор для детского творчества. В то же время многое зависит от учителя. Если детям неинтересно, они меняют модули, переходят из одной группы в другую, и никакого воспитательного эффекта не достигается».

Игорь Карачевцев, директор гимназии № 166 г. Санкт-Петербурга, Заслуженный учитель России, лауреат премии Президента РФ в области образования: «Четвертые-пятые классы – наилучшее время для духовно-нравственного воспитания: дети в этом возрасте искренние, активные, они готовы участвовать в разговоре, для них мнение учителя авторитетно. Поэтому введение данного курса не помешает, если, конечно, его не превращать в Закон Божий. Все зависит от учителя: даже если его обучат на курсах, он будет акцентировать внимание на той религии, к которой имеет отношение, даже сам того не подозревая».

Олег Смолин, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию: «Если мы хотим улучшить нравственное состояние наших детей, то самым мощным средством воспитания для нас является великая русская литература, и я убежден, что никакая светская этика и религиозная культура ее не заменят. Из-за того, что вводятся новые предметы, сокращается количество часов на изучение литературы, это ложный путь, попытка насадить идеологию прежде­временно – там, где дети еще не созрели для выбора… Мы дали право конфессиям создавать собственные школы, но делить детей в государственных школах по религиозному признаку?..»

Рейтинг@Mail.ru