Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2011
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

Педагогические вузы: вектор преобразований

Как добиться того, чтобы педагогическое образование опережало школьные реформы? Где лучше готовить учителей – в педагогических вузах или классических университетах? Каким должен быть новый учитель для новой школы?  Эти и другие вопросы обсуждались на форуме педагогических вузов России, который прошел в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).

Где готовят учителей сегодня

Оказывается, педагогические вузы уже давно не являются монополистами в области подготовки учителей. Более того, по словам ректора МГПУ Виктора Рябова, за последние годы количество этих учебных заведений сократилось почти вдвое – из сотни осталось 58, и те готовят не более половины от общей численности учителей.
Наряду с ними подготовку по педагогическим специальностям осуществляют различные непрофильные вузы – классические, технические, медицинские университеты, вузы искусства и физической культуры. Показательную статистику привел министр образования и науки Андрей Фурсенко: из 133 тыс. выпускников педвузов в этом году трудоустроились по специальности не более 15%.
Вывод как бы напрашивается: свое прямое назначение педвузы не осуществляют. Но все не так просто.

«Не важно, как называется вуз?»

По мысли министра Андрея Фурсенко, любой вуз может выпускать людей, которые будут обучать детей, если он дает качественное образование. В то же время специалисты отрасли, к коим относятся Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы, а также Елена Низиенко, директор Департамента общего образования Минобрнауки, считают иначе.
«Преимущество педвузов – в практической подготовке будущих педагогов… Если бы студент педвуза за время учебы овладел реальными навыками работы с разными детьми – инвалидами, сиротами, мигрантами, одаренными, то его конкурентные преимущества по сравнению с выпускниками других вузов были бы для работодателей несомненными» (Исаак Калина).
«Перестраивать надо не только практическую подготовку студентов педвузов, но и сам учебный процесс: ведь учитель, который учился по традиционной лекционно-семинарской системе, не может осуществлять деятельностный подход, на котором основаны новые школьные стандарты. Нужны новые технологии ведения педагогического образования» (Елена Низиенко). Она ратовала даже за введение квалификационных испытаний для выпускников педвузов.
Так что нас ждет впереди? Слияние педвузов с университетами, превращение их в педагогические факультеты (оптимизация сети) или внутренние реформы?

Надо думать

«Если просто преобразовать педагогический университет в факультет классического, не решив, что мы приобретем от этого, то такая реформа ни к чему не приведет. Пока мы не найдем ответа на вопрос о том, что в результате этого улучшится: например, мы заменим преподавателей или обновим материальную базу – то я не рекомендовал бы никому такое решение принимать», – эту мысль ректор РГПУ им А.И.Герцена Геннадий Бордовский озвучил еще в январе на Педагогической ассамблее.
Напомним читателю, что идея объединения прозвучала в Послании президента Медведева Федеральному Собранию в ноябре 2009 г.: «Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей либо в факультеты классических университетов». При Минобрнауки тогда была создана рабочая группа по оптимизации сети педвузов, но результатов ее деятельности не видно.
Пока ни «да» ни «нет», и Геннадий Бордовский, выступая перед участниками форума, вновь выразил сомнение по поводу эффективности подобных экспериментов. По его убеждению, «слияние педагогических вузов с классическими университетами не гарантирует повышения научной составляющей в подготовке учителей, поскольку зачастую две эти структуры функционируют автономно друг от друга».
Хотя последовательных противников необдуманных реформ в сфере педагогического образования сегодня не так уж много.
В числе оптимистов – Андрей Фурсенко, который убежден в том, что «привлекательность педагогической профессии растет», о чем свидетельствует средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих в педвузы: в этом году он увеличился на 4,5 балла по сравнению с прошлым годом.
Кстати, самый высокий показатель как раз в РГПУ им. А.И.Герцена – 68,1. Наверное, это лучше, чем в НИУ МИСиС (бывший институт стали и сплавов), где максимальный балл поступающих на специальность «металлургия» составляет всего 59,7. Но, конечно, хуже, чем в МГУ, куда лучшие абитуриенты, поступающие на специальность «филология», шли с 91,3 балла. Одно слово – учиться в педвузе непрестижно.

Интегрируя теорию и практику

На форуме говорили о создании на базе педвузов психолого-педагогической магистратуры для специалистов, не имеющих педагогического образования, но желающих работать в школе. Однако и для этой деятельности нужна соответствующая подготовка преподавателей, иначе их работа не будет эффективной.
В МГПУ, на базе которого проходил форум, много лет действует так называемая педагогическая интернатура, в рамках которой студенты 5 курса в течение года совмещают учебу с работой в школе, причем до 80% стажеров остаются работать в том образовательном учреждении, в котором они проходили практику.
Правда, как посетовал Виктор Рябов, переход на двухуровневую систему не позволяет осуществлять практическую подготовку в прежнем объеме: в условиях 4-летнего бакалавриата срок стажировок ограничен 16 неделями.
Тут Исаак Калина напомнил, что новые образовательные стандарты дают вузам немалую степень свободы в составлении своих учебных планов. И проблема не столько в количестве дней и часов, отводимых на практику, сколько в ее эффективности. По его мнению, в состав педвуза должны войти школы и детские сады, то есть те образовательные учреждения, для которых готовятся кадры.
Такие структурные подразделения можно называть по-разному: экспериментальными или стажировочными площадками, мастерскими по освоению лучшего педагогического опыта.
Интеграцию педагогического и общего образования поддерживает и Виталий Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, в котором эта идея реализуется на практике: в структуру этого вуза планируется включить несколько ведущих ДОУ.

Молодой учитель, где вы?

Как говорил в своем выступлении министр Андрей Фурсенко, молодежь не идет в школы не из-за слабой мотивации к учительскому труду, а потому, что там просто нет вакансий. Школы практически полностью укомплектованы кадрами, в том числе за счет пенсионеров и людей предпенсионного возраста, не желающих уходить с работы. В этом году на 1 млн учителей приходилось не более 9 тыс. вакансий.
Для справки: в настоящее время в Российской Федерации работают более 1 млн учителей; 83% из них имеют высшее профессиональное образование; в городских школах работают более 58% учителей. По данным Росстата, в 2010 году 18% учительского корпуса составляли учителя пенсионного возраста, более 35% имели стаж работы свыше 25 лет и получали пенсию за выслугу лет дополнительно к заработной плате.
То есть более половины учителей уже «отслужили свое». И это вопрос к правительству: почему учительская пенсия по выслуге и по старости столь ничтожна, что люди вынуждены работать, «пока ноги носят».
Но не эта проблема озвучивалась на форуме. Министр Андрей Фурсенко убежден: каждый год в школы должны приходить 40–50 тыс. молодых учителей, тогда будет происходить естественное омоложение учительского корпуса, необходимое для нормального образовательного процесса. На практике этого и близко нет.
«Это не значит, что надо отодвинуть в сторону опытных работников, им надо предоставить альтернативу, например, создать сообщество экспертов, которые могли бы контролировать качество образования, в том числе порядок проведения ЕГЭ», – эту идею министр предложил обсудить в образовательном сообществе, а отзывы и замечания направить в Минобр­науки.
То есть опять паллиативы.

Что касается детей

Во многих регионах рождаемость растет, что гарантирует потребность в педагогических кадрах на много лет вперед. Однако согласно данным Минобрнауки, за последние 5 лет контрольные цифры приема в вузы по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» сократились на 35,7%.
Изживание педагогики как науки и как искусства налицо. Между тем в разных выступлениях участников форума звучал тезис о том, что классические университеты и другие непрофильные вузы никогда не станут площадками для массового производства педагогов.
Специалисты-предметники – может быть, они и приходят в школу на старшие классы. А вот воспитателей для детских садов и учителей для начальных школ откуда будем добывать? Тонкая работа, для которой необходимо глубокое психолого-педагогическое образование.
Так что если разумные идеи и предложения, которые прозвучали на форуме, удастся реализовать на практике, педагогические вузы смогут выпускать конкурентоспособных, незаменимых специалистов.

Рейтинг@Mail.ru