Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2011
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

КИНО В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИКИ


10 «Б» – звезда экрана

Школьный сериал как форма обсуждения проблем молодежи

«Подростки» и «школа» – два слова, с которыми можно сгенерировать сколько угодно проблемных ситуаций и конфликтов, столкновений интересов и этических неровностей. Сериал «Физика или химия», который показывает канал СТС, как раз на этой благодатной почве и вырос. Другое дело – как и зачем мы его смотрим и что видим. И догадываемся ли, на какую реакцию рассчитывали авторы и продюсеры. В нашей почте две рецензии на новый молодежный сериал… 

Александра ЧКАНИКОВА, социолог: «На Западе обсуждение проблем молодежи в форме сериалов давно в порядке вещей. В постсоветской России эту традицию открыл канадский сериал «Дети с улицы Деграсси» – классический социальный продукт на тему «дети в опасном и жестоком мире». К слову, «Деграсси» был заявлен как ликбез не только для детей, но и для родителей, чтобы они могли спокойно и терпеливо налаживать контакт со своими отпрысками. Но сериал не прижился, несмотря на многолетний прокат в России. И родители, и дети находили его довольно скучным и шаблонным. Иными словами, зритель скучал.
Этот нюанс попыталась учесть Валерия Гай Германика, сняв о школьниках целый ряд фильмов, до тошноты жизненных и беспощадных. И такую работу публика приняла на ура: не школа, а сплошной скандал. Хотя по ее фильмам выходит так, что мы, взрослые, не решаем проблемы молодежи, а паразитируем на проблематике. Ужасаемся реалиям российской школы и в то же время упиваемся ими, как обычным криминальным мусором по телику. Тем не менее факт: на какое-то время сериал «Школа» приковал к экранам всю страну. Опять же мало кто допускал, что в обычной школе так мерзко и что ни день – побои, издевательства и подлость. Успокаивал зрителей тот факт, что режиссер Гай Германика сама в школу толком не ходила, просто напридумывала ужастиков и качественно их сняла.
Как бы то ни было, а проблемной молодежи вокруг полно, и школьный беспредел не только выдумка. Кинотропа в эту тему не зарастает.
На СТС вышел сериал «Физика или химия». На первый взгляд он кажется довольно удачной попыткой найти золотую середину между пресными «Деграсси» и переперченной-пересоленной-пережаренной сагой Гай Германики. Присмотримся.

Хорошо, что есть попытка посмотреть на мир глазами и учеников, и учителей, которые к тому же немногим старше.
Хорошо, что классическую «Санта-Барбару» не ленятся поместить в школьные декорации.
Однако нет ничего хорошего в том, что в нас продолжают трудолюбиво взращивать мысль о том, что наша молодежь проблемная, а в школу ходить опасно. Ради доказательств этого сюжет порой скатывается к бессмысленным подробностям.
Мысль о том, что дети склонны к плохому, что школа непредсказуема, – спекулятивная. Она никак не поможет реальным школьникам, а только отдалит от них близких взрослых.
Видимо, всякий сериал о школе – спекуляция. Посмотрев фильм, любой взрослый скажет: «Да, нам это важно, это очень проблемная область». Собственно говоря, люди «ведутся» на прием: вперед выставляется социально-злободневный мотив, и можно навыдумывать километры сцен про гадости и авантюры в подростковой среде. И все они недоказуемы, ситуативны, наспех набросаны.
Так происходит, потому что никакого значения культурным ценностям в школьных сериалах не придается. Взрослым легче думать, что «все дети теперь такие: не наркотики, так ранняя беременность», чем вникать в сложные и красивые перипетии взросления человека.
Вряд ли школьный сериал может сгодиться для мало-мальски серьезного обсуждения проблем молодежи».


***

Георгий ЖАРКОВ, кандидат психологических наук: «Послание сериала таково: не надо думать, что жизненные узлы могут развязаться без собственных усилий. Но всегда есть тот, кто поможет развязать этот узел. И любой узел можно развязать.
Сериал «Физика или химия» в пиратских версиях давно стал гиперпопулярным в различных молодежных субкультурных сообществах сети «вКонтакте». Я уверен?– заслуживает обсуждения и в педагогической среде.

Учеба. Демонстрируемые элементы уроков любым нашим методическим объединением были бы признаны новаторскими, а в сериале воспринимаются как вполне естественные и более того – единственно возможные. При просмотре мой глаз, натруженный работой в методическом кабинете, выхватывает то элемент мелкогрупповой работы или проектного метода, то использование интернета при подготовке заданий. Такое впечатление, что эти новации пришли туда давным-давно.
Что-то подсказывает, что дело не в пресловутом «опыте», навыке, а в органичности этих методов стилю жизни педагогов.

Учителя. Никакой озлобленности или профессиональной беспомощности, а именно это мы видели в приснопамятной «Школе» Гай Германики. Это есть и в «Папиных дочках», идущих на том же СТС встык с «Физикой или химией». Ничего подобного, показаны эрудированные профессионалы, внутренне свободные люди, посылающие свои резюме по интернету, способные побеседовать на разные (не только школьные) темы и, конечно, не прячущие за безапелляционностью собственную некомпетентность.
Опять же дело тут вовсе не в умении создавать и нести такой образ современного учителя, а в той среде, которая реально его формирует.

Выбор. Учительница литературы решает изучать «Лолиту» Набокова. И ни директор, ни завуч, ни кто бы то ни было не препятствуют ей в этом. Поражает не то, что это «Лолита», а то, что учитель в принципе может выбирать произведение к изучению, словно у него времени вагон и маленькая тележка и он не должен «готовить к ЕГЭ» или, того пуще, отвечать за каждое слово, сказанное в классе. Правдоискателей-подростков с форумов, кстати, куда больше смущает наличие в расписании предмета «философия и искусство» – «ну неправда, где это видано?». Остальное вроде – правда?

Ученики. Конечно, основная причина популярности сериала у молодежи в том, что он вынес в публичное пространство множество реальных проблем, которые наша родительско-педагогическая общественность считает либо слишком мелкими для обсуждения, либо встает на котурны обличающего морализаторства. Увы, например, проблема употребления легких наркотиков сейчас не только в Европе, но и в России превратилась из субкультурной в общекультурную.

Любовь. Предчувствие любви, просто любовь, любовь-дружба, «неправильная» любовь, любовь плотская – ситуации обыгрываются самые разные. Показаны и самые разные уровни восприятия отношений. Дело опять же не в том, бывает так в школе или нет, – об этом как раз и спорят молодые зрители на форумах, приводя в том числе свидетельства: «Мой брат влюблен в учительницу, а она в него, а мама на себе волосы рвет». Не в правдоподобии дело, а в том, что каждая нештатная любовная ситуация сопряжена с ответственностью, «с последствиями», говоря языком форумов: «А что будет с ними дальше? Кто смотрел? Я не хочу, чтобы он умирал! Ах, какая пара!»

Особое почтение к психологической компетентности авторов сериала вызывает их обращение с темой суицида.

Ответственность. Главной темой сериала является ответственность. Личная ответственность, пути ее осознания, умение с ней обращаться. Кто бы спорил: как хорошо, у подростка развито чувство ответственности. Только вот откуда ей взяться, если в пространстве жизни ребенка нет абсолютно никаких рискованных ситуаций, где бы он действительно мог совершить личный осознанный выбор? Но вот как раз за обилие таких ситуаций взрослые ругают фильм. Примечательна фразеология: «Тебе еще рано это смотреть… от этого фильма ты еще больше деградируешь» – взято с форумов. По смыслу – это запрет на право формировать себя самому. Ребенок, ведущий себя самостоятельно, неизбежно совершает ошибки – так сказать, «деградирует».

Пример из фильма: девушки для своей акции утащили и выкрасили кроссовки юношей – типичная шутка из пионерлагеря. Но сюжет разворачивается, и оказывается, что эти кроссовки многим достались непросто, поскольку мода стоит денег. Шок. Выводы в студию, как говорится.

Взаимность. Авторы постарались показать, что молодежный и взрослый миры не отделены глухой стеной. Иногда они смыкаются и искрят, порой расходятся, но постоянно индуцируют друг друга. Где-то взрослые берут ответственность за детей, где-то дети – за отцов и братьев. И это не поза или попытка переложить на другое поколение собственные проблемы – это реальная целостность во имя совместного развития. Да, вот такое открытие: взрослым тоже надо расти, развиваться, меняться, в том числе вступая в диалог со своими наследниками! И взрослые из сериала готовы к этому.

Особенно учителя. Они не спешат превращаться в «памятники себе». Погрешимы, погрешимы! Но как же им, таким живым, много удается в профессии!
Главное удается – научить детей чувствовать себя, свою жизнь как великий дар и великую ценность.
Поддержите достоинство – хорошее приложится, наносное отвалится».

Рейтинг@Mail.ru