ПРИМЕТЫ УШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
Эпоха шока и шоколада
Откуда возникает поколение с кондитерским уклоном
В1991 году распался Советский Союз, Горбачева сменил Ельцин,
началась история новой России. Сегодня о круглой дате говорят и пишут
много. Ни один из главных телеканалов не обошелся без собственного
«исторического» проекта, посвященного 90-м. Правда, чаще всего
историческое осмысление заменяется ностальгической мифологией. Одна из
самых судьбоносных, поворотных и несостоявшихся эпох в истории России
постепенно превращается в то самое время, когда у нас появились «Марс»,
«Сникерс» и «Макдоналдс», а люди ходили в розовых лосинах и малиновых
пиджаках.
Привези мне шоколадный батончик и киви!
«Что тебе привезти?» – спрашивала я у семилетнего Данилы, сына
друзей. Дело было в конце 1990 года, и я собиралась в мою первую в
жизни заграничную поездку. Многие из наших общих знакомых уже успели
побывать за бывшим «железным занавесом», так что толк в гостинцах,
привезенных «оттуда», парень знал. «Знаешь что, – сказал он задумчиво,
– привези мне шоколадный батончик и киви». Тогда я, нормальная
советская аспирантка, в меру эрудированная и воспитанная на книжках
серии «Эврика!», была уверена, что киви – это пузатая австралийская
птица. В отличие от батончика здесь вырисовывалась явная проблема.
Оставалось надеяться, что речь идет об игрушке. Впрочем, и с батончиком
тоже было не все ясно – почему только один? Хотя бы уж граммов триста
или полкило… Меня выручил собеседник, который прекрасно понял мое
замешательство: «Киви – это такой фрукт, внутри зеленый, а сверху
шерстяной. А батончик… Привези «Сникерс». «Марс» я уже пробовал…»
Через полтора года на прилавках отечественных магазинов и в
окошках торговых палаток появились киви и прочие экзотические фрукты, а
также «марсы», «сникерсы», «милкивэи», «пикники» и «натсы». Правда,
одновременно исчезли деньги, на которые все это можно было купить.
Помню, как году, кажется, в 95-м десятилетняя Даша попросила у папы с
мамой несколько разноцветных бумажек из зарплаты, которую наконец
выплатили с трехмесячным опозданием. (Кстати, сколько это было? Какая
сумма? Пытаюсь вспомнить, и не получается. Не помогают звонки друзьям и
интернет. Все, кому возраст позволяет, с удовольствием называют
советские цены, и никто не удержал в памяти, сколько стоили хлеб,
молоко или та же шоколадка до 1998 года. Смутно помнятся и миллионные
зарплаты. То ли потому, что и цены, и деньги постоянно менялись. То ли
потому, что сознание вытеснило их как травму…) В общем, на эти
непонятные нынче бумажки немедленно были куплены батончик «Сникерс» и
бисквитный рулет польского производства с неограниченным сроком
годности. «Приятно почувствовать себя богатым человеком хоть иногда», –
сказала счастливая Даша. Самое забавное, те же слова мне случилось
услышать от своего американского знакомого, который выиграл приличную
сумму на бирже.
Сейчас Даша живет в Сан-Франциско, а с Данилой и его
четырехлетним сыном мы как-то бродили по одному из московских
гипермаркетов. «Положи на место!– скомандовал молодой отец. – Еще не
хватало есть эту гадость. Будешь потом от зубного не вылезать! Идем
фруктов купим». Упоминание стоматолога оказалось серьезным аргументом.
«Марс» вернулся в лоток с батончиками возле кассы. Впрочем, сын вряд ли
знал, что это тот самый «Марс». Он еще не знал латинских букв, да и
русские – далеко не все. Просто понравилась незнакомая черно-красная
обертка.
American dream
Почему 15–20 лет назад именно эти и другие шоколадки стали
знаками счастья? Не в последнюю очередь и потому, что несли с собой
иное прошлое. Легендарные бренды всегда имеют длинную историю, и эта
история была классическим сюжетом «американской мечты». Форрест Марс,
сын скромного кондитера из Миннесоты (применительно к началу XX века
это могло означать только одно – «жуткая провинциальная дыра»), выиграл
стипендию сначала в Беркли, потом – в Йеле, в студенчестве торговал
сигаретами, чтобы подработать, потом глазами дипломированного
специалиста посмотрел на крохотное отцовское производство и произвел
революцию, которая аукнулась во всем мире. До 1920-х лавка любого
кондитера существовала за счет маленьких партий товара, который сам же
хозяин и производил. Держаться на плаву в этом бизнесе можно было,
только если ты печешь лучшие пирожные в округе или знаешь секрет особо
вкусной начинки для круассанов. Разумеется, и круассаны, и пирожные
должны быть исключительно свежими. Значит, их должно быть мало, ровно
столько, чтобы раскупили соседи и хозяин мог еле-еле свести концы с
концами и прокормить семью. Скоро кондитер Франклин Марс, отец
знаменитого Форреста, придумал конфетку «Милки Вэй», но особого
значения этому не придал. А Форрест понял, что это золотая жила. Он
разругался с отцом, забрал свою долю в бизнесе и отправился в Европу,
где и создал в 1932 году батончик «Марс». Он отличался от эфемерной
продукции кондитерских лавок тем, что мог долго храниться, а главное –
вообще не считался сладостью. «Это полноценная еда, – уверял Форрест
Марс, – здесь мед, орехи, шоколад, молоко, все, что нужно для того,
чтобы придать себе сил, если нет возможности нормально пообедать».
Интересно, что богатая Европа 1930-х и нищая Америка времен Великой
депрессии Марсу поверили. Дела пошли в гору. Скоро появился и
«Сникерс», названный в честь любимой лошади Форреста. Так Форрест Марс
стал главой огромной компании, которая за время своего существования
наплодила еще кучу легендарных брендов – кошачий корм «Вискас», рис
«Анкл Бенс» и прочее-прочее-прочее. Форрест Марс умер в самом конце
прошлого века, прожив 95 лет. Он был мультимиллиардером и одним из
богатейших людей Америки.
Не помню, чтобы эта история была так уж известна в то время, когда вся
эта продукция хлынула на отечественные прилавки. Наверное, большинство
соотечественников до сих пор убеждены, что батончик «Марс» назван по
имени планеты.
Впрочем, это мало кого интересовало. «Марсы» и «сникерсы» были товарами
с иным, длинным и несоветским прошлым. Это было главное. Люди 1990-х
старались жить так, как будто советского прошлого у них вообще не было.
Живи настоящим, призывала реклама, стремись вперед, не тормози, а если
уж совсем устал, сделай паузу, скушай шоколадку. И все будет в шоколаде.
Детские мечты 90-х
Все великие потребительские мифы рано или поздно становятся
частью повседневности. Просто вещами, просто товарами, просто
продуктами. Люди, двадцать лет назад выстаивавшие очереди в первый в
стране «Макдоналдс», сегодня вовсю ругают фастфуд, а при случае и
страшилку расскажут – про кровавое молоко больных коров в молочном
коктейле или про радиоактивное масло, в котором весело шипит картошка
фри. В начале 1990-х таких городских легенд в Москве не было. Сейчас
они есть во всех больших городах России, как едва ли не в каждом
большом городе мира. Их давно собирают и классифицируют специалисты по
фольклору и постфольклору.
«Марс» и «Сникерс», бывшие некогда маленькими символами новых времен,
превратились в обычные шоколадки. Дурацкий неологизм «сникерсни» не
прижился в языке, а в любой подростковой компании за предложение
«сникерснуть», пожалуй, и засмеют. Зато родное словечко «тормозить» в
переносном смысле процветает в языке нескольких поколений. Мы просто
стали еще одной обширной частью суши, на которой продается продукция
корпорации «Марс». Это и называется словом «глобализация». Ни один из
главных проектов 90-х – демократия, рынок, гражданское общество – не
состоялся, и мы по-прежнему где-то в начале пути, если вообще не дальше
от того стартового пункта, в котором находились 20 лет назад.
«Хорошо, что не все мечты сбываются!»?– заявляют персонажи новой
рекламной кампании «“Марс” и “Сникерс”: 20 лет в России». Пробудить или
сконструировать ностальгию – лучший способ напомнить о старых добрых
брендах, потерявшихся в нынешнем кондитерском изобилии. А какими они
были – детские мечты 90-х? Вот «девочковая»: «...стану секретарем и
буду в розовых лосинах танцевать на дискотеке и выйду замуж за
биснесмена» (тут же путается где-то под ногами дивы карикатурный тип в
малиновом пиджаке). Вот «мальчиковая»:
«...стану бизнесменом, женюсь на фотомодели» (фотомодель прилагается).
Потом наивные грезы разлетаются в прах, и выросшие герои оказываются в
некоем светлом сияющем настоящем. Имеется в виду, что – в нашем с вами.
Которое превзошло конечно же все эти трогательные ожидания и мечты.
Миллиардов на шоколадках в нем, правда, точно не сделать. И даже
открыть маленькую кондитерскую ох как сложно. Куда проще и прибыльнее
податься в чиновники. Остается только одно: «есть столько
«марсов-сникерсов», сколько захочу».
Старые песни о главном
Великий историк Люсьен Февр некогда говорил о том, что история
цивилизации – это история слов и понятий. Что-то подобное, наверное,
можно сказать и о рекламных слоганах. Рассказывая свою частную историю,
они волей-неволей выстраивают и общий исторический сюжет. Наверное,
что-то важное нам именно сейчас следует понять, оглядываясь на двадцать
лет назад. Но в последнее время особенно заметно, как попытки
исторического анализа замещаются ностальгией. Количество
ностальгических программ на телевидении и радио в последнее время
превысило все критические нормы, а они все прибывают и прибывают.
Ретропередачи разрастаются до ретроканалов. При желании, пощелкав
пультом или покрутив тюнер радиоприемника, можно прожить в прошлом
ровно столько, сколько не выходишь из дома. Хочешь – смотри «Кабачок 13
стульев», хочешь – «Вечный зов», а хочешь – пляши под «Дискотеку 90-х».
Ну разве что интернет с мобильным телефоном могут вернуть к реальности,
но ведь их можно и отключить…
Ностальгия – прекрасное чувство, но у нее есть очень опасный побочный
эффект. В больших количествах она начинает выполнять работу по
вытеснению и постепенному замещению реальной памяти. Что уже давно и
происходит с советским прошлым, безобидную и приятную версию которого
несколько лет подряд создают телевидение и радио. Сейчас очередь стать
ностальгической темой приходит для 1990-х годов. Двадцать лет –
достаточное время для того, чтобы что-то само собой стерлось из памяти
и забылось. Вот не случайно же возникла тема постсоветских цен, которые
сейчас мало кто помнит. Так что самое время закрасить появляющиеся
белые пятна. Хотя бы в розовый цвет лосин и малиновый?– пиджаков. И это
будет иметь, пожалуй, даже больший эффект, чем более ранние попытки
объявить 1990-е «лихими». Будет лучше, если они будут милыми, нелепыми
и чудаковатыми. Чтобы утраченные иллюзии не казались чем-то драгоценным
и важным, с чем не стоит расставаться.