ШКОЛА УРОКОВ И ПЕРЕМЕН
Педагогика урока: от общих ценностей к конкретным приемам
В Малом зале собрались педагоги, интересующиеся новыми
эффективными методиками, приемами. Однако с ролью слушателей им
пришлось сразу расстаться.
– Что для вас более ценно в образовании: личное знание, личный опыт
ребенка или знание унифицированное, программное? С этого вопроса Ольга
Леонтьева начала свой мастер-класс.
На Соловейчиковские чтения аудитория собирается неслучайная. И все же
люди в зале старались соединить явно противоречивые ценности.
– Конечно, личное знание ученика очень важно, но и без стандартов не
обойтись. Систематическая подготовка необходима.
Ничего удивительного, всевозможные тесты, ЕГЭ, ГИА заставляют педагога
втискивать детей в определенные рамки.
– И все-таки, как вы думаете, можно ли построить систему преподавания
так, чтобы рост личного знания помогал ученику овладевать и
унифицированным образовательным минимумом?
Для ведущей – вопрос риторический. Метод «крупных блоков» апробирован в
течение десятилетий на уроках английского, которые вел ее отец,
Милослав Балабан, автор идеи школы-парка, на занятиях мамы, Анны
Никитиной, учительницы французского языка. На биологии, которую
преподавала сама Ольга.
Она приводит очень понятный аудитории пример: когда педагог объясняет
на уроке материал маленькими порциями, ему кажется, что этот небольшой
объем каждый школьник уж точно должен понять (причем однозначно). Если
же предлагать детям на уроке обширную тему, никаких иллюзий не
остается. Сразу целый годовой курс, к примеру, не освоит никто. Но
каждый выделит что-то свое. И от этого личного понимания своими
индивидуальными способами начнет расширять сферу знания.
Ольга вспоминает, что ее мама с первых уроков разговаривала со своими
учениками только по-французски, пела песенки, пересказывала истории,
напечатанные в учебнике. Класс погружался в незнакомую, но удивительно
красивую речь. Кто-то из ребят в первую очередь осваивал интонацию,
кто-то – отдельные слова. У каждого рождались свое понимание, свой
язык. Через некоторое время школьники могли уже и сами поговорить на
французском и даже прочитать в книжке простенькие тексты.
Первая четверть – листаем учебник
– Но ведь и новый предмет, и новая тема, – продолжила свою
мысль Ольга Леонтьева, – это для ребенка как открытие нового мира,
освоение языка, только не совсем чужого, а уже отчасти знакомого.
Поэтому, приступая с классом к изучению биологии, я в первую очередь
опираюсь на имеющийся у каждого ребенка опыт.
В течение первой четверти почти на каждом уроке дети «просто» листают
учебник, останавливаются на отдельных фразах, картинках. Задают
вопросы. И обязательно надо подробно и ясно ответить каждому,
подчеркивая ценность сформулированного вопроса. Порадоваться
неожиданному подходу: «Сам бы над этим не задумался!»
Увы, как часто в ответ на робкие ребячьи вопросы мы произносим:
«Подумай!» или «Поищи сам ответ!». Конечно, хочется научить ребят
пользоваться разными источниками информации, самостоятельно строить
логические умозаключения. Но ребенок-то в этот момент искренне
стремится что-то узнать, прямо сейчас! И если мы уважаем это его
стремление, хотим поддержать детскую любознательность, то просто
обязаны честно и уважительно отвечать на вопросы учеников.
– Увеличивается ли личное знание ребенка в области биологии при такой
работе? Ответ очевиден. Растет ли количество точек пересечения личного
знания ребенка со знанием стандартизированным? Не менее очевидно. Более
того, личное знание становится эффективным средством познания
окружающего мира.
Еще один важный момент: педагог не стремится, чтобы его ученики одно и
то же знали, умели. Напротив, разнообразие интересов, индивидуальностей
ребят подчеркивается, усиливается.
– Мы говорим о педагогике сотрудничества. Но ведь сотрудничать могут
только разные люди, только они интересны и нужны друг другу.
Вторая четверть – интересные истории
Ольга Леонтьева напоминает, что педагогика сотрудничества
начиналась с разговора о сотрудничестве учителя с учениками, с попытки
уйти от жесткой авторитарности. А сегодня мы пришли к идее
сотрудничества детей друг с другом, с разными взрослыми.
Приобретенное ребенком личное знание требует применения. И это
естественно. Возможность использовать новые знания необходима для
дальнейшего освоения науки.
Поэтому вторая четверть посвящается разговорам учеников об интересных
биологических фактах. Каждый ученик готовит дома небольшой рассказ (на
одну минуту). Непременное условие – «использование дополнительной
литературы». Пора отдохнуть от учебника, привыкнуть к существованию
других источников информации.
И еще одно важное условие: к своему рассказу докладчик придумывает
вопрос, который начинается со слов: «А как ты думаешь?..» Этот прием
всегда пробуждает живую реакцию слушателя.
Класс разбивается на пары. Кто дома не подготовился, быстро листает
лежащие в углу кабинета яркие журналы, чтобы успеть присоединиться к
друзьям хоть к середине урока. Если в классе нечетное количество детей,
педагогу приходится тоже включиться в работу, вспомнить какую-нибудь
интересную историю (не так просто учителю, привыкшему систематически
излагать материал, подготовить коротенькое увлекательное сообщение),
слушать партнера, отвечать на вопросы. Если же такой необходимости нет,
педагог получает бесценную возможность наблюдать за детьми.
Возможно, это один из признаков хорошего урока: педагог не в центре
событий, а чуть в стороне. Ребята работают сами, обращаясь к учителю в
исключительных ситуациях.
Закончен диалог с одним партнером?– ищешь следующего. За урок ребенок
успевает рассказать и выслушать четыре-пять историй.
Слушать, конечно, занятно, но главное удовольствие при такой работе
получает рассказчик! Кому не хочется оказаться в центре внимания? Стать
источником свежей информации? А как развивается устная речь ребенка,
который, пересказывая историю по нескольку раз, старается сделать это
по-разному, чтобы и самому не соскучиться, и угодить разным людям!
В конце занятия весь класс усаживается в круг, и педагог спрашивает:
– Кто считает, что рассказал сегодня отличную историю?
Поднимается несколько рук. Человек оценивает себя сам.
– А если у ребенка завышенная самооценка?
Что ж, есть и обратная связь. Смельчак задает свой
предваряющий историю вопрос тем, кто не знаком с его рассказом. Получив
ответ и пробудив любопытство, он не сам рассеивает заблуждения
одноклассников, а предоставляет слово тем, кто слушал его на уроке. Вот
настоящий контроль точности и содержательности текста. И сколько
взаимных уточнений… «Вспомни, я же говорил!» – «Да нет, ты по-другому
рассказывал».
– Но ведь всегда находятся молчуны, которые никогда не
заговорят при всем классе. Как с ними быть?
– Во-первых, они и без того выговорились в достаточно
комфортной ситуации, лично кому-то из друзей, не для большой аудитории.
Во-вторых, поверив в себя, через месяц-другой даже самые застенчивые
все-таки возьмут слово.
Завершается урок «самоотметкой». Не самооценкой по критериям.
А просто каждый ученик заявляет во всеуслышание, какую, по его мнению,
отметку он сегодня заработал. И учитель ставит ее в журнал. Но
публичность происходящего, возможность для ребят отреагировать на
чью-то излишнюю скромность или самонадеянность способствуют
адекватности внутренней самооценки ребенка.
Педагогу лучше никак не комментировать эту ситуацию. Разве что в случае
крайнего несогласия. Но отметку, заявленную ребенком, он поставит все
равно. Это непреложное правило. И кстати, возможность поставить
формальную цифру за живую многообразную работу.
Третья четверть – азартные игры
К концу второй четверти постоянный обмен личными знаниями
приводит к появлению общего знания, во многом уже научного, хотя пока
не слишком систематического.
Именно систематизации разрозненной информации посвящено второе
полугодие. Безотказный прием – игра в лото. Каждый ребенок готовит 10
карточек по одной из тем, объявленных педагогом. На одной стороне
карточки написаны вопрос и ответ на него (другая сторона чистая).
Источник информации?– снова учебник. Ребята успели отдохнуть от него,
могут уже по-новому прочитать вроде бы знакомые параграфы. Теперь уже
не хаотично, а в определенном порядке.
На уроке игроки соединяются в пары. Перед каждым на столе собственные
карточки чистой стороной вверх. Один из учеников наугад выбирает любую
карточку противника. Автор поднимает листок текстом к себе и сначала
читает вопрос. Соперник пробует ответить. Если получилось?– забирает
листок как выигрыш. Ответ неправильный – карточка остается у игрока.
К учителю ребята обращаются в спорных случаях: непонятная формулировка
вопроса, сомнения в достоверности ответа.
Ради победы ученики не просто читают заданный параграф, они обращают
внимание на все сноски и примечания.
Конечно, старшеклассникам не так интересно вырезать квадратики. Им
лучше поломать голову над нестандартной задачей, которая заставит
заново перечитать учебник, выстроить связи, сложить общую картину.
Четвертая четверть – обучение молодого поколения
Одно из удовольствий четвертой четверти – исправление отметок,
текущих и четвертных. Для этого нужно всего лишь объяснить плохо
понятую когда-то тему ученику из младшего класса.
Для проверки качества работы нужно привести обученного тобой
младшеклассника к учителю. Тот задаст ему свои каверзные вопросы.
Ученик думает, что все зависит от ответов подопечного. А для педагога
на самом деле важнее реакция того, кто «обучал». Если, видя затруднения
младшего друга, он может перефразировать вопрос, дать грамотную
подсказку, значит, вполне заслужил свою пятерку.
Конечно, описанные приемы – не единственная возможность давать ученикам
материал крупными блоками. Каждый учитель придумывает что-то свое. Но
важно постоянно сотрудничать с учениками. Это, конечно, труднее, чем
доминировать, зато почетнее!