ШКОЛА УРОКОВ И ПЕРЕМЕН
Урок физики. Педагогика трудной цели
Прежде чем начать свой мастер-класс, Сергей Ловягин долго
раскладывал на стульях какие-то хитрые физические штучки, сетуя
на неизбежное ярмо приборов, висящее на шее каждого естественника.
Ведущий:
Сергей Ловягин, заслуженный учитель
России, кандидат педагогических наук, директор центра «Полигон
Про»
Лаборатория на стуле
– Не получится инженера из человека, не потрогавшего своими
руками разнообразные механизмы, провода и моторы. Голову развить без
этого можно, к сдаче экзаменационных тестов натаскать – запросто. А вот
инженера, конструктора – не подготовить, – заявил Ловягин.
Но аудитория не спорила. Педагоги, пришедшие в Малый зал, готовы были
без всяких дополнительных приглашений разойтись «по лабораториям». В
данном случае в роли научной лаборатории выступили четыре стула, вокруг
которых и сгруппировались учителя. На каждом висело по табличке:
«Лаборатория оптики», «Лаборатория радиосвязи», «Лаборатория акустики»,
«Лаборатория механики».
Сразу захотелось что-нибудь поделать руками, но сначала пришлось
посмотреть на экран. Там на слайде были изображены солдаты, стоящие в
цепи. Чтобы известие о коронации императрицы Елизаветы как можно
быстрее дошло из Москвы в Петербург, между столицами выстроились шесть
с половиной тысяч солдат – на расстоянии ста метров друг от друга, в
пределах видимости. В торжественный миг сигнал от офицера, наблюдавшего
за церемонией у дверей Успенского собора Кремля, пошел по цепи, и через
15 минут замыкающий в строю дал залп из пушки на кронверке
Петропавловской крепости.
Опытная аудитория мгновенно проводит параллели с телефоном. Чтобы мы
острее почувствовали разницу эпох, Сергей Ловягин показывает, как звук
и свет проходят по современному оптоволокну, используемому в нынешних
телефонных сетях.
– Обычно спрашивают: найдите пять отличий. Здесь такой вопрос
задавать глупо! Поставим вопрос иначе: есть ли сходство в этих двух
ситуациях?
Очевидно, оба процесса связаны с передачей информации. Менее
очевидно, но общими усилиями уточняется, что носителем информации
каждый раз является волна. Волна взмахов, идущая по солдатской цепи.
Акустические, электрические, звуковые волны, передаваемые оптоволокном.
Включите ваши мобильные телефоны
Разобравшись со свойствами волн как физического процесса, с
мудреными формулами расчета их скорости и длины, новоявленные научные
сотрудники присоединяются к той или иной лаборатории, чтобы приступить
к эксперименту.
– Обычно в театрах и на концертах присутствующих просят
отключить мобильные телефоны. Само собой, то же касается и уроков. Но я
попрошу вас о другом: пожалуйста, достаньте и включите свои мобильные
телефоны – мы займемся изучением физики! – торжественно объявляет
Сергей.
Затем он берет по одному телефону от каждой группы, недолго
колдует над аппаратами и возвращает их хозяевам заблокированными
(разными способами, конечно). Исследователи склоняются над
инструкциями, лежащими на каждом стуле. В сущности, задача у всех одна
– получить sms-сообщение, отправленное ведущим на номер одного из
сотрудников лаборатории. И рассказать о причинах, мешавших получить его
сразу. В распоряжении «ученых» – статьи по теме (открытия рождаются
только после знакомства с трудами предшественников), «испорченные»
мобильные телефоны, экспериментальное оборудование, у каждой
лаборатории свое. И конечно, естественное желание разблокировать
любимый аппаратик, прочесть слова учителя. Но цели достичь непросто.
Приходит sms от Ловягина в «Лабораторию оптики», а здесь наклеена на
экран телефона поляроидная пленка, мешающая читать текст. Надо
догадаться, как повернуть эту пленку, чтобы изображение, словно в
волшебном зеркале, появилось перед глазами.
В «Лаборатории радиосвязи» мобильный телефон обернут фольгой. Сигнал не
проходит. Тут спасти положение просто – развернуть блестящую обертку. А
вот понять, почему она мешает, гораздо сложнее.
Перед сотрудниками «Лаборатории акустики» – колпак, из-под которого
вакуумным насосом выкачан воздух. Телефон в безвоздушном пространстве
не издает никаких звуков, хотя по светящемуся экрану видно, что
сообщение получено.
В «Лаборатории механики» телефон выглядит самым жалким образом. Ловягин
бестрепетной рукой вынул из него клавиатуру. Не нажимая на клавиши,
сообщение не прочтешь. А ведущий не спешит возвращать необходимую
деталь. Она лежит на столе в прозрачном пакете, и хитроумные
сотрудники, поглядывая на нее, тычут острым карандашом в нужные точки.
Вместо ученической конференции
В школе ученики с удовольствием бы обменялись открытиями,
выступили с крошечными докладами. Здесь же взрослые люди обсуждают свои
впечатления от урока, размышляют о том, как сегодня работать с детьми,
одновременно технически очень грамотными и в то же время совершенно не
знакомыми с какими-то очень простыми вещами.
Ясно, что ребятам необходимо общение на уроке. Причем общение в первую
очередь друг с другом. Так что педагог временами как бы даже в сторонке
остается. И это значит, что он сумел правильно подготовить и
организовать процесс.
Современные дети активны в приобретении конкретных практических знаний.
Однако давать им эти знания в готовом виде бессмысленно. Им полезно
самостоятельно «докапываться до истины». При этом учиться рассуждать,
исследовать, решать проблемы, доказывать свою точку зрения.
Аудитория единодушно подтверждает: сегодня физика, как и любая наука,
не может быть заключена только в учебнике. Она пронизывает всю нашу
жизнь. В сущности лежит у нас в каждом кармане. Поэтому и называются
уроки Ловягина «Физика в кармане»! А сколько сюрпризов и открытий в
карманной биологии, химии, математике…
Заканчивает свое занятие Сергей Ловягин рассказом о том, какие
интересные эксперименты можно проводить в руководимом им центре
«Полигон Про». Впрочем, и обычный школьный класс таит в себе немало
возможностей для наблюдательного учителя и любознательных детей.