ШКОЛА УРОКОВ И ПЕРЕМЕН
Урок литературы. В сотрудничестве с Пушкиным
Сергей Волков, учитель литературы ГОУ ЦО № 57, главный редактор журнала «Литература» ИД «Первое сентября»
Откуда происходит увлеченность ученика предметом? Однозначно
от учителя. И как-то так должна быть устроена его голова, чтобы в ней
шли непрестанные переходы из предмета в жизнь, из личного переживания к
чувству ученика, из культуры в повседневность, из сложности в простоту
– и обратно конечно же, да еще с удержанием в поле зрения «центра
тяжести», темы.
Этот пульсирующий, все схватывающий, постоянно рефлектирующий ум и
живая, порождаемая на глазах речь содержательны сами по себе.
Мы часто и справедливо говорим: учитель работает собой. А как это?
Мастер-класс Сергея Волкова давал определенный ответ: суметь
активизировать поле смыслов так, чтобы пришли в движение, заработали в
полную мощь силы «принимающей» стороны.
Что значит – «учитель живет в голове»?
– В 86-м году, когда педагоги-новаторы сформулировали принципы
своего манифеста, я перешел в 10 класс. Естественно, я об этом событии
не знал, но я учился у замечательной учительницы, Анны Иллюминарской,
которая на практике применяла принципы педагогики сотрудничества, быть
может, сама того не зная. Она была чудесным, кротким человеком?– ангел
просто, но мы (я и несколько моих одноклассников) перед уроками
договаривались, как будем ее «доводить». Поскольку мы считали себя
умными ребятами, нам хотелось «доводить» учителя как-нибудь…
литературно. Допустим, мы говорили: «Нам только что рассказали на уроке
географии, что лесостепь типична, потому что ею занята большая часть
местности. А вы говорите – Рахметов типичен, но он ведь спит на
гвоздях, и вообще таких людей мало. Как нам примирить типичность в
географии и типичность в литературе?» Она начинала объяснять, и урок
заканчивался, так и не начавшись. Но наша учительница знала, как надо
вести себя с учениками, и когда она видела, что этих трех «зубастых»
молодых людей не переспорить, она «запускала» в нас стихотворением:
Находчивость в ответах
бывает и от злого, //Дрянного
отношенья ко всем и вся на свете; //От бойкого нахальства, //В
котором быть не может //Ни вежливости трудной, //Ни страха вас
обидеть.
И мы умолкали, потому что это были стихи – раз, это говорила
женщина лицам противоположного пола, которые еще не мужчины, но очень
хотели быть мужчинами?– два, и она, более слабая, защищаясь этими
стихами, нас как бы уничтожала. Но кто автор стихов – не говорила, а
мне хотелось переиграть учительницу.
Я тогда не придумал ничего лучшего, как засесть в библиотеке
за подшивки журналов в надежде отыскать там это злополучное
стихотворение. И вы не поверите – месяца через два я его нашел! На мое
счастье, в стихах Новеллы Матвеевой были и такие строки:
Находчивость в ответах
//При споре и беседе //Случается от
прочных //И выстраданных мнений, //От опыта в раздумьях //Того, кто
в споре с нами //Или в живой беседе //Находит мыслям русло.
А теперь представьте себе мой триумф: когда в очередной раз
она «запульнула» в нас этими стихами, я с невинным видом процитировал в
ответ: «Находчивость в ответах…»
Если б я был на месте учителя, я бы просто умер от счастья. И
понятно почему. Потому что учитель «живет в голове», потому что диалог
с ним продолжается после уроков, потому что этот диалог подвигает
ученика на то, чтобы искать, читать, спорить, и пускай он тебя «уест»
таким вот образом – и это будет здорово!
Почему нам очень нужна педагогика неудач
– Накануне чтений я перечитал манифест педагогики
сотрудничества, и меня поразили две вещи. Первое – я понял, что «только
так и можно». И когда я сталкиваюсь с другим подходом к организации
работы на уроке, мне многое кажется странным. Например, когда для
публикации в нашем журнале «Литература» в редакцию приходят письма с
конспектами уроков, где все действия учителя и учеников прописаны
заранее. Я не понимаю, зачем учитель идет на урок, если он знает все
ответы на собственные вопросы? Какой у него драйв, какой интерес?
А второе чувство, которое у меня возникло, – удивление:
насколько этот документ современен! Как они знали, что будет так? На
первой странице манифеста написаны слова: «Мы должны дать нашим детям
новые стимулы учения, те стимулы, которые лежат в самом учении. Если
внешних побуждений к учению почти нет, если способов принуждения совсем
нет…» А ведь в нашем предмете – в литературе?– теперь действительно не
осталось внешних стимулов и способов принуждения. Я не могу сказать:
«Вы должны прочесть, потому что будет экзамен». Нет никакого экзамена.
Значит, что? То, о чем говорится в манифесте: «И если мы, реалисты, не
хотим прятаться от действительности – то перед нами лишь один путь: мы
должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное
чувство движения вперед». Это мне послание такое сейчас, поскольку
понятно, что если я не буду детям интересен в диалоге с ними – едва ли
у меня на уроке что-то получится.
И если урок – это некий бой… Вот скажите, когда вы приходите
на урок, у вас есть ощущение, что вы на передовой?
– Да… Есть, часто.
– Я почему люблю смотреть на коллег? Потому что потом, когда
прихожу в класс, я вспоминаю их и понимаю, что на этой передовой я не
один. И что сейчас во многих точках страны тоже идет бой (волна
оживления в зале). И там тоже такой же боец, которому тоже плохо. И нам
надо друг на друга смотреть, чтобы об этом помнить. Ученики-то ведь
сделают хитро, они в этом бою участвовать не будут.
…Однажды к нам в редакцию пришла замечательная учительница
литературы, – продолжил Волков, – и сказала: «Не люблю я «Слово о полку
Игореве». Сама мучаюсь, когда его прохожу, и дети мучаются». Я говорю:
«А вы напишите нам статью о том, как вы изучаете нелюбимое произведение
литературы». У нас же у всех есть такие произведения. Мы же не любим
каждый свое. Например, Некрасова. Я начинаю смотреть на него глазами
учеников и понимаю, что им будет скучно, а я не придумал, как сделать,
чтобы было интересно. Или наоборот – я придумал, но почему-то моя
задумка в этом классе не срабатывает. У нас ведь нет или почти нет
опыта осмысления неудач. У нас все педагогические труды написаны с
позиции успеха. И работа учителя оценивается только с этих позиций.
Знаете, как-то в одной из областей нашей необъятной Родины
меня повезли в сельскую школу, где местные образовательные начальники
попросили учительницу дать открытый урок. Я только сейчас понимаю,
какой ужас она испытывала в течение тех дней или недель, когда все это
готовилось. Потому что приезжает гость из Москвы, а еще туда приезжает
городской учительский семинар – это был открытый урок для 50 человек.
Но главный ужас случился потом, после урока, когда 50
приехавших учителей стали его анализировать. Я понял, что попал в
какую-то секту: у них было 26 пунктов характеристики урока! Они так и
говорили: по этому пункту учительница немного недобрала, а по этому –
все отлично. Я сижу и делаю вид, что тоже так понимаю урок (общий
смех). И с точки зрения этой «шкалы» в целом урок получился
замечательным: и музыка была, и зрительные картинки, и дети отвечали…
Но вот только чего-то важного на уроке не произошло.
И мне понятно, почему: мы очень боимся уйти в свободное
плавание урока. Ведь неизвестно, как оно пойдет. И эти
законспектированные вопросы и ответы спасают нас от неопределенности и
возможного провала. Но ведь это же самое интересное и есть! Я вот очень
люблю Чехова, но у меня эти уроки иногда получаются, а иногда – нет. И
мне хочется понять, что делают другие, когда у них не получается, я
хочу знать, как отступать, когда не получается…
Так что же ответила та учительница на мое предложение написать
статью о том, как не получается? «А что тут писать: я свое у доски
талдычу – они своим занимаются». Я был шокирован этим ответом. И на
каком-то форуме рассказал про этот случай: видите, мол, у нас есть
коллеги, которые… И вдруг с первого ряда какая-то женщина машет мне
рукой: «Это я была!» Ее это так раззадорило, что она написала нам
гениальную статью о том, что можно делать, когда кажется, что сделать
ничего нельзя.
«И тут я понимаю…»
– Чего мы хотим от уроков литературы? Да чтобы дети читали,
сопереживали, думали, в общем, многого хотим. Когда я работал с 5–8
классами, я долго пытался сформулировать: чего мне хочется от урока? Со
старшеклассниками вроде понятнее: их надо было учить писать сочинения,
готовить к экзамену, а у пятиклассников еще много времени впереди… В
конце концов я нашел для себя простой ответ: мне важно, чтобы, уходя с
урока, им хотелось прийти еще.
Сейчас я работаю в 57-й школе с ребятами, которые углубленно
изучают математику с 9-го по 11 класс. И в 9 классе согласно тому, как
я структурировал программу, мне надо с ними вести разговор о Пушкине и
литературе XVIII века. Если бы я пришел в эту школу вскоре после
окончания университета, я бы, наверное, пошел по проторенному пути:
рассказал бы о значении XVIII века в истории русской литературы, о роли
Пушкина, и поскольку мои ученики еще только-только поступили в эту
престижную школу и чувствуют себя зажато – это бы как-нибудь
«прокатило». Но так как у меня уже есть некоторый опыт, то теперь я
начинаю иначе. И тут мне надо сделать преамбулу.
Мне повезло работать вместе с потрясающими учителями. Еще
одним моим учителем в педагогике была Зоя Александровна Блюмина. Она
была очень сильным и известным учителем литературы в 60–70-е годы, я же
попал в школу, где Зоя Александровна работала, когда ей было уже за 70.
И вот однажды мне надо было проходить повесть Чехова «Степь» с шестым
классом, где ребята во всем «искали жизнь», в том числе в языке.
Представьте, учитель диктует предложение «Наступила осень», а с задних
рядов проносится такой шепоток: «На что-о-о?» (смех в зале). И они с
каждым предложением могли сотворить такой ужас. Что делать? И тогда я
решил: пойду посмотрю сначала, что делает Зоя. Прихожу к началу урока,
смотрю: ребята в классе кто-где, занимаются своими делами, входит Зоя
Александровна… А кстати, где должен находиться учитель, когда звенит
звонок? Вы можете в класс войти, а можете стоять у доски, а можете быть
у стола? А доска должна быть оформлена?
– Да!
– Нет!
– Не обязательно…
– Это тоже целая интрига: почему мы должны писать на доске
«идейно-художественное своеобразие»?.. Мы ничего не должны. Зоя
Александровна нередко начинала урок, когда на доске ничего не было.
Помню, как я сидел у нее на открытом уроке, она входит в класс,
начинает что-то говорить и пишет на доске букву «П», казалось бы,
никакого отношения к тому, о чем она говорит, не имеющую. Эффект –
потрясающий! Я не понимаю, что она делает. Я слушаю ее, потому что мне
надо понять, что она написала: может, это как-то связано с темой урока?
Но она делает вид, что ничего не происходит, потом пишет букву «Н». И
лишь через некоторое время, когда она написала третью букву – «Б»,
выясняется, что это «Прошлое. Настоящее и Будущее» и что есть такой
подход, когда литературного героя характеризуют через его
предысторию... Понимаете, что она делает? Она запускает в головах
учеников параллельный процесс обучения. И вот эту историю с «ПНБ» ты
запоминаешь на всю жизнь…
Так вот, возвращаясь к повести «Степь»: учительница идет по
классу и без всякой коммуникативной фазы говорит: «Я тут книжку
нашла... на помойке». При слове «помойка» в классе устанавливается
тишина, все застывают на тех местах, где были. «…без обложки. Не пойму,
то ли Толстой, то ли нет. Давайте я вам почитаю, а вы скажете, Толстой
или не Толстой». Понятно, почему она заговорила о Толстом. Перед
«Степью» ребята проходили «Детство» Толстого. Там мальчик и тут
мальчик, и можно сравнить два этих детских сознания. Затем она достает
какую-то ободранную книжку и начинает читать. Проходит несколько минут:
одна рука, вторая, третья… «Нет, это не Толстой». – «Почему?» – «У
Толстого везде – "я", "я", а тут – "он"».?– «Хорошо!»
И я понимаю – это то, над чем я долго и мучительно думал
вчера: как мне шестиклассникам рассказать, что бывают разные позиции
повествователя, чтоб им было интересно? Через 10 минут в классе жаркие
споры, крики, идеи, что-то записывается на доске, мне страшно интересно
и, главное, непонятно, почему вчера эта тема казалась скучной.
А теперь скажите, где, в каких методических книгах я мог бы
прочесть, что урок может сделать одна эта отправная фраза? Представьте
себе конспект урока: «Учитель: "Я книжку нашел на помойке… без
обложки"» (смех). Ученик: «Ну и…»
Ход урока, крупный план
– Итак, мне надо было начинать разговор о Пушкине и литературе
XVIII века в 9 классе. Я пришел в класс и сказал: меня зовут так-то, я
у вас буду вести литературу, сейчас я прочту два стихотворения, а вы
сделаете следующее. Скажете, какое написано раньше, какое позже и на
сколько примерно лет. Вот первое стихотворение:
Утешься, мать градов
России, //Воззри на гибель пришлеца.
//Отяготела днесь на их надменны выи //Десница мстящая творца…
А вот – второе:
В поле чистом
серебрится//Снег волнистый и рябой, //Светит
месяц, тройка мчится// По дороге столбовой…
…Я по своему опыту и по рассказам коллег знаю, что мы часто
боимся ситуаций, когда что-то спросили, а класс молчит. Так вот,
сколько раз я ни давал это задание – всегда отвечают. Почему? Потому
что понятно и ответ вроде бы очевиден: «Первое написано раньше, потому
что в нем много старых слов». «Хорошо, – говорю. – А давайте я еще раз
прочту это стихотворение по строчке, а вы мне попытаетесь сказать, что
это за старые слова». Если класс сильный, то здесь о чем можно
поговорить? Где-то впереди у меня будет тема старославянизмов и их
соотношения с русскими словами, но зачем ждать? Вот она – идея учения с
опережением в действии! А во втором стихотворении?– все понятно, но
почему-то все равно у нас есть ощущение, что это стихотворение написано
не сейчас… А второй вопрос какой?
– Сколько лет между ними?
– Да, и тут мне важно поиграть в учителя, к которому многие
ребята привыкли и по его интонации научились ориентироваться в том, что
он от них хочет услышать. И я спрашиваю: «Сколько примерно лет между
написанием первого и второго стихотворения?» «50!», «100!» – выдвигают
версии ребята, а я делаю вид, что для меня чем больше, тем лучше. После
того как мы доходим до какого-то предельного срока, подвожу итог:
«Молодцы. Всем «пять». Но вот в чем дело: эти стихи написал один и тот
же человек. И может быть, имя этого человека вам знакомо. Зовут его
Александр Сергеевич Пушкин». Тут у них в голове возникает
коммуникативный шок: «Он же знал, что это один человек, почему же так
радовался, когда выдвигалась версия «100 лет»? Он что, водил нас вокруг
пальца? А почему сейчас сказал: «может быть, вы знаете его имя» – это
он издевается?..»
– Да он издевается над нами! – радостная интонация этой
реплики показывала, что в зале прочувствовали ситуацию.
– Видите, сколько разных сообщений мы послали друг другу за
15–20 минут урока? А теперь – зачем я это сделал, кроме того, чтобы
показать, что у нас на занятиях будут вот такие правила игры, и заодно
выяснить: какой у кого культурный багаж, кто не боится вступать в
разговор, а кто пока отсиживается?
Смотрите, первое стихотворение – это строфа из воспоминаний о
Царском Селе, которое Пушкин сочинил к экзамену, где присутствовал
Державин, и надо было писать, как во времена Державина. А второе
стихотворение – одно из последних в творчестве Пушкина, и мы его,
безусловно, опознаем как свой язык, хотя и понимаем, что так стихи уже
не пишут, но все слова нам понятны. И значит, в чем смысл деятельности
литераторов пушкинского поколения в языке? Они пришли в культуру, когда
разговаривали вот так, и переработали ее, создав наш современный язык.
Таким образом, на одном примере я сообщил содержание огромной лекции,
которую мог бы прочесть. Но это было бы долго, скучно и для 9 класса
рано. А здесь за 25 минут мы обозначили весь путь нашего учебного года.
…Дети навсегда запоминают ситуации, где их провели, и
извлекают из этого урок – если вы начнете провоцировать детей через
подобные неожиданные ходы, ждите через некоторое время беды: ответят
тем же. Они будут приходить к вам со своими фантастическими идеями, и
вы должны будете что-то с этими идеями делать!
Вот эта беда и есть самое настоящее учительское
счастье: учитель живет «в голове», диалог с ним продолжается после
уроков, и этот диалог подвигает ученика на то, чтобы искать, читать,
спорить.
Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ