ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ
Педагогика сотрудничества и принцип индивидуализации
Ресурсы тьюторского сопровождения в современном образовательном процессе
Задача школы – помочь каждому ученику найти путевку в свою
судьбу, «нащупать» свою собственную уникальную и особенную жизнь. Об
этом утверждении Александра Тубельского на открытии Соловейчиковских
чтений вспоминал Андрей Русаков, представляя книгу «Школа будущего,
придуманная вместе с детьми». И уже в следующем событии дня тезис был
развернут в контексте реальной практики: работа тьютора направлена
именно на помощь детям в «нащупывании» своей уникальной судьбы.
Ведущие:
Татьяна Ковалева, президент Тьюторской ассоциации, заведующая кафедрой «Тьюторское сопровождение
в образовательной деятельности» МИОО
Светлана Попова, ведущий сотрудник кафедры «Тьюторское сопровождение в
образовательной деятельности» МИОО
Елена Кобыща, научный сотрудник РАО
Снизу вверх, от содержания к форме
За точку отсчета своей профессиональной судьбы в качестве
тьютора Татьяна Ковалева взяла момент рождения своей, первой в России,
частной школы, которая открылась в Томске. Что удивительно: закона о
частном образовании в России еще не было, а частная школа была! Вот он,
выход за нормы, который так много значит для индивидуализации
образования.
Тогдашний министр образования Эдуард Днепров разводил руками: «В
законодательстве нет норм, регулирующих вопросы частного образования».
И вот что он придумал: считать школу первой частной по прецеденту.
Так же и с тьюторством. Особая – сопровождающая – позиция в работе с
детьми в педагогической практике уже была. Например, дела и мысли
педагога Олега Газмана, который считал, что детей необходимо «не только
учить, развивать и контролировать, но и быть на стороне их интересов.
Рядом с ребенком должен быть еще кто-то более опытный, кто защищал бы
его, помогал отстаивать свои права». А вот само слово «тьютор»
подсказал Щедровицкий. Потом уже появились команды тьюторов.
Елена Кобыща вошла в ту первую команду: «Теперь я даже книги и фильмы
воспринимаю в ракурсе тьюторства: это про то, с чем мы сейчас работаем,
или нет?»
Для того чтобы ввести слушателей в проблематику тьюторства, как раз и
взяли мультфильм «Паровозик из Ромашкова»: смотреть надо было с
установкой, что главный герой мультфильма не просто транспортное
средство, а персонаж с особой педагогической позицией. С какой именно?
Чтобы возникли личные смыслы
Паровозик постоянно опаздывает, поскольку во время пути он
встречает множество интересных вещей и «сходит с пути», отдаваясь
переживаниям. Поначалу пассажиры возмущаются: расписание есть
расписание! Но потом и самые хмурые начинают улыбаться.
Участникам было предложено назвать действия Паровозика. Называют:
опоздал, извинился, спас, пел, восхищался, убеждал; объединяет, подает
дурной пример, живет и радуется, объясняет, показывает, ставит цель,
находит в обычном необычное, живет своей жизнью, везет пассажиров.
Вопрос Елены Кобыщи:
– Вы сказали «убеждал», а что такого он делал, что вы решили –
убеждал?
– Он вовлекает...
– А как он вовлекает? Прямо так и обращает внимание, говорит:
«Пойдемте со мной, посмотрите, как тут красиво?» Нет. Тогда что могло
бы нам указать на особую педагогическую позицию?
– Он создает ситуации, где появляются вопросы, а затем дает на
эти вопросы ответы. Пока у людей не возникает вопросов, он ничего не
говорит.
Вот он, один из принципов тьюторской работы. Вроде бы просто,
но нам всегда трудно найти смыслы другого, не накладывая на все
ситуации собственной интерпретации. Потери контакта с реальностью в
педагогике случаются нередко.
– А какой эффект действия паровозика произвели в конце
мультфильма? – спрашивает ведущая.
– Герои подружились… Произошло понимание… Задумались о жизни…
Вспоминают последнюю сцену, где герои останавливаются, чтобы
увидеть рассвет: лица мальчиков и девочек и тут же образы плывущих
кораблей и танцующих балерин. Вот что произошло: у них родились новые
личные смыслы.
Второй тьюторский принцип: действовать так, чтобы у ребенка возникали
его собственные смыслы и цели.
Что такое «полное тьюторское действие»
Вторая часть встречи была теоретической.
Тезисы: тьютор – это не педагог, это такая культурная позиция, в
которой специалист работает с процессом индивидуализации. Процесс
индивидуализации?– процесс поиска индивидуального пути к хорошему,
качественному для этого конкретного ребенка образованию. Прохождение
этого пути требует сопровождения. Особую актуальность тьюторство
приобретает в современном мире, где человек часто сталкивается с
ситуацией отсутствия норм или такой, где нормы не работают. Например,
ситуация новой деятельности, которая никогда не осваивалась.
Татьяна Ковалева: «Скажем, не так давно в России возникла потребность в
продюсерах, и первым продюсером стал Андрей Разумовский. А как? Ведь
этому нигде не учили. На этот вопрос Андрей ответил буквально
следующее: «Носом нюхал, пробовал, ошибался, набил шишек…» Вторая
ситуация: деятельность не новая, но очень сложно организованная.
Допустим, спичрайтер президента. Где этому учат и какие там существуют
нормы? И наконец, третий момент: высокотехнологичные практики,
претендующие на международный уровень реализации. Показательный случай
– Сколково. Там собрали топ-менеджеров, работающих в лучших
научно-исследовательских компаниях, пригласили самых авторитетных и
дорогих преподавателей. А слушатели, представьте, смеются. Оказывается,
нормы, о которых они рассказывают, на их предприятиях уже устарели. Мир
развивается быстрее, чем описываются нормы деятельности. Осваивать
нечто новое там, где норм нет, – перспектива для большинства молодых
людей. Индивидуализация работает на то, чтобы научить человека
самостоятельно их обретать и вырабатывать.
Важно: в процессе индивидуализации развивается даже не субъектность
(субъект имеет дело с нормами), а самость человека – его готовность к
самостоятельным действиям в ненормированной области. Интуиция,
мышление, культурный кругозор, умение вступать в коммуникацию и
кооперацию с другими людьми – то, что надо развивать».
Елена Кобыща: «Нас окружает множество разных видимых и невидимых норм:
общекультурных, правовых, нравственных. И тьюторская позиция должна
состоять в том, чтобы помочь ребенку «маркировать» те жизненные
пространства (области), которые попадают в поле его интереса, увидеть в
них разнообразные смыслы, осознать скрытые и явные нормы и сделать свой
выбор».
Ведущие назвали этапы тьюторской деятельности: 1) обустроить избыточную
образовательную среду – избыточность открывает возможность различных
выборов и проб; 2) осуществить навигацию в этом пространстве – помочь
ученику осознать собственные личностные особенности и склонности и
сделать выбор в соответствии с этими качествами, показав, от чего
придется отказаться, сделав тот или иной выбор; 3) работать с разными
масштабами жизненной перспективы – ребенок-то делает выбор здесь, в
классной комнате, а тьютор создает проекцию его выбора во взрослую
жизнь.
Вопросы на понимание
Их было много. Участников интересовало, работают ли тьюторы с
дошкольниками и учащимися профтехучилищ; чем тьютор, работающий со
студентами, отличается от научного руководителя; и существуют ли, как
вообще могут существовать «технологии индивидуализации.
Ответ ведущих:
«Задача научного руководителя – сопровождать человека внутри
конкретной научной темы, а тьютор делает другое: он показывает молодому
человеку, какие у него есть перспективы в занятии этой темой... Что
касается технологии: мы говорим не о технологии, а о технологиях
индивидуализации. Тьютор так же, как и учитель, – это культурная
позиция. И подобно учителю тьютор должен владеть различными
технологиями. В каждом конкретном случае применяется то, что более
подходит человеку. У тьютора должен быть «полный карман» всевозможных
техник и технологий: философских, психологических, педагогических,
методологических и других».
Пять лучей Эриксона
Слово взяла Светлана Попова, она предложила мастер-класс по
тьюторским технологиям: откуда и что берется. Образовав группы,
участники занятия составили список условий, при которых возможна
полноценная тьюторская деятельность.
Из списка: административные условия (наличие вариативных
административных норм, принятие ценности индивидуализации
руководителями образовательного учреждения и вышестоящим руководством),
психологически благоприятная среда (доверительные и открытые отношения
тьютора с детьми), готовность педагогов занять тьюторскую позицию
(предполагает владение определенными компетентностями, в том числе
умением проводить диагностику, умением работать с родителями), хорошая
материальная база.
Примечательно, что во время обсуждения многие участники говорили о
недостатке информации и желании знать о работе тьютора.
В ответ на запрос – несколько технологий, схожих с педагогическими, но
применяемых в других сферах.
Коучинг, например, где работа с целеполаганием строится по модели
«звезда Милтона Эриксона». Пятилучевая звезда, где каждый луч
символизирует определенную жизненную установку: «все О’Кей», «проблема
есть, но есть и ресурсы», «изменения возможны и неизбежны», «люди
учатся», «человек способен сделать наилучший выбор».
Ведущая привела пример использования модели: 18-летняя девушка,
жаловавшаяся на родителей, которые не дали ей получить музыкальное
образование, сначала была крайне удивлена, что может взять ситуацию в
свои руки, а потом совместно с коучем нашла оптимальный вариант
обучения музыке.
Главное – грамотно поставить цель. Она должна формулироваться в
положительном залоге – идеально, если человек представляет результат
визуально – в виде яркой картины; формулироваться конкретно – не «хочу
много зарабатывать», а «в таком-то году хочу выйти на такой-то уровень
доходов». При формулировке большой цели желательно разбить ее на
промежуточные задачи и определить критерии (доказательства) достижения
промежуточных этапов. Ставя цель, важно подумать о ресурсах и их
распределении. И конечно, важно предвидеть, как планируемая
деятельность повлияет на ближайшее окружение. Какие последствия это
будет иметь для близких, друзей, коллег.
В заключение ведущие рекомендовали сайт
www.erickson.ru и, конечно, сайт Межрегиональной тьюторской
ассоциации: www.thetutor.ru.
Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ