«Соло на ундервуде»
Из записных книжек Сергея Довлатова
Мой друг назвал как-то Сергея Довлатова «собирателем
фольклора». Это верно, как, впрочем, и для большинства писателей.
Андрей Платонов, например, признавался, что едва ли не девяносто
процентов им написанного взято из уличных и трамвайных разговоров или
из газетных статей. Поверить в то, что это так, трудно, но записные
книжки писателей подтверждают, что собирательская страсть лежит в
основе любого литературного труда. При этом впечатление, что писатель
просто поставил перед жизнью зеркало и скопировал ее, – следствие
большого литературного фокуса. Довлатов говорил: «Я особенно горжусь,
когда меня спрашивают: «А это правда было?» – или когда мои знакомые
и родственники добавляют свои пояснения к моим рассказам, уточняют
факты по своим воспоминаниям?– это значит, что они принимают мои
измышления за реальность». Даже в записную книжку писатель заносит уже
преображенный факт, о чем говорит хотя бы то, что именно его он извлек
из хаоса жизни. Можно легко в этом убедиться.
Николай КРЫЩУК
Вышла как-то мать на улицу. Льет дождь. Зонтик остался дома. Бредет она
по лужам. Вдруг навстречу ей алкаш, тоже без зонтика. Кричит:
– Мамаша! Мамаша! Чего это они все под зонтиками, как дикари?!
Соседский мальчик ездил летом отдыхать на Украину. Вернулся
домой. Мы его спросили:
– Выучил украинский язык?
– Выучил.
– Скажи что-нибудь по-украински.
– Например, мерси.
Соседский мальчик:
– Из овощей я больше всего люблю пельмени…
Выносил я как-то мусорный бак. Замерз. Опрокинул его метра за
три до помойки. Минут через пятнадцать к нам явился дворник. Устроил
скандал. Выяснилось, что он по мусору легко устанавливает жильца и
номер квартиры.
В любой работе есть место творчеству.
– Напечатали рассказ?
– Напечатали.
– Деньги получил?
– Получил.
– Хорошие?
– Хорошие. Но мало.
Брат спросил меня:
– Ты пишешь роман?
– Пишу, – ответил я.
– И я пишу, – сказал мой брат, – махнем не глядя?
Хорошо бы начать свою пьесу так. Ведущий произносит:
– Был ясный, теплый, солнечный…
Пауза.
– Предпоследний день…
И, наконец, отчетливо:
– Помпеи!
– Как вас постричь?
– Молча.
В советских газетах только опечатки правдивы.
«Гавнокомандующий». «Большевистская каторга» (вместо «когорта»).
«Коммунисты осуждают решение партии» (вместо?– «обсуждают»).
И так далее.
У Ахматовой когда-то вышел сборник. Миша Юпп повстречал ее и
говорит:
– Недавно прочел вашу книгу.
Затем добавил:
– Многое понравилось.
Это «многое понравилось» Ахматова, говорят, вспоминала до смерти.
Моя жена говорит:
– Комплексы есть у всех. Ты не исключение. У тебя комплекс моей
неполноценности.
Хармс говорил:
– Телефон у меня простой – 32-08. Запоминается легко: тридцать два зуба
и восемь пальцев.
Дело было на лекции профессора Макогоненко. Саша Фомушкин
увидел, что Макогоненко принимает таблетку. Он взглянул на профессора с
жалостью и говорит:
– Георгий Пантелеймонович, а вдруг они не тают? Вдруг они так и лежат
на дне желудка? Год, два, три, а кучка все растет, растет…
Профессору стало дурно.
Расположились мы с Фомушкиным на площади Искусств. Около
бронзового Пушкина толпилась группа азиатов. Они были в халатах,
тюбетейках. Что-то обсуждали, жестикулировали. Фомушкин взглянул и
говорит:
– Приедут к себе на юг, знакомым хвастать будут: «Ильича видели!»
Сидели мы как-то втроем – Рейн, Бродский и я. Рейн, между
прочим, сказал:
– Точность – это великая сила. Педантической точностью славились
Зощенко, Блок, Заболоцкий. При нашей единственной встрече Заболоцкий
сказал мне: «Женя, знаете, чем я победил советскую власть? Я победил ее
своей точностью!»
Бродский перебил его:
– Это в том смысле, что просидел шестнадцать лет от звонка до звонка?!
Подходит ко мне в Доме творчества Александр Бек:
– Я слышал, вы приобрели роман «Иосиф и его братья» Томаса Манна?
– Да, – говорю, – однако сам еще не прочел.
– Дайте сначала мне. Я скоро уезжаю.
Я дал. Затем подходит Горышин:
– Дайте Томаса Манна почитать. Я возьму у Бека, ладно?
– Ладно.
Затем подходит Раевский. Затем Бартен. И так далее. Роман вернулся
месяца через три.
Я стал читать. Страницы (после 9-й) были не разрезаны.
Трудная книга. Но хорошая. Говорят.
Губарев поспорил с Арьевым:
– Антисоветское произведение, – говорил он, – может быть талантливым.
Но может оказаться и бездарным. Бездарное произведение, если даже оно
антисоветское, все равно бездарное.
– Бездарное, но родное, – заметил Арьев.
Михаила Светлова я видел единственный раз. А именно – в буфете
Союза писателей на улице Воинова. Его окружала почтительная свита.
Светлов заказывал. Он достал из кармана сотню. То есть дореформенную,
внушительных размеров банкноту с изображением Кремля. Он разгладил ее,
подмигнул кому-то и говорит:
– Ну что, друзья, пропьем ландшафт?
Романс Сергея Вольфа:
«Я ехала в Детгиз,
я думала – аванс…»
Вольф говорил:
– Нормально идти в гости, когда зовут. Ужасно идти в гости, когда не
зовут. Однако самое лучшее – это когда зовут, а ты не идешь.
Шли выборы руководства Союза писателей в Ленинграде. В
кулуарах Минчковский заметил Ефимова. Обдав его винными парами, сказал:
– Идем голосовать?
Пунктуальный Ефимов уточнил:
– Идем вычеркивать друг друга.
Володя Губин был человеком не светским.
Он говорил:
– До чего красивые жены у моих приятелей! У Вахтина – красавица! У
Марамзина?– красавица! А у Довлатова жена?– это вообще что-то
необыкновенное! Я таких, признаться, даже в метро не встречал!
Художника Копеляна судили за неуплату алиментов. Дали ему последнее
слово.
Свое выступление он начал так:
– Граждане судьи, защитники… полузащитники и нападающие!..
У Иосифа Бродского есть такие строчки:
«Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать,
На Васильевский остров
Я приду умирать…»
Так вот, знакомый спросил у Грубина:
– Не знаешь, где живет Иосиф Бродский?
Грубин ответил:
– Где живет, не знаю. Умирать ходит на Васильевский остров.