Школьные обиды ребенка
Как вести себя родителям?
«А вдруг ребенка в школе будут обижать?» – среди многих
родительских тревог в преддверии учебного года есть и эта.
В самом деле, как правильно вести себя по поводу обид и жалоб ребенка?
Идти разбираться – а вдруг только хуже будет? А с другой стороны, не
всегда же ребенок способен разобраться сам, да и каким образом, какой
ценой?
Для начала давайте разделим ситуации: те, в которых ребенок может
справиться сам, и те, которые требуют участия родителей.
Если ребенка один раз дернули за косу, или обозвали, или сбросили вещи
с парты, он вполне может разобраться сам. Для того чтобы он мог за себя
постоять, его надо научить правилам поведения в конфликтных ситуациях.
Вот они.
Главное – сохранять самообладание. Не начинать плакать, истерить,
бегать за обидчиком, ведь в большинстве случаев обидчик, дергая за
косы, обзывая, специально пытается привлечь внимание, и чем ярче
ответная реакция, тем больше она подкрепляет желание поступить так
снова. Надо демонстрировать уверенное поведение: взгляд, поза, мимика –
порой они моментально действуют на обидчика. Хорошо также научиться
действовать словом, особенно ответы с юмором ставят обидчика в тупик:
«Правда, у меня красивая коса?» или «У нас что, турнир по сбрасыванию
вещей с парты?»
А вот отвечать агрессией на агрессию?– только «заводить» обидчика, он
будет продолжать выходки, тем более если выступить в роли провокатора.
Обращаться за помощью к взрослым стоит, если собственные ресурсы не
помогают.
Другое дело, если ребенок жалуется на несправедливые действия учителя,
случаи травли со стороны одноклассников и любые другие жестокие
действия в отношении себя. Тут вмешательство родителей необходимо.
Какое же?
Что бы ни произошло, разговаривайте с учителем в тоне сотрудничества.
Если ситуация требует участия другого родителя и его ребенка, в
противовес желанию тут же наказать обидчика демонстрируйте установку на
позитивное разрешение ситуации. Категорически нельзя приходить в класс
и «устраивать разборки».
Если эти меры вам кажутся слишком слабыми, значит, вы не сделали самого
главного: не потрудились над тем, чтобы с самого начала установить
качественный контакт с учителем. Не предусмотрели, что именно от
эффективности вашего взаимодействия с педагогом зависит как
возникновение, так и решение школьных трудностей ребенка.
Поэтому сейчас, в эти предшкольные дни, когда еще ничего не упущено, не
испорчено, давайте настроимся на созидание партнерских отношений с
учителем, приняв его безоговорочно таким, какой он есть.
С первого дня общения проявим себя заботливыми и ответственными
родителями.