ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
И родительский комитет взялся за дело...
О том, как активные мамы взяли на себя все классные хлопоты и что из этого вышло
Итак, начинаем. Со свежими силами, с улыбкой, с уверенностью,
что беды и огорчения будут мимолетными, неожиданности – приятными, а
успехи – заслуженными. Но чтобы все это сбылось, каждый учитель заранее
продумывает возможные трудности и осложнения: как адаптировать новую
программу, не допустить повторения прошлогодних конфликтов, кто
из ребят может дать повод для волнений. И кто из родителей – тоже. Это
одна из самых тяжелых мыслей. Родители обычно пребывают как бы за
кулисами школьной жизни, но при этом серьезно влияют на ее течение.
Выстроить конструктивное взаимодействие с ними удается далеко не
каждому учителю. Родители или стремятся увильнуть от общения, или
развивают такую активность, что невольно думается: лучше остаться
совсем без их помощи...
Учителя 3 «А»
У 3 «А» в третий раз сменился классный руководитель. Так уж в
этом классе сложилось: каждый год новый учитель. Школьная администрация
обещала, что уж теперь-то – в последний раз, но история повторялась. То
ли класс попался неудачный (в других-то такого не было), то ли учителя
начальных классов кончились как раз на 3?«А», а только было, как было.
Первая учительница, психолог по основной профессии, никак не могла
уделить классу достаточно времени. Не в силах разорваться между двумя
работами, выбрала для себя главную, стала школьным психологом. Вторая,
суровая и правильная, была вынуждена оставить классное руководство
из-за многочисленных жалоб учеников и родителей: строга, несдержанна,
раздражительна. Пригласили третью – молодую, понимающую, с легким
характером.
Ремонт, экскурсии, подарки
Тут на сцену выходит главное действующее лицо нашей истории:
родительский комитет. Обыкновенно эта организация вызывает множество
нареканий со стороны школьной администрации: занятые родители собрания
посещают еле-еле, на школьных мероприятиях бывают нечасто, а о том,
чтобы собраться всем вместе и решить текущие проблемы, можно только
мечтать. Но 3 «А», можно сказать, повезло: родительский комитет
подобрался прекрасный: дружный, активный, до всего ему было дело. Мамы
были в курсе: про своих детей, про чужих – без разбора. Знали по
имени-отчеству и преподавателей, и школьную администрацию, и вообще
всех?– от директора до гардеробщицы.
В классе был сделан ремонт. Организовывались дни рождения в кафе и
клубах, отдых всем классом в выходные. Случись экскурсия – большая
часть классных мам принимала самое горячее участие: закупали продукты,
одноразовую посуду, готовили еду, консультировали друг друга насчет
погоды и одежды, снимали поездку на видео. Вскладчину приобрели для
класса музыкальный центр: чтобы дети могли пользоваться им для учебы и
отдыха. Выиграли новогодний конкурс на лучшее оформление класса.
Правда, в этом конкурсе должны были принимать участие совсем не
родители, но какая разница, если победил 3 «А»?
Да, а еще, конечно, не забывали организовать сборы на цветы-подарки
учителям.
Согласитесь, это прекрасно.
Не обременять же детей!
Каждый праздник родительский комитет организовывал стол и
«неофициальную часть» в классе. Загодя составляли план, кто что
покупает или готовит, собирались за час-два и вдохновенно резали,
раскладывали, расставляли. Детей от этих приготовлений непременно
освобождали: у них и так большие нагрузки. После праздника оставались
прибраться. Не обременять же детей: им еще на танцы, музыку, английский
и спортивные секции. И уроки делать. Успеваемость в классе и так не
очень-то, устают, бедные, никто ничего не успевает.
Активные мамы записывали домашние задания в блокноты: чтобы дети ничего
не забыли, не перепутали. Активные мамы перезванивались: «Вы сделали
задание номер пять?
Вот и мы не можем. Я сейчас еще позвоню одной знакомой, может, она
сможет решить…» К активным мамам ходили выяснять отношения с
одноклассниками дети. Пострадавших жалели, хулиганам грозили пальцем,
заставляли извиниться и помириться. Между школьными занятиями и
многочисленными студиями-кружками еще успевали посидеть в кафе – все
вместе, устроить детям маленький праздник.
Одним словом, жизнь била ключом. На то, что школьная администрация
время от времени тактично просила уменьшить активность – ведь дети
давно уже не малыши и совсем не нуждаются в такой опеке, кивали,
обещали непременно так и поступить – и все оставалось по-прежнему.
Администрация не особенно хотела вмешиваться: во избежание конфликтов.
Родители – дело щекотливое.
Тем временем…
Тем временем приближалось лето. На одном из собраний классного
руководителя поставили в известность: вы не справляетесь с классом, со
следующего года вас заменит более квалифицированный педагог.
«Она мне сразу не понравилась», – сказала одна активная мама.
«Интересно, кого нам дадут в этот раз?» – сказала другая. «Все равно
надеяться можно только на себя!» – отрезала третья.
Вместе с летом приближался выпускной: младшие школьники становились
средними. Надо ли говорить, как старался, как готовился к этому событию
родительский комитет! Как всегда, поставили и стол для родителей: детям
– сок, взрослым – вино.
– А это вы нам, что ли, праздник готовите? – снисходительно
поинтересовался один из мальчиков, сопровождаемый еще несколькими
ухмылявшимися «коллегами». – Ну-ну.
Началась и закончилась официальная часть в актовом зале.
Ученики вернулись в класс. Начался некоторый беспорядок, потому что
из-за присутствия родителей в классе было тесно. Родители потеснились:
пропускали выпускников. Часть учеников застряла в толпе родителей
где-то между дверьми и столом классного руководителя. Наконец настал
более или менее порядок: дети сидели за партами, составленными буквой
«П», родители ждали, когда учитель произнесет положенную торжественную
речь и можно будет присоединиться к празднованию.
– Я хочу, – произнесла классный руководитель, силясь перекрыть
стоявший в классе шум, – поздравить вас с этим светлым…
Но ее перебили. Уже упомянутый мальчик встал, произнес тост
(явно подражая отцу) и, подняв бокал с соком, распорядился: «Ну, парни,
за выпускной! Понеслась!» И понеслась: детям – сок, родителям – вино.
Недовольных, между прочим, не было. Родителей все устраивало, а
классный руководитель никак не прокомментировала происходящее.
Возможно, не хотела портить «этот светлый день».
Кто виноват и что делать?
Да пожалуй, никто. Понять школьную администрацию
можно: палка о двух концах. Потворствовать родителям плохо, не
прислушиваться к их мнению – еще хуже. Классных руководителей, всех
трех, – тем более. Родители тоже хотели как лучше. Буквально старались
изо всех сил. Более того, они-то не увидели в сложившейся ситуации
ничего плохого. Но вот что делать… А надо ли вообще что-нибудь делать?
Ведь все довольны. Никто, во всяком случае, не возражал и никакого
возмущения не высказывал. А если бы возразили – что бы они могли
предложить?