СТИЛЬ И УКЛАД
фундамент будущей работы... из лепестков первосентябрьских букетов
Пусть этот день станет мостиком, по которому летние впечатления и интересы протянутся в предстоящий учебный год!
Cамый первый день учебного года в школе невозможно перепутать
ни с чем:
музыка, букеты, улыбки, светящиеся на загорелых лицах, вспышки
фотоаппаратов, трогательно серьезные первоклашки… Одним словом,
праздник. И в каждой школе он проходит по-своему.
При всей кажущейся несерьезности и необязательности – не программа ведь
и не экзамены – школьные праздники становятся непременным атрибутом
детско-взрослого бытия. И от того, как они проводятся, можно многое
понять про ту или иную школу.
Территория сотрудничества
Именно неформальный характер праздника чудесным образом
проявляет истинные смыслы и педагогические установки. При тотальном
ужесточении учебных реалий праздники пока остаются относительно
свободной территорией сотрудничества взрослого и ребенка. И уж если
здесь царят формализм и обязаловка, значит, это и есть подлинные
основания и ценности, передаваемые вольно или невольно ученикам.
Вместе с тем школьное торжество может обрести и огромный потенциал
сотрудничества, которое оживляет и одушевляет деловую размеренность
нелегкого учебного труда.
Самый, наверное, желанный и теплый праздник – первое сентября. Все
соскучились по общению, по друзьям; жизнь не омрачена двойками,
учебными долгами и конфликтами; учителя улыбаются, а по отмытым до
блеска коридорам плывет ароматный цветочный поток. Так пусть этот день
станет мостиком, по которому все летние впечатления, завязавшиеся
интересы и новые мысли протянутся в предстоящий учебный год!
Еще в прошлом мае многие классы договорились принести в первый учебный
день то, что поможет всем поделиться богатством летних приключений?–
фотографии, любительские фильмы, дневники, памятные мелочи, привезенные
из дальних стран и ближних лесов и озер. А если не подумали об этом
заранее, можно перенести эту «конференцию» на завтра.
При этом общем разговоре ребята очень ценят и участие учителя не только
как модератора, но и как равноправного собеседника.
Он ведь тоже вернулся из отпуска с новыми впечатлениями. Этим новым
знакомством с повзрослевшими одноклассниками мы как будто закладываем
фундамент для целого года общей работы до следующей весны.
Составляем декоративные композиции
Очень важно в эти первые дни обжить, сделать своим кабинет, то
пространство, где класс будет обитать целый год. Хорошо бы вспомнить,
какие изображения и тексты радовали и приносили пользу в ушедшем
учебном году, чтобы восстановить с учетом изменившихся реалий. О чем-то
ребята и не вспомнят, значит, информация или декоративные элементы
отжили свой век. Непременно предложат что-то новенькое: что ж, можно
попробовать, приживется ли…
А самый первый и самый естественный шаг – украсить кабинет. Праздник
же, да и цветов под рукой целая гора. Первосентябрьские букеты обычно
радуют только в первые минуты встречи. Потом же быстро теряют
праздничный вид, будучи второпях засунутыми в тазы и ведра. А следующие
несколько дней тихо вянут, вызывая жалость и желание побыстрее от них
избавиться. И цветы, и наш временный дом-кабинет заслуживают лучшей
участи.
Одним из вариантов их использования в классах малышей и младших
подростков может стать выставка фитодизайна. Букеты нужно освободить от
упаковки, аккуратно разложить цветы и предложить ребятам составить
композиции – в группах или индивидуально. Поскольку многим понадобятся
основания для новых букетов, можно или договориться заранее, что
желающие принесут вазы, тарелки и другие декоративные плошки, или
перенести процесс на следующий день. Пофантазировать на
цветочно-декоративную тему – не самое скучное домашнее задание для
первого раза.
У этого занятия найдутся и другие привлекательные стороны. За приятной
и творческой работой восстановятся прежние приятельские связи, да и
новичкам легче будет найти общий язык с ребятами.
Тот, кто немного стеснялся своего скромного недорогого букета, с
радостью обнаружит, что его взъерошенные астры или простодушные ноготки
окажутся необыкновенно востребованными (возможно, для этого понадобится
подсказка учителя: как сделать букет разноуровневым, объемным,
использовать контраст цвета и фактуры).
Когда композиции будут красиво размещены в классе и к каждой придумано
название?– автором или другими ребятами, – можно пригласить младших
детей или учеников из своей параллели. Пусть тоже полюбуются на такую
красоту.
Обсуждаем календарь праздников
Такую работу учителю стоит активно предлагать и организовывать
только один раз, первый. Насколько она пришлась по душе, можно узнать
по-настоящему только через год. Вспомнят, захотят повторить?– значит,
удалось. И уж тогда цветочный праздник станет классной
первосентябрьской традицией. Традицией в истинном смысле этого слова,
живой и желанной. Наверное, в этом и заключается изначальный смысл
праздников.
Кстати, первые дни сентября – самое удачное время, чтобы обсудить с
ребятами календарь праздников на весь предстоящий год и поговорить о
самых общих принципах участия в них. Например, добровольность, открытое
(или анонимное) обсуждение результатов, степень самостоятельности и
ответственности…
Какое счастье, что пока не придумали тесты на умение участвовать в
праздниках! Хотя оно для человека не менее важно, чем теорема Пифагора.
Воспользуемся этим упущением и будем праздновать?– свободно, от души и
со вкусом.