ПЕРЕВОДИМ ЧАСЫ НА УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Интегрированный урок. С чего начать?
Как правило, учителя, начинающие осваивать технологию
интегрированных уроков, сначала объединяются с коллегами, преподающими
близкий по направленности предмет. Например, преподаватели литературы и
иностранного языка могут предметно и содержательно говорить об
искусстве перевода, предложить ребятам самим сделать варианты
подстрочного и литературного перевода.
Литературу, МХК и изобразительное искусство можно объединить вокруг
традиционных художественных образов: Царевна-лебедь, метель, море,
детство…
Географы часто кооперируются с биологами, разрабатывая виртуальные
путешествия, в ходе которых можно говорить не только о климате,
ландшафте, населении, но и о животном и растительном мире,
анализировать их взаимосвязь.
Во многие интегрированные занятия легко встраивается технология, если
урок можно дополнить выполнением той или иной поделки, или информатика
– ведь цифровые технологии используются сейчас очень широко.
Постепенно учителя расширяют интеграционные связи. И темы занятий
становятся более широкими, в подлинном смысле метапредметными. Можно
ведь обсуждать универсальные понятия, такие как синтез, анализ,
сравнение, причинно-следственная связь, на материале самых разных наук.
Подготовка к подобным занятиям требует, конечно, большего, чем обычно,
времени для поиска материала, воображения, гибкости мышления. И
конечно, умения договариваться с коллегами.
Для того чтобы наладить действенное сотрудничество, стоит обратить
внимание не только на подготовку и проведение занятия, но и специальным
образом организовать его обсуждение: пусть соберутся только те, кто был
активным автором урока.
На первых порах, пока партнерство не стало устойчивым и слаженным,
лучше избегать даже малейших намеков на соревновательность и подсчет
взаимных ошибок. Поэтому можно договориться о том, что при анализе
урока каждый отмечает только сильные стороны коллеги. Сначала хотя бы в
виде простого перечисления: хорошо видит класс, легко и точно
импровизирует, умеет создавать ситуацию успеха, побуждает детей к
самостоятельности… Возможно, впоследствии, когда такие заметки
накопятся, они станут материалом для анализа структуры собственного
профессионального мастерства.
Но даже после нескольких подобных обсуждений у педагога очевидно
меняется фокус зрения на собственную педагогическую деятельность.