Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Витковский Анатолий

Что ждет систему школьного образования в ближайшие 20 лет?

Поэтапный сценарий грядущих перемен был разработан на конференции «EduCamp»

Пожалуй, наиболее проработанный сценарий будущего образования – форсайт «Образование 2030» (от англ. Foresight – «взгляд в будущее») – был создан участниками образовательной конференции «EduCamp – 2010». Конференция состоялась в прошлом году, но,похоже, за это время авторы форсайта еще больше утвердились в своей правоте. Какое же будущее ждет школу?


Авторы форсайта «Образование 2030» выделяют четыре этапа трансформации образовательных институтов. Первый получил условное название «Этап “закрытия дырок”» (согласно прогнозу 2010–2013 годы). Он характеризуется крайне низкой эффективностью работы системы образования, порождающей множество проблем, которые будут решаться внесистемными институтами (репетиторы, клубы по интересам). На этом этапе продолжится снижение качества школьного образования. Многие ребята просто перестанут ходить в школу и обратятся к другим форматам получения образования, например, к экстернату, к сетевым образовательным ресурсам.

Второй этап – «Запрос на практичность» (2013–2017 гг.). Бурное развитие и сменяемость технологий приведет к тому, что у работодателей возникнет потребность в сотрудниках, которые могут эффективно работать в условиях неопределенности. То есть на выпускников, которые обладают гибкостью мышления, креативностью, системным представлением о современном мире, способны постоянно учиться и переучиваться. Поскольку массовая школа окажется неспособной ответить на этот вызов, запрос на «практичное образование» подстегнет развитие альтернативных институтов.

Основная тенденция следующего, третьего, этапа – интенсивное распространение внесистемных образовательных институтов (различные виды дистанционного обучения, обучения на основе когнитивных технологий, открытых институтов образования, корпоративных учебных центров). Этот процесс пойдет тем быстрее, чем раньше государство перестанет задавать «содержательные рамки», а станет заниматься исключительно обеспечением условий для учебного процесса. В том, что это неизбежно произойдет, авторы форсайта уверены. Еще одним мощным стимулом для появления альтернатив школам станет новая индустриализация и «встряска-перестройка» экономики.

В конечном итоге эти процессы приведут к четвертому этапу – «Слому и ликвидации традиционных моделей образовательной системы». В условиях подушевого финансирования многие школы будут вынуждены закрыться, проиграв конкуренцию альтернативным институтам. Другие начнут активно впускать в свои стены эти институты и каким-то образом интегрироваться с ними.
Насколько реалистичен этот сценарий? Вот что по этому поводу говорит руководитель группы «Интеллектуальная Россия», политолог Александр Неклесса: «В методологии известен принцип, согласно которому трансформация системы может идти по одной из трех траекторий. Первая траектория: во время трансформации система рассыпается, происходит хаотизация, и на этом все заканчивается. Вторая траектория: хаотизация системы приводит к ее упрощению, после чего происходит сборка «осколков» системы по принципу «как получится, лишь бы не лишиться всего».
И наконец, третья траектория – в результате хаотизации и последующей сборки получается более сложная конструкция. Но для реализации этой траектории в управлении должны быть очень грамотные люди, возглавляющие «умные» проекты. А у нас проекты делаются по принципу «потемкинских деревень». Если серьезные преобразования и происходят, то на уровне отдельных учреждений или небольших сообществ. Вопрос в том, как распространить эти современные практики, чтобы они заработали в масштабе всей страны. Но чтобы озаботиться этим, у сегодняшних в значительной части коррумпированных управленцев нет почти никаких стимулов».
Но как бы ни было, ценность создания подобных сценариев, конечно, не в том, что это может дать точную картину будущего. Форсайты важны потому, что позволяют сопоставить прогноз с происходящими изменениями, глубже понять, что происходит и к каким последствиям это может привести.

Рейтинг@Mail.ru