ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Наталия Типенко, директор Центра универсальных программ: «Я бы не советовала педагогам рассчитывать, что их зарплаты увеличатся на треть»
– Все лето
раздавались голоса, что двадцать миллиардов на зарплату учителя – это
хорошо, но обязательства регионов по софинансированию оказались слишком
обременительны. Многие учителя задаются вопросом: будут ли эти деньги
вообще потрачены по назначению?
– Несомненно. Условия соглашения, которое каждый регион
подписал с Федерацией, предполагают строгий мониторинг проекта. Более
того: в случае невыполнения условий соглашения Федерация может даже
отозвать у региона деньги.
– Могут ли
учителя рассчитывать на повышение зарплат сразу с 1 сентября?
– Все зависит от обязательств, которые взял на себя субъект
Федерации. Некоторые регионы взяли обязательство повысить учительскую
зарплату до средней по экономике с 1 сентября. Некоторые – до конца
года. И это, несомненно, достижение. Но средняя по экономике – это
невысокая зарплата, поскольку учитывает зарплаты и всех бюджетников
региона, в том числе библиотекарей, работников музеев, работников
культуры (а они получают даже меньше, чем учителя).
– А если регион
решил повысить зарплату педагогов на 30%? На какую прибавку смогут
тогда рассчитывать учителя?
– Я бы не советовала педагогам рассчитывать, что их зарплаты
увеличатся на треть. Никто никогда не говорил об индексации на 30%.
Речь идет о другом: об увеличении фонда оплаты труда учителей школы. Он
вырастет на треть или на другую величину, в зависимости от того, какие
обязательства взял на себя субъект РФ. А дальнейшее повышение
учительских зарплат – это, скажем так, дела внутришкольные. Все зависит
от многих обстоятельств, в том числе от школьного Положения о фонде
оплаты труда. Например, от того, как распределяется стимулирующий фонд.
– В ряде
регионов уже вышел спор. Власть собирается улучшать положение учителей,
вложив миллионы в стимулирующую часть фонда оплаты труда педагогов.
Профсоюзы возражают, что вложение средств в стимулирующую часть ФОТ –
это вообще-то не повышение зарплаты. А что это?
– Напомню, что зарплата педагога состоит из нескольких
элементов: базовая часть (на какой бы основе она ни формировалась –
штатно-окладная, ученико-час, базовая единица), стимулирующая часть,
компенсационные выплаты (например, северные). Федерация рекомендует
соотношение базовой и стимулирующей частей зарплаты 70 на 30. Это
вполне достижимый результат. Действительно, уже есть регионы, у которых
стимулирующая часть доходит до 30%: в частности Московская область.
Есть и такие, которые будут стараться увеличить стимулирующую часть,
приблизив ее к 30%.
Профсоюзы настаивают на том, что в перспективе надо работать над
повышением базовой части учительской зарплаты: только это дает педагогу
гарантии реального роста зарплаты. Стимулирование сегодня есть, завтра
его нет. Все это верно. Но в правительственном постановлении о
распределении 20 миллиардов воспроизводится уже знакомая нам структура
учительской зарплаты: 70 – базовая часть, 30 – стимулирующая. Поэтому
регионы, распределяя деньги, следуют модельной методике. И это вполне
естественно.
– От кого будет
зависеть решение: этому муниципалитету, школе, учителю дать столько-то,
другому – столько-то?
– Это определяет, с одной стороны, субъект РФ, давая
рекомендации своим муниципалитетам, а с другой стороны – директор школы
в рамках самого образовательного учреждения, имея на руках положение об
оплате труда данного ОУ. Напоминаю, не типовое Положение, а то, что
утверждено самой школой. Это положение и будет определять, как в
дальнейшем распределится фонд заработной платы в школе, кто какую
надбавку получит. Согласно информации, полученной Министерством
образования и науки в мае этого года, все регионы отрапортовали, что у
них введена новая система оплаты труда. Формально при введении НСОТ
руководитель ОУ сам решает, кому и сколько заплатить?– на основании
баллов, рейтингов и т.д. Так что автоматического повышения зарплаты ни
у кого с 1 сентября не будет. У Иванова зарплата может повыситься на
60%, а у Петрова – всего на 15%.
– Мы знаем, что
в ряде школ Положение о распределении фонда оплаты труда просто
переписали с предложенного образца, повесили на стену и больше никогда
к нему не обращаются. Как быть в этом случае?
– Формальное оно или нет – не имеет значения. Оно либо
выполняется, либо не выполняется. Если оно утверждено и вступило в
законную силу, то все распределение финансов в школе должно
осуществляться в соответствии с ним. В противном случае учитель имеет
право жаловаться – начиная с профсоюзов и заканчивая прокуратурой.
Повод: не выполняется утвержденное ОУ Положение по оплате труда.
Повышение фонда оплаты труда на 30% должно происходить в
полном соответствии с принятым в школе положением. Ничего не поделаешь,
надо приспособиться к той системе, которая уже сложилась. При этом
учитель должен знать, за что он может бороться и какие решения
школьного руководства может оспаривать.
А ситуация будет различаться от муниципалитета к муниципалитету.
Возникнет эффект эдакой «гребенки». В одном муниципалитете фонд оплаты
труда, быть может, повысят не на 30%, а на все 45%, а в другом?– только
на 15%. Когда субъект отчитывается перед Федерацией, у него на круг
складываются те же самые 30%, на которые он и взял обязательства. Этот
процесс не регулируется с уровня Федерации. Все будут решать и
муниципалитеты, и сами школы. Многие педагоги, думаю, будут
разочарованы, услышав о том, что у соседей зарплаты повысились на 30 и
даже на 40 процентов. Но ничего не поделаешь. Еще раз повторю: нынешнее
повышение – это не индексация, не 6,5%, которые должны получить все
бюджетники – учителя, техники, библиотекари, воспитатели детского сада…
– К слову о повышении
зарплат на 6,5%. В одном регионе заявили, что учителя станут получать
эти деньги только начиная с сентября. Это законно?
– Совершенно незаконно. Есть постановление правительства об
индексации, и бюджетники должны получить дополнительные 6,5% за летние
месяцы. Если учителя ушли в отпуск и отпускные не были им
проиндексированы, то пересчет должен произойти сразу по возвращении из
отпуска. Речь идет о выплате задолженности по заработной плате, которая
определяется нормами трудового законодательства. Но возможно, в
регионах что-то напутали: речь могла идти о предстоящей осенней
индексации. В этом году предполагается индексировать зарплату
бюджетников дважды. И это правильно: ведь индексации не было несколько
лет.
– Индексация
входит в повышение учительских зарплат?
– Да, когда мы говорим о повышении на 30%, эти 6,5% уже там
заложены. Их в обязательном порядке получит любой учитель. А остальные
деньги – в зависимости от обстоятельств.
– Говорят, что повышение
зарплат бюджетникам вызовет новый виток инфляции, которая все равно
«съест» учительские доходы. Как с вашей точки зрения?
– Вряд ли. Даже при 30%-ном повышении фонда оплаты труда рост
зарплат в системе образования произойдет лишь на 10–15%. Учителя – одна
из самых многочисленных категорий бюджетников, это верно. Но в школах
кроме учителей есть вспомогательный персонал: по ряду учреждений их
соотношение с педагогами составляет 50 на 50. То есть разбейте
повышение учительских зарплат пополам и еще раз пополам. Увидите, что
эта мера никак не повлияет на инфляцию!
– Но сможет ли
это повышение хотя бы немного опередить инфляцию?
– Это другой вопрос. Официальный прогноз роста инфляции –
порядка 7–8% в год, по оценкам экспертов – в районе 12–13%. Повышение
зарплат на 30–40% перекроет, конечно, годовую инфляцию. Повышение на
10% – нет. То есть в этом случае зарплата педагога повысится на
незначительную величину. Но все же это лучше, чем ничего. Тем более что
в прошлые годы
зарплаты
никто не индексировал. Так что считайте, что это отдача долгов за
предыдущие два года.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА