Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


Наталия Типенко, директор Центра универсальных программ: «Я бы не советовала педагогам рассчитывать, что их зарплаты увеличатся на треть»

– Все лето раздавались голоса, что двадцать миллиардов на зарплату учителя – это хорошо, но обязательства регионов по софинансированию оказались слишком обременительны. Многие учителя задаются вопросом: будут ли эти деньги вообще потрачены по назначению?

– Несомненно. Условия соглашения, которое каждый регион подписал с Федерацией, предполагают строгий мониторинг проекта. Более того: в случае невыполнения условий соглашения Федерация может даже отозвать у региона деньги.

– Могут ли учителя рассчитывать на повышение зарплат сразу с 1 сентября?

– Все зависит от обязательств, которые взял на себя субъект Федерации. Некоторые регионы взяли обязательство повысить учительскую зарплату до средней по экономике с 1 сентября. Некоторые – до конца года. И это, несомненно, достижение. Но средняя по экономике – это невысокая зарплата, поскольку учитывает зарплаты и всех бюджетников региона, в том числе библиотекарей, работников музеев, работников культуры (а они получают даже меньше, чем учителя).

– А если регион решил повысить зарплату педагогов на 30%? На какую прибавку смогут тогда рассчитывать учителя?

– Я бы не советовала педагогам рассчитывать, что их зарплаты увеличатся на треть. Никто никогда не говорил об индексации на 30%. Речь идет о другом: об увеличении фонда оплаты труда учителей школы. Он вырастет на треть или на другую величину, в зависимости от того, какие обязательства взял на себя субъект РФ. А дальнейшее повышение учительских зарплат – это, скажем так, дела внутришкольные. Все зависит от многих обстоятельств, в том числе от школьного Положения о фонде оплаты труда. Например, от того, как распределяется стимулирующий фонд.

– В ряде регионов уже вышел спор. Власть собирается улучшать положение учителей, вложив миллионы в стимулирующую часть фонда оплаты труда педагогов. Профсоюзы возражают, что вложение средств в стимулирующую часть ФОТ – это вообще-то не повышение зарплаты. А что это?

– Напомню, что зарплата педагога состоит из нескольких элементов: базовая часть (на какой бы основе она ни формировалась – штатно-окладная, ученико-час, базовая единица), стимулирующая часть, компенсационные выплаты (например, северные). Федерация рекомендует соотношение базовой и стимулирующей частей зарплаты 70 на 30. Это вполне достижимый результат. Действительно, уже есть регионы, у которых стимулирующая часть доходит до 30%: в частности Московская область. Есть и такие, которые будут стараться увеличить стимулирующую часть, приблизив ее к 30%.
Профсоюзы настаивают на том, что в перспективе надо работать над повышением базовой части учительской зарплаты: только это дает педагогу гарантии реального роста зарплаты. Стимулирование сегодня есть, завтра его нет. Все это верно. Но в правительственном постановлении о распределении 20 миллиардов воспроизводится уже знакомая нам структура учительской зарплаты: 70 – базовая часть, 30 – стимулирующая. Поэтому регионы, распределяя деньги, следуют модельной методике. И это вполне естественно.

– От кого будет зависеть решение: этому муниципалитету, школе, учителю дать столько-то, другому – столько-то?

– Это определяет, с одной стороны, субъект РФ, давая рекомендации своим муниципалитетам, а с другой стороны – директор школы в рамках самого образовательного учреждения, имея на руках положение об оплате труда данного ОУ. Напоминаю, не типовое Положение, а то, что утверждено самой школой. Это положение и будет определять, как в дальнейшем распределится фонд заработной платы в школе, кто какую надбавку получит. Согласно информации, полученной Министерством образования и науки в мае этого года, все регионы отрапортовали, что у них введена новая система оплаты труда. Формально при введении НСОТ руководитель ОУ сам решает, кому и сколько заплатить?– на основании баллов, рейтингов и т.д. Так что автоматического повышения зарплаты ни у кого с 1 сентября не будет. У Иванова зарплата может повыситься на 60%, а у Петрова – всего на 15%.

– Мы знаем, что в ряде школ Положение о распределении фонда оплаты труда просто переписали с предложенного образца, повесили на стену и больше никогда к нему не обращаются. Как быть в этом случае?

– Формальное оно или нет – не имеет значения. Оно либо выполняется, либо не выполняется. Если оно утверждено и вступило в законную силу, то все распределение финансов в школе должно осуществляться в соответствии с ним. В противном случае учитель имеет право жаловаться – начиная с профсоюзов и заканчивая прокуратурой. Повод: не выполняется утвержденное ОУ Положение по оплате труда.  Повышение фонда оплаты труда на 30% должно происходить в полном соответствии с принятым в школе положением. Ничего не поделаешь, надо приспособиться к той системе, которая уже сложилась. При этом учитель должен знать, за что он может бороться и какие решения школьного руководства может оспаривать.
А ситуация будет различаться от муниципалитета к муниципалитету. Возникнет эффект эдакой «гребенки». В одном муниципалитете фонд оплаты труда, быть может, повысят не на 30%, а на все 45%, а в другом?– только на 15%. Когда субъект отчитывается перед Федерацией, у него на круг складываются те же самые 30%, на которые он и взял обязательства. Этот процесс не регулируется с уровня Федерации. Все будут решать и муниципалитеты, и сами школы. Многие педагоги, думаю, будут разочарованы, услышав о том, что у соседей зарплаты повысились на 30 и даже на 40 процентов. Но ничего не поделаешь. Еще раз повторю: нынешнее повышение – это не индексация, не 6,5%, которые должны получить все бюджетники – учителя, техники, библиотекари, воспитатели детского сада…

– К слову о повышении зарплат на 6,5%. В одном регионе заявили, что учителя станут получать эти деньги только начиная с сентября. Это законно?

– Совершенно незаконно. Есть постановление правительства об индексации, и бюджетники должны получить дополнительные 6,5% за летние месяцы. Если учителя ушли в отпуск и отпускные не были им проиндексированы, то пересчет должен произойти сразу по возвращении из отпуска. Речь идет о выплате задолженности по заработной плате, которая определяется нормами трудового законодательства. Но возможно, в регионах что-то напутали: речь могла идти о предстоящей осенней индексации. В этом году предполагается индексировать зарплату бюджетников дважды. И это правильно: ведь индексации не было несколько лет.

– Индексация входит в повышение учительских зарплат?

– Да, когда мы говорим о повышении на 30%, эти 6,5% уже там заложены. Их в обязательном порядке получит любой учитель. А остальные деньги – в зависимости от обстоятельств.

– Говорят, что повышение зарплат бюджетникам вызовет новый виток инфляции, которая все равно «съест» учительские доходы. Как с вашей точки зрения?

– Вряд ли. Даже при 30%-ном повышении фонда оплаты труда рост зарплат в системе образования произойдет лишь на 10–15%. Учителя – одна из самых многочисленных категорий бюджетников, это верно. Но в школах кроме учителей есть вспомогательный персонал: по ряду учреждений их соотношение с педагогами составляет 50 на 50. То есть разбейте повышение учительских зарплат пополам и еще раз пополам. Увидите, что эта мера никак не повлияет на инфляцию!

– Но сможет ли это повышение хотя бы немного опередить инфляцию?

– Это другой вопрос. Официальный прогноз роста инфляции – порядка 7–8% в год, по оценкам экспертов – в районе 12–13%. Повышение зарплат на 30–40% перекроет, конечно, годовую инфляцию. Повышение на 10% – нет. То есть в этом случае зарплата педагога повысится на незначительную величину. Но все же это лучше, чем ничего. Тем более что в прошлые годы зарплаты            никто не индексировал. Так что считайте, что это отдача долгов за предыдущие два года.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru