СТРОКИ, СОЕДИНЕННЫЕ ПАМЯТЬЮ И ЛЮБОВЬЮ
«Ангелы для осмотра трудно доступны…»
Как монастырская книга посещений стала книгой судеб
Ветхая книга отзывов на журнальном столике – такая же рутинная
примета провинциального музея, как старушка-смотрительница и сонная
тишина. Кто еще сохранил интерес к этим любовно переплетенным сборникам
благоговейных восторгов, коллективных благодарностей, наивных признаний
в любви к родным пенатам? Все это кажется нам выцветшими следами
прежней жизни, какой-то археологией тех чувств, с которыми мы научились
легко справляться.
Сегодня очень немногие из нас, покидая Мышкин или Касимов, Тотьму или
Углич, Плес или Кимры, спешат вписать несколько добрых слов в музейные
книги отзывов. После компьютерных мониторов грузная амбарная книга с
привязанной к ней шариковой ручкой кажется диким полем, куда ты вышел с
сохой. И что делать с этой сохой – совершенно непонятно.
Вот так от нас уходит еще один феномен отечественной культуры, а с ним
и возможность, сделав запись в книге отзывов, остаться в… истории, в
вечности.
Но вот, оказывается, не все книги отзывов исчезают. Некоторые приходят
к следующим поколениям бесценным документом. Историческим источником,
который помогает понять, кто и как путешествовал по России, что искал в
этих поездках, какие слова находили люди для выражения своей
признательности и восхищения…
Обо всем этом я думал, листая «Книги посещений Ферапонтова монастыря»,
собранные в одном издании и прокомментированные известным историком
искусства Г.И.Вздорновым*. Издание состоит из двух частей.
В одной – избранные записи из трех сохранившихся книг посещений, а
вторая – аннотированный указатель имен авторов этих записей. Первая
«Книга для записи лиц, посещающих Ферапонтов монастырь» – это красивая
толстая тетрадь в синем переплете. Идея завести такую книгу для гостей
принадлежит первой игуменье Ферапонтова монастыря матушке Серафиме. Она
была человеком высокой культуры, прекрасно понимавшим исключительное
значение и монастыря, и собора Рождества Богородицы с фресками Дионисия.
Просвещенная игуменья не только подняла запущенное монастырское
хозяйство, но и привлекла к возрождению монастыря научную и
художественную элиту. В 1911 году (ровно сто лет назад!) большим
культурным событием стало появление первой монографии о фресках
Ферапонтова монастыря и выступление автора этой книги Василия
Тимофеевича Георгиевского на Всероссийском съезде художников в
Петербурге. Так мир узнал о Дионисии – русском гении, безвестном доселе
современнике Леонардо.
Первая запись в синей тетради, сделанная 12 июня 1911 года, принадлежит
архиепископу Арсению, знатоку русской истории и церковных древностей,
основателю Новгородского церковно-археологического общества. В
советское время владыка неоднократно подвергался арестам и ссылкам.
Именно архиепископ Арсений вскоре после посещения Ферапонтова
организовал всероссийский (!) сбор средств на восстановление монастыря.
Как поэтична запись в книге графа Алексея Алексеевича Бобринского –
этнографа, фольклориста, альпиниста (первым из русских побывал на
Памире). Он не раз бывал в Ферапонтове вместе с женой. Последний раз
они посетили монастырь 19 июля 1913 года. «…Бывал я здесь зимой и
летом, видал леса под гирей снега, озера, скованные льдом, и все кругом
– и горы и долы под белым пушистым покровом зимы. Видал сии места и
летом, когда в прозрачной воде бесчисленных озер отражается весь Божий
мир: леса, селения, церкви и облака, когда кругом все зелено и свежо и
воздух пропитан благоуханием всего произрастающего…»
Впечатляет одно лишь перечисление имен тех, кто стремился в далекое
Ферапонтово как в землю обетованную: граф Олсуфьев, князь Оболенский,
патриарх Алексий (Симанский), автор «Образов Италии» искусствовед Павел
Муратов, историк Нестор Котляревский, художники Петров-Водкин, Николай
Тырса, Николай Ромадин, Игорь Грабарь…
Подъем Ферапонтова монастыря как духовного и культурного центра
оборвался в 1917 году. 2 сентября 1918 года в Ферапонтово нагрянул
карательный отряд. Игуменья Серафима была расстреляна вместе с
епископом Варсонофием, успевшим записать в книге посещений: «С чувством
умиления и благоговения первый раз посетил св. Ферапонтовскую обитель,
осматривал дивные фрески старины святой…»
Страна надолго погрузилась в богоборческую смуту, но чем больше
свирепствовала атеистическая пропаганда, тем больше людей стремились в
Ферапонтов монастырь. Инженеры, крестьяне, ученые, писатели, художники,
композиторы, студенты, актеры и, конечно, священники?– вот чьи записи
мы находим в 1920–1930-е годы. Многие судьбы трагичны. Вот братья Иван
и Аркадий Новиковы, мастера-белокаменщики, строители старообрядческих
церквей. Они вместе побывали в Ферапонтове и вместе были расстреляны 27
сентября 1937 года.
В именном указателе о каждом втором лице пишется: «биографические
сведения не найдены», «сведениями не располагаем»… Немногое мы знаем и
о женщине, оберегавшей монастырь в самые лихие годы, – о Любови
Кирилловне Легатовой.
Но, возможно, этой недоговоренностью и завораживает книга. Ведь за
каждым именем угадывается история, которую так хотелось бы распутать.
Особенно драгоценны записи, сделанные во время Великой Отечественной
войны.
В конце лета 1942 года в монастырь пришел Иван Львович Мазин, служащий
райпотребсоюза – так он подписался. В книге посещений он записал слова,
полные достоинства и неискоренимой православной веры: «С глубоким
чувством и памятью посетил и по возможности вспомнил все, что было в
старой Святой Руси?– нашей Родине». Прочитав эту запись, почему-то ясно
видишь, как молится Иван Львович о своих ушедших на фронт сыновьях, как
одиноко ему…
20 июля 1946 года в книге появляется пространная запись: «…Прибыла в
Ферапонтово экспедиция по сбору красящих камней и глин, организованная
Управлением коменданта Московского Кремля в составе: младшего
лейтенанта т. Гордеева Н.В., художников-реставраторов… и
фотографа-художника… и красноармейцев ефрейтора Лаптева, шоферов
Румянцева, Фокина и бойцов Морозова и Иванова…»
Прошел год после Победы, страна лежит в руинах, а тут – экспедиция за
камнями и глиной! Продолжу цитировать эту запись, сделанную с четкостью
фронтового штабиста: «Экспедиция организована в связи с ремонтом храмов
Московского Кремля, в частности Успенского собора, расписанного автором
фресок Ферапонтова монастыря мастером Дионисием, пользовавшимся
натуральными красками, тертыми из местных камней…»
Замечателен финал этого документа: «Исполнив свое задание, члены
экспедиции не могут обойти молчанием факт наличия исключительного
памятника мастерства русской древней живописи и не пожелать, чтобы этот
памятник был восстановлен в полном его величии, достойном его мирового
значения». Блестящая формулировка, что и говорить!
Паломничество военных в Ферапонтово продолжается весь 1946 год: майор
Исаков с семьей, подполковник медицинской службы П.П.Саксонов с женой,
начштаба 21-го отдельного округа МВД Егоров…
Вскоре их сменяют студенты. Студент-архитектор С.Неумывакин датирует
свою запись так: «красивая, холодная зима 1961 г.». И сетует: «Обидно,
что не многие могут видеть эти великолепные росписи… Ангелы в
простенках барабана для осмотра трудно доступны…»
В конце января 1961 года московские студенты отправляются в
Ферапонтово (шестьсот километров от столицы!) на лыжах! 3 февраля одна
из девушек-лыжниц записывает в книге посещений: «Мы приехали на лыжах
из Москвы посмотреть фрески. Это очень приятные фрески, очень, очень
приятные… Благодарны Валентину Ивановичу Вьюшину, очень гостеприимному
смотрителю».
Валентин Иванович Вьюшин – легенда Ферапонтова. Это сегодня ансамбль
Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в Список всемирного
наследия ЮНЕСКО и его сохранением заняты около пятидесяти музейных
работников. А после войны и на протяжении тридцати лет весь
монастырский комплекс был на попечении одного человека! Получая
копеечную зарплату, вернувшийся с войны инвалид был и хранителем, и
экскурсоводом, и сторожем, и дворником. Он устраивал всех приезжающих
на ночлег и угощал чем Бог послал. Вот почему в 1950–1960-е годы имя
Вьюшина благодарно упоминается почти в каждой записи. С ним дружили
Белла Ахмадулина и Юрий Коваль.
23 июня 1967 года архитектор Михаил Бархин и его коллеги записали: «Нет
сейчас, пожалуй, в среде художников и живописцев, искусствоведов и
историков, старых и молодых, кто не знал бы семью Вьюшиных и навсегда
не связал бы их с Ферапонтовым, со своими глубокими и нежными
воспоминаниями о Дионисии…»
Вьюшей на Севере называют чайку.