Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Третья тетрадь
Детный мир

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ПОКОЛЕНИЯ


Соковенина Елена

Тусовка вместо дружбы

Картина ценностей и отношений через призму подросткового сленга

Все последующие мысли были продуцированы одним-единственным событием. Сын-пятиклассник, поклонник фэнтези и бесконечных мистических сериалов, взялся смотреть от скуки невзыскательный старый юношеский фильм «Гардемарины, вперед!», да вдруг проникся. Потребовал показать все серии, сколько есть, а по мере просмотра, не отрываясь от экрана, вцеплялся в меня вопросами: почему вон тот вступился за этого, если происходящее – не его проблема? Почему у?нас такого не бывает? Почему раньше все было так красиво, а сейчас так не?очень-то? Что надо сделать, чтобы у тебя были такие друзья? Хотелось дать краткий ответ по существу. Кратко не получалось. 

«Нормальный ребенок»

С тех пор как сын пошел в школу, я привыкла бороться с отвращением к происходящему. Знаете, что это в наши дни – нормальный ребенок? Эгоистичное существо, отвергающее любую необходимость делать какие-либо усилия, искренне полагающее, что все кругом должны ему и обязаны. Он хочет учиться, развлекаясь. Работать, играя.
Домашние обязанности того и гляди запретят именем закона. Ребенок не несет никакой ответственности, никаких обязанностей не имеет, кроме одной: быть ребенком, что теперь означает никак не напрягаться, по возможности ничему не огорчаться и вообще не делать ничего и при этом ощущать себя счастливым. И это, говорят, наша – родителей и учителей?– обязанность.
Что ж, мы так хотели, чтобы они жили проще, легче, веселее, чем мы, так старались для этого, что, кажется, перестарались.

Есть ли жизнь на Марсе?

Пугающе политкорректно стала звучать речь подростков, вы не заметили? Все реже встречаются любые утверждения, все чаще к каждой фразе, сколько-нибудь похожей на нечто, заявляющее о каком-либо факте, прибавляются расплывчатые добавочные слова.
Если помните, у прекрасной театральной группы «Квартет И» есть спектакль «День радио». Радиостанция – место действия – называется «Как бы радио». Это «как бы» – момент гениальный. Оно часто, очень часто встречается в речи подрастающих детей. «Как бы друг». «У нас как бы отношения». Отношения как бы – особенно здорово. Или «мы как бы не общаемся»…
Никто ни в чем не уверен, да и уверенным быть теперь нехорошо, невежливо. Это, извините, может задеть чьи-нибудь чувства. Может, простите, вызвать эмоции. Споры. Даже – типун мне на язык!?– конфликты. С вытекающими последствиями, после которых придется делать выводы, решать, кто есть кто, принимать в зависимости от вызванных эмоций какую-то позицию и дальше как-то со всем этим жить. Нет, это никого не устраивает. Не «мы дружим» говорится о человеке, который часто рядом, а «мы тусуемся», «мы в одной тусовке».

Поиск причин

Кто-то из классиков, Платон, кажется, сказал, что для того, чтобы достоинство могло быть в муже, он должен иметь достойное отечество.
Отечество, однако, такое, какое есть, другого нам не дадут. Кроме того, отечество определяют люди, которые в этом отечестве живут, а не кто-нибудь еще.
Люди, мы. Мы приложили столько усилий для счастливого детства наших детей, сделали все, чтобы их не заставляли, не давили, позволили им выбирать, само собой – ни в чем им не отказывали, мало чему возражали и, наконец, заметили, что они вот-вот потеряют человеческий облик. Это не дети, это потребители – потребители взрослых. Не умеющие даже мечтать. Вам случалось спрашивать ребенка, о чем он мечтает? Мне как журналисту – случалось. Самый распространенный ответ был: «Ну, не знаю». Мой оболтус (зачеркнуто) еще и прибавил как-то: «А зачем?»
Да, жизнь изменилась, это правда. Но так ли сильно, что мы готовы принять мир, в котором дети превращаются в абстрактных персонажей антиутопий Замятина или Оруэлла? Как это случилось, почему? Это ведь наши дети. Это мы их воспитываем.

Какие мы?

Воспитываем так, что не про них выносливость, готовность бороться, решать проблемы, добиваться. И чего, собственно, добиваться, все и так есть? А «решать проблемы» – это теперь почти синоним «разводить долгие пустые разговоры на психологическую тему», после которых ничего ровно не меняется, но будто бы владелец проблемы становится духовно богаче.
Воспитываем – мы, но в смятении и смущении по поводу некрасивого поведения детей выбираем крайними не себя. Телевидение! Интернет! Но помилуйте, не может ведь топор быть виноват в том, что им зарубили старушку? Дети берут пример с нас – больше не с кого, кто бы что ни говорил, как бы ни казалось, что мы не имеем на них влияния. Имеем, еще какое. Несмотря на обилие виртуальных реальностей в многочисленных играх. В которых, кстати, тоже частенько нужно делать выбор и принимать решения. И эти решения принимаются в зависимости от того, чему ребенок научился дома. Да-да, все эти «как бы отношения» и «как бы мнения» взяты именно из нашего, взрослого мира.

В краткой ретроспективе

Не так уж это было давно, чтобы ничего не помнить. Тоску по дружбе – настоящей большой дружбе – я тогда считала своей личной проблемой. А всю эту романтическую героику я чуть ли не пошлостью считала. Слишком ее было много. Слишком, казалось, фальшиво говорилось о высоком и красивом. И думалось: какая чушь?– объяснять про дружбу, верность, взаимовыручку… а уж про любовь говорить! Но так было, и было требование пафосного повторения прописных истин, которые, казалось, и так естественная принадлежность любой души, если только эта душа не воспитывалась, по несчастливой случайности, в «неблагополучной» семье.
Теперь думаю – нет. Нет, не естественная принадлежность – облагораживающая работа души. Ей нужно учить, она воспитывается, а без этого нет человека. То есть человек есть, но какой же это неприятный человек!

Чтобы достоинство могло быть

Тот факт, что сына захватила такая «банальщина», как «Гардемарины», напомнил мне, что я тоже всю юность мечтала о таких друзьях, как в фильме, а встречались все более «тусующиеся», когда человек человеку – никто, и «как бы отношения». И в целом у нас с сыном не разные реальности – одна.
Объяснила ребенку про красоту: про дворцы и парки, про Петра I и окно в Европу. Не забыла сказать, что любое время выглядит красиво только исключительно в кино. Хотела добавить, что и отношения, – да споткнулась.
Споткнулась, собственно, о спираль истории. Сейчас ведь тот же рубеж эпох, тот же технический прорыв, власть денег, кризис. Что изменилось в людях? Та же необходимость борьбы за заработок, конкуренция на рынке труда, тот же поиск близкого человека, то же желание по возможности жить весело – хотя в наше время и несколько придушенное. Почему придушенное? Потому что веселье предполагает и свою противоположность: страдания. Испытания. Волевые усилия. Иначе его нельзя ощутить. А у нас отрицается любая необходимость, хотя бы сесть и выучить параграф из учебника. Пусть, мол, ребенок усваивает все естественно.
Естественно? Если бы в человеке все хорошее было естественно, в жизни не было бы никакого смысла.
…Итак, мой сын-школьник поинтересовался, в самом ли деле «раньше люди так выручали друг друга» или же все это фантазии поклонников романтического жанра?
Мы стали говорить, и я произнесла почти случайно: «благородство», «достоинство», «честь». Слова, которые не произносила много лет...

Рейтинг@Mail.ru