ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Кожурина Людмила, Чканикова Александра
Педагогика антиутопии: личностные ориентиры подростков в зеркале обезличенного мира
Со всех сторон твердят об опасностях, и сегодня нам не надо
ломать голову, чтобы найти, от кого защищать ребенка. Но увлеченные
внешним врагом, мы между тем упускаем внутреннюю проблему. Бывает,
разговоры, опосредованные какой-то посторонней темой, выявляют человека
ярче, чем доверительное общение. Это когда тема важна. Подростков,
например, занимают вопросы идеального устройства мира, и в этом ряду
книги, написанные в жанре антиутопии, – превосходный материал. Легенда
у таких книг одна: когда-то давно общество отказалось от?разнообразия и
подчинилось равным и единым правилам, избавилось от личностей, а заодно
от проблемы выбора. И далее –
целый ряд классических антиутопических коллизий, при обсуждении которых
высвечиваются ценностные противоречия самих подростков. Мы
публикуем два обсуждения двух антиутопий – уникальный шанс «кожей
почувствовать» изменения, произошедшие в детях за 10 лет. Разные
реакции, другое направление забот, иные слои чувств. И комментарии
взрослых, конечно, теперь совсем другие…
Поколение девяностых
Десять лет назад, в 2001 году, я была десятиклассницей. Мы
проходили роман Замятина «Мы». Мой класс слыл активным, так что
обсуждение антиутопии растянулось на много уроков. В конце концов наша
учительница объявила тему закрытой: «А кому неймется, пишите дома на
тему “Смог бы я выжить в мире антиутопии или нет?”».
И мы писали! Кто-то принес первый, и все стали передавать этот листочек
из рук в руки, на следующий день было уже несколько листочков, их уже
раздаривали и надписывали друг другу, переписывали к себе в тетради
схожие мысли (а нет бы – отличные, думаю я сейчас), подчеркивали и
восклицали. Разразилась настоящая эпидемия, люди писали по нескольку
работ кряду...
И вот результат: кое-что из этой фокус-группы сохранилось и у
меня.
Перечитывая, обнаруживаю нашу тревогу и готовность ко всему –
тогда это не ощущалось. И конечно, обращаю внимание на переписку с
учителем: «Самонадеянно!» – «Но я бы попробовал»; «Ты бы не знала, что
такое любовь». – «Такое невозможно».
– Я вообще не понимаю, с чего весь сыр-бор? Все, что описывается в
книге, в нашей жизни тоже присутствует, только в меньших количествах. А
в книге просто отдельные моменты преувеличены и доведены до идиотизма,
поэтому нам кажется, что там какой-то другой мир. Я считаю, что во всем
нужна мера, тогда я бы выжил и в антиутопии, хоть где.
– В мире, созданном Замятиным, я вижу много плюсов для себя. В
этом мире государство действительно обеспечило мне безопасность, я
могла бы жить и не опасаться, что какой-нибудь негодяй с ножом или
просто больной человек однажды ворвется в мою жизнь и все уничтожит.
Никто не мог бы меня ограбить, унизить, оскорбить. Возможно, меня
оценили бы по достоинству, я точно знала бы, на что рассчитывать в
будущем. Здесь я вынуждена всегда жить в страхе и неопределенности. А
что касается угнетения человеческой личности, то я не вижу ничего
плохого в том, чтобы всем вставать в одно и то же время или не
опаздывать на работу. Самодисциплина еще никому в жизни не помешала, а
за стабильность и спокойствие это можно и потерпеть.
– Я не совсем понял задание: как бы я выжил, если бы там
родился или если бы попал туда сейчас? Если первое – то, думаю, я жил
бы там хорошо, потому что с рождения не знал бы ничего другого. Людей к
чему приучить с детства, так они и будут думать, что это правильно.
Может быть, для героев романа «Мы» наш мир показался бы диким и
ужасным. А если бы я сейчас попал туда, то, конечно, я не смог бы там
жить. Мне кажется, в таком мире могут жить только люди, у которых нет
никакой личности. Мне бы пришлось утратить свою личность, но тогда
жизнь не имела бы для меня никакого смысла. Так что мне было бы уже все
равно.
– Этот мир похож на армию. Если меня заберут, то мне придется
жить, как в романе. Если я сумею относиться к этому как к сроку или как
к игре на выживание, то я смогу принять эти правила и как-то
перетерпеть положенный срок. Но жить так все время – это невозможно.
– Я не привык жить без сюрпризов и случайностей. Хотя ко всему
можно привыкнуть. Мы же привыкли к тому, что у нас под окнами по ночам
из пистолета стреляют.
– Иногда мне хочется, чтобы мне тоже удалили душу. От нее одна
боль. Но я все же хочу решить это сама. Ненавижу, когда решают за меня,
меня бы в мире Замятина все бесило постоянно.
– На уроке мы много говорили о свободе выбора, что это великая
ценность. Я в целом согласна, но разве мы свободны выбирать? Все равно
все живут одинаково, и все выбирают не то, что хотят, а то, что
престижнее, что выгоднее. Надо вестись за обществом, делать так, чтобы
тебя одобрили. Может быть, было бы лучше, чтобы за нас все в открытую
решали, а не вот так, через психологическое давление. В романе все без
обмана, человек знает, что он ничего не решает.
– А как они там без любви? Им партнеров выбирают по каким-то
признакам. А если не понравится? Это же невозможно!
– Самое главное, я не могу себе представить, как я смогла бы с
самого рождения жить без мамы. Я не хочу, чтобы меня воспитывал кто-то
другой, а не мои родные.
– Ни за что не стала бы там жить. Мне страшно представить, что
я не смогу включить утром такую музыку, какую хочу, не представляю, как
есть всем вместе нефтяную пищу, носить одинаковую одежду, как жить в
стеклянных комнатах. И я не хочу работать всю свою жизнь на какое-то
общее благо, которого я не чувствую.
Но этот мир все равно невозможен. Идеальное общество уже
пытались построить и коммунисты, и фашисты, и ни у кого ничего не
вышло, слава Богу.
– Если бы мне все-таки довелось там жить, то я попыталась бы
как-то перебороть систему, устроить революцию или что-то вроде того.
Если у меня ничего не получится и меня осудят, то, значит, я
справедливо проиграла, значит, система сильнее, значит, ей нужно
следовать. Ну а если получится – а ведь получится, системе все равно
никогда не справиться с человеческой природой… да, я бы попробовала.
Поколение двухтысячных
«Можно ли построить идеальное общество из неидеальных людей?»
С этим вопросом обратился к подросткам летний Книжный фестиваль,
который проходил в июне 2011 года в ЦДХ: антиутопию Лоиса Лоури
«Дающий» (книжка только что вышла) обсуждал с ребятами Александр
Гаврилов.
Темы для обсуждения были такими: «Что мы готовы
отдать и чем заплатить за счастье?»… «Как лучше: жить без боли и без
чувств или с болью и страданиями?»… «Часто говорят: люди
несовершенны, и если бы не это, у нас было бы идеальное государство, и
отсюда идея вживления чипов – что думаете об этом?»
Саша.
Странно спрашивать нас, мы в таком мире и живем, те же антидепрессанты,
валериана – чтоб чувства успокоить. Фармакологически гармонизированное
общество – реальность.
Соня.
Невозможно создать систему, где все продумано до мелочей, поэтому там
необходимы зеленые таблетки, которые меняют чувства и мысли, а это уже
нереальные люди. У них нет выбора.
Глеб.
Выбор всегда есть: между миром устойчивым, наполненным безмятежностью,
и внешним миром, где ничего не гарантировано: нет еды, крыши над
головой. Что желанно? Жить без выбора или вовсе не жить?– это как раз
выбор мальчика, главного героя книжки.
Маша.
У людей нет плохих эмоций, с ними не происходит ничего плохого?– в этом
нет ничего хорошего. Поэтому даже в самом идеальном обществе находятся
недовольные.
Саша.
Кажется, принц Гаутама говорил: чтобы не расстраиваться, нельзя так
сильно радоваться. Это мудрость, к которой надо стремиться, а вы тут
говорите…
Маруся.
Они же жизни не знают! Они не любят друг друга, делают, что им сказано.
Саша.
А мы можем смотреть на них своим взглядом и говорить, что им плохо, а
они -то другого не знают, и им хорошо. Люди живут своим счастьем, а мы:
что-то они радуются не так, не так общаются.
Маруся.
Наверное, идеальное общество построить нельзя: кому пустыня, кому сады
– а всем не угодишь. А чтобы всем хорошо? Нет, наверное, это должен
решать человек – как ему хорошо. Но не глава общества в одиночку. А в
книге все довольны, хотя их никто не спрашивал.
Сергей.
И все же этот мир достаточно хорош, я бы там пожил, но недолго. А разве
мы не отказываемся от другого уровня понимания ради выживания? Кто
уверен в том, что у нас максимальная степень восприятия?
Агата.
У меня ощущение, что они не совсем люди. Для них убить человека –
стереть ластиком с листа плохой рисунок. Это тела, которые не понимают.
Соня.
Вот-вот, все здесь против выступают, но всем нравится. Отказаться от
памяти – любовь, боль, страх – это пугает. И все, что отзывается
страхом. Кому охота начинать день с ужаса перед существованием…
Александр
Гаврилов. Нет никакого обещания, что мир как-то должен
быть устроен, оглянитесь кругом – мир ничего нам не гарантирует. Но нам
странно: они не испытывают того, что испытываем мы. Всего активнее этот
тезис существует в колониальной литературе, у Киплинга, например. Как
же тяжело делать жизнь дикарей более человеческой, их нужно учить, все
им объяснять. Это какая-то неправдоподобная ответственность: собраться
ради счастливой жизни других людей, которые не такие, как мы.
Марк.
Но за настоящее, самостоятельное устройство жизни герой отдает
значительную цену: 4 дня без еды и воды, а в финале, как я понял, –
смерть.
Петя.
Я там жить не хотел бы по другой причине: никто не соревнуется, ничем
не может выделиться, отличиться. Нет поводов для гордости – плохо.
Маша.
Вот! Про соревнования! Общество делается идеальным не вместе, а по
отдельности – человек пусть и проигрывает, но не ломается и растет, и
так каждый?– растет.
Александр
Гаврилов. Мне это дико – среднеарифметическое счастье,
которое растет. Каким образом оно сделает меня счастливее, если я
несчастлив, а все вокруг бегают счастливые? Или так: в идеальном
обществе все ездят на роллс-ройсе, а я не хочу. Или я обязан хотеть? У
меня нет выбора?
Петя.
Естественный отбор – это нормально.
Маруся.
Нет, уменьшить конкуренцию хорошо бы.
Петя.
Тогда это социализм.
Маруся.
А шведский социализм? Везде свои минусы и свои плюсы, а вот по частям
бы взять и сформулировать собственную версию идеального мира, только
для себя или для узкого круга близких кто согласится. Можно даже
создать поселение…
Александр
Гаврилов. Но следующее поколение может не согласиться с
этой идеальностью. Так устроен человек. Единственное, что
каждый может и должен делать, – додумывать свои представления о лучшем
– лучшей жизни, лучшем обществе. При любой попытке разговора об этом
видно, как по-разному выглядит счастье. И строем, и на лужайке, и в
борьбе… Знайте точно, чем вы другие.