О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Cпециалисты Института содержания и методов обучения РАО
проанализировали результаты исследования готовности первоклассников к
обучению в школе. Как отмечают Г.Ковалева, Н.Нурминская, Н.Гапонова,
Е.Давыдова в статье
«Готовность первоклассников к обучению в школе» («НАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2011 год), по результатам опроса
родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться.
Но уже к концу первого месяца обучения с охотой идут в школу только 75%
учеников, чуть больше пятой части ребят собираются на занятия без
особого желания, а у одного-двух процентов появляется негативное
отношение к школе. К этому следует добавить, что за последние годы
увеличилось число первоклассников, которые не принимают учебную задачу
и отказываются от выполнения учебного задания.
По оценкам учителей, более 80% первоклассников готовы к школьному
обучению. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму
– почти половина, по счету – более 70%.
Согласно полученным данным, большие трудности на начальной стадии
обучения могут испытывать от 15 до 20% детей. В частности, 16% ребят
показали низкие результаты при выполнении заданий по методике «Рисунок
человека». Рисунки детей этой группы отличались крайне малым
количеством деталей (как правило, они рисовали только голову и туловище
с четырьмя палочками), что является признаком низкого общего развития.
Попытки жесткими мерами включить таких детей в систему школьной жизни
могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития
невроза и стойкой боязни школы. С этими детьми полезно проводить
дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические
игры).
Более 10% первоклассников не смогли выполнить половину заданий
«Графического диктанта» (он проверяет способность следовать устной
инструкции взрослого, а также воспроизводить изображение по образцу и
дорисовывать недостающую часть узора, используя уже имеющийся опыт).
Неспособность справиться с этими заданиями указывает на недостаточное
развитие произвольного внимания. Такие дети слабо ориентируются в
учебной ситуации, могут испытывать затруднения при выполнении
фронтальных инструкций, адресованных всему классу.
Авторы акцентируют внимание педагогов на том, что у значительной части
детей развивается адаптационный синдром, который остро проявляется у
15% ребят. На этих детей важно обратить особое внимание: для них
школьная жизнь может быть очень энергетически затратна и чревата
негативными последствиями.
Как дети представляют школу будущего? Чтобы узнать это, архитектор Яна
Куваева провела небольшое исследование?– попросила учеников начальной и
средней школы нарисовать школу своей мечты (или отдельные ее помещения)
и рассказать об этой школе. Эксперимент дал множество интересных идеи?.
Например, цвет в интерьере школы ребята отметили как способ создания
привлекательного пространства и как способ индивидуализации себя
(«чтобы у всех были столы любимого цвета»). Красота и комфорт
пространства, с точки зрения детей, должны определяться
многоцветностью, наличием мягких диванов и покрытии?, необычными
формами помещении? и окон. Также дети хотели, чтобы в школе обязательно
были специально оборудованные места для отдыха и самовыражения:
рисования, музыки, танцев. Для организации учебного пространства многие
ребята предложили круглые формы.
Интересно, что в большом исследовании, которое провели финский педагог
Сини Месканен (Sini Meskanen) и доктор архитектуры Елена Тераваи?нен
(Helena Ter?v?inen) в школе архитектуры для детеи? города Хельсинки,
дети тоже часто предлагали круглые формы организации школьного
пространства, а оптимальнои? его формои? был признан купол. Так же как
и российские школьники, финские ученики хотят учиться в мобильных
классных помещениях, оборудованных раздвижными перегородками и
трансформируемой мебелью. А в оформлении потолка финских ребят
особенно притягивают мотивы неба и космоса... Более подробная
информация об этих исследованиях содержится в статье Я.Куваевой «Архитектура
школы будущего: среда обучения» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 4 за 2011
год).